Урбинский диптих. Пьеро делла Франческа

Яков Соловейчик
Чета урбинских герцогов на фоне
Пейзажа их владений вдалеке.
Луга, поля, кораблик на реке,
Стада пасутся тучные на склоне.

С обратной стороны - почти парад: *
Там музы, Справедливость, Добродетель.
Пьеро делла Франческа - сам свидетель
И доблести, и щедрости наград.

Двойной портрет семейства на заказ
Всесильных меценатов, без прикрас,
Рисует он без жалости и лести.

Но, вот что интересно: в меру сил,
Уродов двух Пьеро изобразил, **
Ни зла не убоявшись и ни мести.

09.06.2018.

фото автора.

*
Редчайший случай для раннего Возрождения, когда картина имеет две лицевые стороны. С обратной стороны каждого портрета изображен герой в интерьере греческой мифологии, с длинными и поучительными латинскими надписями в нижней части картин.

**
Следует отметить, что композиция диптиха была обусловлена увечием главного героя.
В одном из рыцарских турниров Федерико да Монтефельтро был тяжело ранен - лишился правого глаза и переносицы, которую ему удалили средневековые хирурги. Именно поэтому художник изобразил его левый профиль, а его супруги - правый.

Пьеро делла Франческа, "Урбинский диптих", (Герцог Федерико да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца). 1465 - 72, доска, темпера.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия.