Леди Годива

Евгения Давыдянец
По картине художника Джона Кольера,
Кольер, Джон (художник) (1850—1934) — английский живописец, один из представителей прерафаэлитов;
***********************************
Живём мы все краше,
Живём все богаче
(Налоги подняли вдвойне)
Надеемся все, что нагая проскачет
Годива на белом коне.

Ах, дива Годива,
Ах, дива Годива,
Прославила графский ты род -
Проехала голая мужу на диво
И свой защитила народ.

И замерли замки,
И замерли храмы,
Затихли сады и дворы,
Когда, словно Ева,
Ты мчалась упрямо,
Грудь золотом прядей прикрыв.

И лишь похотливый
Портной любопытный,
Сквозь щели увидеть хотел,
Ему недоступное женское тело,
Но враз его взгляд помутнел.

И сжалился граф,
Отменил он налоги,
Жестокий не выиграв спор ,
Годиве народ дружно
Кланялся в ноги
Святой ее сделав с тех пор!


**********************************
«Леди Годива» - полотно кисти Джона Кольера и самая известная его работа. Обнаженная женщина верхом на лошади — сюжет, который заставляет остановиться и удивиться яркости и необычности происходящего.

Одна из красивейших легенд старой Англии поможет понять почему художник изобразил женщину именно так, и что за этим кроется.

Леди Годива: история и легенда


Леди Годива, или как по-саксонски ее звали Godgyfu — это жена Леофрика, графа Мерсии, жившего в английском городе Ковентри в XI веке. Это были времена правления одного из могущественных королей Англии — Эдуарда Исповедника, известного также своими непомерными налогами, которыми он облагал граждан. Леофрик также обладал правом взимать подать с жителей своего города. Не раз разоренные горожане обращались с просьбой к графу облегчить их положение, но это не давало никакого результата. Супруга его — леди Годива отличалась щедростью и благочестием и тоже нередко упрашивала мужа быть милосерднее и снизить плату, но и ее мольбы не достигали цели. На очередную просьбу жены разгневанный граф пообещал снизить налоги, если она совершит безумнейший шаг:

«Ступайте, - молвил граф, -
По городу нагая - и налоги
Я отменю», - насмешливо кивнул ей
И зашагал среди собак из залы.

Так описал это действие Альфред Теннисон в 1842 году.
Для графини бедствия народа оказались важнее ханжества и ложного стыда, поэтому она поступила именно так, как сказал ей муж. Жители города, в свою очередь, проявили благородство и в знак искренней благодарности закрыли ставни, двери и ни одна живая душа не видела прекрасную обнаженную Годиву на своем коне, объезжающую город в тот день. Однако, все же один нерадивый портной попытался взглянуть на женщину сквозь щель в ставни, но тут же «у него глаза оделись мраком и вытекли». Поступок жены поразил графа, и он отменил налоги.