Обзор весеннего лонга от Вадима Забабашкина

Литературный Фестиваль Рунета
У каждого свои пристрастия, своя колокольня, поэтому без предисловия не обойтись.
Начну с общепринятого. У стихотворца всё  должно быть прекрасно: и лица необщее выраженье, и опытность руки, держащей стило, и сердце, отзывающееся на вибрации времени, и современный (но не кричащий) покрой одежд, и зрение, становящееся прозрением, и слух, различающий «ток подземных вод», и вкус…
К этому я бы ещё добавил структурную ясность и целостность произведения. И вот тут уже начинаются личные пристрастия. По мне так стихотворение должно быть кристаллом, а не облаком. Или, если уж поэзия не мыслима без эфемерности – кристаллом в облаке.
Если кому-то не по душе образ кристалла, могу предложить – другой. Есть стихи-цепи – их строфы взаимосвязаны, причинно-следственные связи неразрывны, всё на своих местах, всё крепко и непреложно. А есть стихи-бусы – один образ, второй, третий – каждый в отдельности. Соединенные тоненькой смысловой нитью. Не обязательно красной. Даже лучше, если невидимой. Но порви её, и бусы превратятся в горстку рассыпающихся в разные стороны разноцветных шариков. Вот такие «рассыпучие» стихи я не люблю.
И ещё. Я когда готовился к своему обзору, решил просмотреть предыдущие. И недавний – Олега Бабинова – произвел на меня впечатление. «Вот, – подумал я, – не постеснялся человек быть искренним!» Но потом вспомнил сказку про голого короля. Там лишь мальчик оказался поборником правды, взрослые стушевались. Считается, что они побоялись испортить своё положение в обществе (было сказано, что только глупцы и люди, находящиеся не на своём месте, не видят новой ткани). Но неужели, все были так малодушны? Может, некоторые просто не хотели резать правду-матку в глаза. Ну, станут все правдорубами, и что – жить станет легче и краше? Может, лучше держаться золотой середины между: «Ах, какое новое платья у короля!» и «Король-то голый!» А что, если просто заметить: «А не слишком ли прозрачно у короля сегодняшнее  платье?»
Поэтому этот обзор я бы мог назвать «Прозрачное платье короля». Добавив сюда: «и королевы». Но лучше без заголовка, а то его окончание звучит несколько фривольно.

1. Ольга Домрачева "между"
http://www.stihi.ru/2018/01/01/1212

между водонебьем
и древоречьем
причитает птица
по-человечьи.
на рогах неся
золотые ливни,
медноокий зверь
точит берег бивнем –
улетают в глубь
краснопёрок стаи.
и не важно, кем
мы друг другу стали –
здесь такой рассвет –
наливная дичка.
...приходи со мной
говорить на птичьем.
________________________
«Разговор на птичьем» – характерный язык нынешних авторов. Стихотворение явно не организовано. Попытавшись привлечь к себе читателя  экзотическими неологизмами вначале, автор так и не смог выразить нереальности своего «между», то описывая рогатых слонов, то банальных краснопёрок.

2. Юлия Долгановских "Смерть медведя"
http://www.stihi.ru/2018/01/11/8104

Зов шатуна весною недалёк —
уже не рёв, ещё не стон глубинный —
зверь, обесшерстевший наполовину,
наполовину мёртв. А мотылёк
парит — зачинщик травяного праха —
дрожит его зелёная рубаха,
ей сносу нет, но к ночи выйдет срок.

Шатун умолк, бредёт — уже не шаг,
ещё не смерть, но близко, близко, близко,
вот мотылёк зигзагом входит в изгарь —
торфяники горят? — и видит мрак.
Пытаясь выплыть, вязнет глубже, глубже —
идёт на дно. Медведь ступает в лужу —
и давит мотылька... Глухой овраг,

запорошённый снегом, ночь, метель —
уже зима, ещё звезда не встала —
оледенелым абрисом оскала
любуется луна. И колыбель
свивает тело зверя, словно сына —
усни! — так принимает крестовина
в свои тиски рождественскую ель.
________________________
Честно признаюсь: мало, что понял. Даже заглянул в отклики к стихотворению – не помогло. Сам автор говорит, что это всё символы: и «обесшерстевший наполовину» медведь-шатун и мотылёк странного зеленого цвета, входящий в изгарь горящих торфяников (почему они горят уже весной – тоже не ясно). Мотылёк начинает тонуть в луже, медведь его давит (раздавить мотылька в луже – это тоже надо суметь). А потом сразу наступает зима, оскалом умершего медведя любуется луна, возникает какая-то колыбель, а для окончательного катарсиса – и рождественская ель. Н-да…

3. Любовь Левитина "Столетний дом"
http://www.stihi.ru/2017/06/30/6532

На краю времён, где земля пуста,
этот старый дом – лет не меньше ста,
износился, выцвел и жить устал.

У него для этого сто причин,
и от каждой – трещина в сто морщин,
он сменил сто ликов и сто личин.

У него разбито в глазах стекло,
всё, что в них болело, давно прошло,
в стенах время плесенью проросло.

Сбился молча годы считать до ста.
А вокруг ни дерева, ни куста –
съела память – крепкая кислота.

Дом наполнен памятью, как сосуд,
но о нём забыли и люд, и суд,
и надежды нет, что придут, спасут.

Одинокий дом на краю земли
просто тихо ждёт, чтоб его снесли.
________________________
Мужская рифма, как правило, придаёт уверенность изложению. Поэтому стихотворение хорошо читается. Однако в итоге так и остается картинкой. Не более. Ибо нет сюжетного развития, чего-то неожиданного в конце. У Екатерины Горбовской когда-то было стихотворение о подобном старом доме, кончавшееся: «И средь притихшей старины мы были люто влюблены». Видите – запомнил.

4. Андрей Мартынов Слово "а и нужно-то немного"
http://www.stihi.ru/2018/02/11/6935

а и нужно-то немного
храмик свой бы рядом с храмом
чтобы маленького бога
о своём просить о малом

а и нужно-то немного
из-за дверцы тонкий лучик
чтоб лежащий за порогом
мир и впрямь казался лучшим

а и нужно-то немного
чтобы больше не печалил
уходящий по дорогам
век с котомкой за плечами
________________________
Что больше в этом милом образе маленького храмика рядом с большим – мудрости или детской наивности? К сожалению, дальнейший ход стихотворения не даёт ответа на этот вопрос. Я попытался представить 20-й век уходящим с «котомкой за плечами», но не смог. Не 20-й? А какой?..

5. Светлана Салахова "Вернуться"
http://www.stihi.ru/2018/02/28/4428

Глебово снится. Берег песчаный. Древние скалы.
Мне б возвратиться, веря: печали бренными станут.
Там, на  прожилках тысячелетий, спят аммониты.
Там обнажился, высечен ветром, пласт первобытный.

Местные бухты знают немало тайн и преданий.
Здесь облюбует странник усталый  Камень желаний.
Тот исполином встал под обрывом, смытый навеки
Сходом лавины, талью бурливой – в мир человека.

Молнией бит он, ливнем изранен, людям доверен.
Помнит ли мытарь лик первозданный юной  Пангеи?
Юрким прибоем, солнца лучами память согреет.
Юрское море – зов твой печальный манит сквозь время.

Волны качают чаек на гривах. Небо в зарницах.
Волга… Скучаю… В час сиротливый  Глебово снится.
________________________
Браво! Панторифмы – это для гурманов.

6. Нина Матрохина "Капли солнечного света"
http://www.stihi.ru/2014/03/12/3252

Оля  все  свои  веснушки
На ночь прячет под  подушкой,
Дверь закрыть покрепче просит,
Чтоб  никто  не смог их взять.
А  проснувшись  утром  рано,
Мажет  каждую   сметаной
И  приклеивает  к   носу,
Прежде чем пойти  гулять.

Нет  веснушек  у  Наташи,
У  Серёжи,  Лены ,  Даши.
Может их носил бы каждый,
Но   не   каждому   дано.
Ей весна на день рожденья
Ночью без  предупрежденья
Подарила  их  однажды,
В дом войдя через окно.

Капли  солнечного  света
Ей  дороже,  чем  конфеты -
Съел и всё... а вот веснушки
Дарят   радость  и  тепло!
Не  поэтому  ль  мальчишки
К ней внимательны уж слишком?
Пусть завидуют подружки -
Ей с подарком повезло!
________________________
Хорошее стихотворение: живое, непосредственное, со своим лицом – веснушчатым! Правда, последняя строчка не слишком интересна: всё, что в ней – уже сказано выше.

7. Инга Сташевска "Домой"
http://www.stihi.ru/2017/06/08/1603

И опять, как раньше (пять лет назад?)
Объявляют посадку. Последний рейс.
Проверяешь – паспорт, часы, рюкзак
Сколько дней под крышей? Чужая речь,
Но последний, слава богам, транзит.
Стюардесса (с улыбкой!) стакан воды
Принесет. Пять лет, как не видел зим...
Облака превратятся в белесый дым,
Будет утро, и серый, как мышь, рассвет,
Затяжной – на несколько суток – дождь,
Кто бы мог поверить, что синеве
Предпочтешь это небо. Как чуда ждешь.
Здесь тебя никто не встречает, нет,
Вся родня – немые кресты могил.
Так зачем тосковать по такой стране?
Сколько раз ведь клялся: твоей ноги
Здесь не будет. Господи, дай же сил,
Не соврали – лАком чужой ломоть.
 
Самолет выбрасывает шасси.
Я опять повторяю: «Домой, домой...»
________________________
Человек летит на родину, где могилы его предков, где он родился и вырос. Но его здесь уже никто не ждёт, не встречает – только унылый дождь. Человек уже неоднократно клялся, мол, ноги его здесь больше не будет. Но вновь возвращается, повторяя: «Домой, домой…»  Казалось бы, понятное человеческое чувство. Но почему не безотчетное? Почему у человека возникает вопрос: «Зачем тосковать по такой стране?» По какой такой стране? По Родине?..

8. Александра Герасимова "остановись помедлим здесь мой голос"
http://www.stihi.ru/2018/03/04/5304

остановись
помедлим здесь, мой голос
не пой мне дня
и не произноси
мне облик солнца – как он ни красив
и не шепчи мне снегом крытый колос
давай пробудем здесь пока зима
пока ещё так тихо и морозно
притронься к гроздьям –
как бесстрашны гроздья!
но истины о них не поминай
пока нельзя
всё после –
вёдро, лето
гудящий о закатном пароход
неотменимый вспененный бег вод
сквозная раскалённость парапета
не это
перемалчивай
не это

дай мне тиши – всего лишь тишины
дай слышать мне и видеть
но не ведать
не подари мне всякого ответа
на всякое
пусть будут сожжены
безмолвием мои сухие губы
пусть будет вдох – единственный мой звук
побудем здесь на призрачном яву
я назову всё это –
назову
но не сейчас ещё
не в те минуты
когда от ягод больно рукаву
________________________
Вспоминая классика, сказавшего: «Высокое косноязычье тебе даруется, поэт», я все-таки не могу принять словосочетания типа: «не пой мне дня», «не произноси облик солнца», «не шепчи мне колос»… А ведь тот же автор может сказать просто и поэтично:
…давай пробудем здесь пока зима
пока ещё так тихо и морозно
притронься к гроздьям –
как бесстрашны гроздья!

9. Мадо До "из сонных стишков"
http://www.stihi.ru/2018/02/15/7558

мне снилось то что сниться не должно
пустыня _ корабли аэрофлота
хотелось бы про ближнее болото
пусть даже дно
наверно лучше – дно

мне снилось зимнее – глухая тишина
(а хочется собаку – лай и запах)
я не могла очнуться в тёплых лапах
во сне себя по имени звала

которое из трёх? одно из них
мне помогло
на крыше чёрный дворник
стучал лопатой падало стекло
и снег и голубь…
белый подоконник
усыпан пеплом выкуренных до
и после и в преддверии сезонов
спаси меня
спаси от этих снов
от тонких слов не мне произнесённых

мы спали в поезде мне снились города
предметы улицы и небо городское
нас было трое впрочем как всегда
и дом не дом и свет на аналое
от перегноя талая земля
и тополя безвольные в конвое

так руки ноют предвкушая боль
и пальцы – от игры на пианино
как звали девочку – младенцем умерла
такая же холодная зима
на перегонах скорый поезд мимо
не Нина?
нет
я письма сохранила

вода стекает в ванной по стеклу
и в поезде по окнам и в стакане
скользит по льду чужой велосипед
слетает цепь и слышно – за стеной
пружина стонет в кожаном диване

когда ложишься на закате спать
нельзя смотреть кино – там всё иное
старик не знает как ему пройти
по мутному заснеженному полю
любитель родины
их раньше было трое
и вот теперь он бродит здесь один
в очках от джона леннона
________________________
Даже не знаю, что сказать. Разве что – перефразировать самого автора:
«Когда ложишься на закате спать, нельзя читать стихи – особенно о снах…»

10. Марианна Боровкова "И вот однажды..."
http://www.stihi.ru/2018/01/30/3060

…И вот однажды за твоим окном
Встревоженно мелькнут синичьи тени,
Растает иней в солнечном сплетенье,
Наполнится прозрачным светом дом,

И бабочка воскреснет между рам,
Живая, захмелевшая от счастья -
Случайных слёз безмолвный соучастник,
Наперсница твоя, почти сестра.

И знаешь, будет тихо и легко,
И непривычно, неисповедимо…
Как злы и тяжелы бывают зимы,
Простужены от вечных сквозняков!

А снега не останется, с утра
Небесный сад качнётся под парами,
Потянется, и звонко заиграют
На тростниковой дудочке ветра.

Ты обратишься в зрение и слух:
Привычный ход вещей не нарушая,
Сойдёт к тебе Медведица Большая
Воды напиться из горячих рук.
________________________
Можно много сказать комплиментов про образность и музыку стиха. Можно даже поставить автору пятёрку за прилежание, лишь пожурив за излишнюю красивость заключительного образа, а заодно задав наивный вопрос:  не сложновато ли будет медведице (такой большой) напиться водицы из человечьих рук (таких маленьких) да еще с учётом того, что она сама – ковш?  Ну да это гипербола – мы понимаем. И всё-таки мне вот о чем сказать хочется:  слишком линейно это стихотворение по своей структуре, нет в нём нужной разности потенциалов, без которой, как известно, ток не течёт, а речка превращается в болотце.

11. Нина Баландина "Вдруг небо поднялось и отпустило крыши"
http://www.stihi.ru/2017/03/09/3042

Вдруг небо поднялось и отпустило крыши.
И по земле пошла такая акварель,
Что хочешь или нет, но кисть возьмешь и спишешь
Вот этот лучший день меж пасмурных недель.

Проталины зимы и дальние пролески,
Где черный цвет один - воспрявшая земля.
Тяжелых почек блеск, лучом взлетевший резко,
Окажется у ног, ручьями зазвеня.

Не вынесет душа все рисовать подробно.
Поэтому пускай оставит навсегда
Вот этот день любви в дождем омытых стеклах...
Вот этот небосвод в открытых настежь окнах...
Вот этот весь мой мир, где так любима я. 
________________________
Удивительное свойство хороших стихов: ты еще только начал их читать, еще не успел вникнуть в смысл  начальных строк, а уже почувствовал: настоящее! Действительно, как точна и непосредственна авторская акварель в изображении весеннего дня, и как мир воскресшей  природы становится миром любви.

12. Rewsky "Пустынное"
http://www.stihi.ru/2018/02/09/2956

Вот камни и бессилие зари
пролить хоть что-то. Утру в горле сухо.
Прикованные к дню календари
на пыльной синеве узор рисуют,
и, осторожно пальцами ведя
по щебню дней, что с каждым шагом ближе,
не ждут уже ни ветра, ни дождя.
лишь пыль и зной, который в камне дышит,-
что оживляет, но не веселит...
Что до тебя - ты чужд и малозначим.
Вот облако, и ястреб в нём парит,
лишь точкой и тоскою обозначен,
и ты, шагами вглядываясь вдаль,
где те же камни, полдень, блёклость красок,
застынешь, превращая день в янтарь,
себя - в букашку, видимую глазом,
но спящую уже сто тысяч лет
в смоле, сто тысяч лет застывшей прежде.
Пустыня пьёт прозрачный серый свет,
раскинувшись от страха до надежды.
Пустыня смотрит серо-золотым,
она пуста, и каменна, и дика.
И в долгом взгляде - отразишься ты:
сегодня - криком, завтра - только бликом.
________________________
Всё время хочется задавать автору вопросы: «бессилие зари пролить хоть что-то…» А что? Свет? Солнечные лучи? Почему бы так и не написать. «Утру в горле сухо» Это как? Ладно, пусть сухо. Но что за горло-то? «Прикованные к дню календари…» Видимо, автор этим словосочетание пытается сказать, что время остановилось? А попроще нельзя? Тем более, что эти календари еще и «на пыльной синеве узор рисуют». И еще один вопрос: «зари – календари» – это, каждому понятно, – рифма. А «сухо – рисуют» – тоже рифма?..

13. Ольга Флярковская "Стихи без повода"
http://www.stihi.ru/2016/08/09/3829

Никакого нет повода для стихов.
Сизый дождь над Печорами зарядил...
В бывшем парке — стойбище лопухов
И люпина заросли средь могил.

Всё здесь рядом, рядышком, под рукой:
Супермаркет, кладбище, монастырь...
И в эстонской кирхе застыл покой.
И парковкой служит любой пустырь.

И сияет в славе Успенский храм,
В нём душа не слышит фальшивых нот.
Кто спешит к заутрене в синь и рань,
Кто — спросить копеечку у ворот.

Не сидеть в отеле, пойти пройтись...
Центр паломника, скверик, соседний дом.
Дом такого качества, что держись.
— Так живём мы, доченька, так живём...
На земле — фуражка.
— Возьми, отец.
(Только купишь после — понятно что...)
Помолись...
— Будь милостив к вам Творец!
К октябрю бы надо добыть пальто...
Вы откуда будете?
— Из Москвы...
— Как столица? Держится Пуп земли?..
— Вот опять весною: «Иду на вы!»,
А недавно — пенсии поднялись.

Это дождь над Печорами, просто дождь...
Небо серое. На' сердце пелена.
Здесь стоит нетронутым в парке вождь.
Вот такие, батенька, времена.

— А с работой трудно здесь, не найдёшь...
Попытать удачу — хотя бы в Псков,
И подале тянется молодёжь,
И не слышно свадеб-то на Покров...

 На Покров вернуться бы, говоришь?
— Да...
Зачем — не хочется объяснять.
Просто здесь ночами такая тишь,
И людей пытаешься здесь понять.

Это дождь над Печорами, звон дождя.
Тихий плен, и шелест, и валуны...
Звон обители, кирха, прищур вождя
Суждены мне видимо, суждены.
________________________
Стихотворение, несмотря на свою обаятельность,  так и остаётся на уровне дневниковой записи. А мне, читателю,  хотелось бы  большего – некой поэтической «зацепки», как в стихах Николая Глазкова (кстати, о тех же краях):

Святые горы – Пушкинские горы!..
Холмы, равнины и леса густые,
И голубая Сороть, и озёра,
Коль Пушкинские, то вдвойне Святые!

14. Елена Бородина 13 "Последнее"
http://www.stihi.ru/2018/03/03/9065

… и пальцем по стеклу – то плач, то скрип,
то чей-то смех, и нервы на пределе.
В домах напротив окна облетели:
ни штор, ни света.
Крестовины лип
качаются, промокшие насквозь,
свободны от раскаяний и веры.
Невыносимо близко время первых
носатых птиц, летящих на авось
в пятнистый край проталин-оленят
и жёлтых нерождённых мать-и-мачех.
В оконном скрипе, смехе или плаче –
частица существующей меня.

Размоет свет слепого фонаря
слепой же дождь – весенний проповедник,
явившись не ко времени последних
часов,
минут,
мгновений февраля.
________________________
Наиболее интересным мне показалось вот это: «пальцем по стеклу…», в котором автору слышится не то скрип, не то смех, не то плач. А «крестовины (?) лип», «носатые птицы» и «проталины-оленята» – из другой оперы. К тому же  такие сочетания, как «же дождь» стихотворение не украшают.

15 Александр Спарбер "Этот лепет травы"
http://www.stihi.ru/2017/10/19/4085

        Там на ином, невнятном языке
                Поёт синклит беззвучных насекомых...
                (Николай Заболоцкий)

Этот лепет травы...это там, под травою - ты слышишь -
удлиняются корни, ломая комочки земли,
в лабиринтах, сопя, бродят сонные тёплые мыши,
и, с работы спеша, всё шуршат и шуршат муравьи.

Эта музыка...Рыла задрав, дуют в трубы и горны
виртуозы-жуки; уховертки поют о любви
и играют на скрипках; а рядом, в пещерах просторных
распевают мокрицы слезливые песни свои.

Там, наверное, и для меня приготовлена полость:
охраняют её до поры муравьиные львы –
чтоб, как время придёт, окончательно вплёлся мой голос
в этот хор земляной и в младенческий лепет травы.
________________________
Кажется, что не хватает ещё одного эпиграфа, скажем, из Шпаликова: «Я к вам травою прорасту…» Причем, легкомысленные строки про всех этих жуков и мокриц выглядят гораздо интересней, чем пафосный переход к будущей доле ЛГ.

16. Семён Кац "Признание"
http://www.stihi.ru/2017/12/16/3485

Теплеет воздух. Небеса рыжеют.
Отбрасывают тени облака.
Два лебедя в игре свивают шеи
Спиральною структурой ДНК.

Всё надвое в природе, всё "на пару".
Непарность и обидна, и горька:
Признание, неявленный подарок,
Осталось неотправленным пока.

Подобное рождается подобным.
Признание моё затаено,
Щенком бездомным у калитки дома
Когда-нибудь объявится  оно.

Впустить попросит. Впустят. Заночует.
Уляжется на тёплую кровать,
И женщине, кого щенок врачует,
Захочется щенка поцеловать.
________________________
Увы, стихотворение распадается на два образа: «парности-непарности» – с красивыми лебедями и молекулами ДНК ¬и «признания-щенка», которого женщина – несмотря на то, что он бездомный – укладывает с собой в постель и даже целует. Как-то не по душе мне этот образ своей натуралистичностью. Лебеди обещали большее.

17. Елена Шевченко "Перед рассветом"
http://www.stihi.ru/2017/11/09/11082

Пересчитаны звёзды и овцы.
Перемешаны блики и тени.
Мы с тобой в ожидании солнца
Оказались не там и не с теми.
Мы и сами не те. А могли бы
Шевелить повседневные воды,
Словно две теплокровные рыбы,
Оставляя круги и разводы.
Заблудились с тобой в лабиринте -
Каждый шаг отдаляет от цели.
Ты когда-то мне пел на иврите,
Как мы в этой беде уцелели.
Наблюдая тревожность востока,
Закрываем устало витрины,
Чтобы скрыть восприимчивость к току
Боковых сверхчувствительных линий.
________________________
Уверенное письмо автора, который знает, что хочет написать. Уверенное, но тайное. Очевидно, предназначенное тем, кому, «когда-то пели на иврите». Но я не из их числа.

18. Александр Крупинин "так дивно незримы"
http://www.stihi.ru/2018/03/01/5067

так дивно незримы так нежны так ломки
так в небо  взлетали то снова то справа
закрылков светящихся тонкие пленки
лещины летящей над стылой отавой

лещина любовница дева лисица
лугов ледяных луговая отрава
с тобой этим утром пришёл я проститься
последней гуашью квадратно-корявой

где некто похожий на солнце чирикал
где было светло где искрилось и пело
где небу глаза подставляла черника
но ты тинатин добежать  не успела

луга ленинграда луга ленинграда
то чудится глинка то слышится метнер
жуков ленинградских под гул серенады
без слез не прощаясь уйти незаметно
________________________
Это такие стихи-бормотания: смысловые связи нарушены, знаки препинания отсутствуют… Кому-то такая поэзия нравится. Мне – не очень.

19. Анна Германова "Птичья Библия. Исход"
http://www.stihi.ru/2018/02/07/1252

Весь этот дом, весь этот сад
с его Синаем и Фавором
возносят к небу слитным хором
детей синичьи голоса.

Везде струится горний свет
и каждый день клокочет смехом
и щебетаньем под застрехой
в чердачной жаркой синеве.

Здесь звёзды низкие дрожат
над кровлей зимними ночами,
по сонным вскрикам различая
щегла, малиновку, чижа.

И в этот дом, и в этот сад
с прудом – Генисаретским морем
под сводом кущ Мамврийских — вскоре
последняя придёт весна.

И дом, и сад уже не вам
в удел, в приданое, в наследство,
не ваше осеняет детство
рябин и яблонь тихий храм.

Малиновка, щегол и чиж,
я с вами, Господи, я с вами!
Вот наши тени над домами,
на скатах черепичных крыш,

последний промельк в пустоте
меж гулких стен Иерихона,
на перекрестиях оконных,
в небесном частом решете.
________________________
Действительно, все мы родом из детства. Но моё – кольчугинское – никаких ассоциаций с Генисаретским морем и горой Фавор у меня не вызывает. Кстати, так и не понял, что такое Мамврийские кущи? Мамврийский дуб – знаю, вернее, читал о таком. А кущи... Вообще-то, это шалаши. Поэтому так и не понял, что там, в 4-й строфе, происходит под их сводом? Видимо, не для меня это стихотворение написано. Однако, уверен, что другим оно легло на душу.

20. Липа Липовая "когда он разделывал"
http://www.stihi.ru/2018/01/19/3953

…когда он разделывал черепаху, что ему приходило в голову?
крик мунка, бедро обнаженной махи, плавление олова,
философского камня поиски, ошибка сальери,
легенды тольтеков, дарвина происки, полёт в стратосфере?
или вообще ни о чём не думал, так, механически, –
«четыре ноги, в морщинках угрюмых морда, вокруг – эпический
скафандр из кости, угольниками для прикола украсим,
кому не по нраву – идите в… гости или на восемь на семь…»
…и пошла она, солнцем палима и морем купана,
черепаха первая – космонавт на линии в отрыве от цупа,
топ-топ, луноходно и неуклюже, чуть что - я в домике...
…байконур, канаверал, у нас тут фьюжн безумной хроники,
кусаки наглеют - зубы повдоль и вширь, ждут блюда из земно-водных,
а ещё слоны разжирели, давят на панцирь, ноги, что те колоды,
болтаюсь в полынье вакуумной, моноспектакль для, всё затекло до хруста,
звезды горят в темноте пентаклями, хьюстон, ответь мне, хьюстон…
________________________
Как и в большинстве вещей, представленных в лонге, – заметно острое стремление автора к усложнению текста. В данном случае еще и за счет синтаксиса. Но – вот ведь – завораживает. Какой, оказывается, многообразный и многоОбразный мир этой черепахи. Кто там сказал: «Я – чайка!»? Нет: «Я – черепаха!»

21. Змей Горыныч 3 "Тепло"
http://www.stihi.ru/2018/02/21/4969

Добрая девочка, что ты искала здесь,
Где по торосам ползет снеговая мгла,
Хрусткие блики скользят в черноте небес?..
Я ведь из жадных и не упущу тепла.

Я - неприкаянный Каин, а может Кай.
Ты - одинокая Герда из летних дней.
Детские туфли твои унесла река.
Лед первозданный ладони пятнает мне.

Вечность ужасна, и грани ее остры,
Возле нее не позволено быть живым,
И не согреться, хоть сердцем топи костры…
Ворот раскрою… Встречала такие швы?

Рваным крестом на груди… и звездой под бровь…
Сверху стежки, а под ними края срослись.
Слева стучит механизм и качает кровь,
В правом глазу, как в прицеле, система линз.

Плачешь? Зачем? Не растопит металл слеза.
Просто металл. Не оплот мирового зла.
Разве не глупо жалеть? Я все сделал сам.
Да, для нее… А она, как могла, спасла…

Да, поцелую… Но после пробьют часы.
Прошлое - крошево в несколько мегабит.
…С белой колдуньей у нас малолетний сын.
Мы никогда не научим его любить.
________________________
От Змея Горыныча хотелось чего-то большего. Надо было подключить к процессу все три головы. Одной  –  к тому же израненной – «с рваным крестом на груди» от меча-кладенца – для написания качественного стихотворения не хватило. Увы.

22. Елена Наильевна "Вся надежда"
http://www.stihi.ru/2018/01/01/3846

Вся надежда на август: придёт и остудит жар,
этот жалящий зной остротой в миллионы жал,
это липкое небо, стекающее в закат;
вся надежда на ночи, звенящие от цикад;
свежий северный ветер, срывающий духоту
с пережаренных парков, как будто с невест фату;
на блестящие брызги холодного Кинеля,
на сухие скирды, отдыхающие поля;
вся надежда на запах капустного пирога,
на молочные реки, кисельные берега!

Вся надежда на осень: утешит, угомонит.
Отцветёт и завянет сиреневый аконит.
Будет тыква пузата и яблоки не кислы,
в горле ком, в сердце колко от птичьих "курлы-мурлы".
Вся надежда на ливни, оранжевые листы:
заколдуют - запрячем горячие животы
под футболки и платья, под мягкие свитера.
Остывать будет солнце,
а значит, и мне пора.

Вся надежда на осень: придёт и остудит пыл.
Я и так сомневаюсь немного, что мальчик был.
________________________
Хорошие стихи. Автор любит слово, и оно ему платит взаимностью. И как всё осмыслено, и как все эти сбивчивые перечисления хочется слушать и слушать (припомнив «Рождественскую звезду» Бориса Леонидовича)! Всё хорошо, кроме последней строчки с этим пресловутым мальчиком, выскакивающим, как чертёнок из табакерки. Мне кажется не к месту. Но – автору виднее.

23. Созерцающая Много Раз "сold song"
http://www.stihi.ru/2018/01/23/12158

печальник, плакальщик, сердец
скорбящий голос, голубятник.
ловец снежинок, сорванец,
чем ближе, тем невероятней

по ощущениям любовь,
та, что сродни блаженству. веруй!
шатай основы, прекословь
и богу, и миссионерам.

гони тоску, любую чушь
взашей, что мочи есть, подальше.
в себе смурное обнаружь,
и то, что искренен без фальши.

а золотую песню пой!
бери, пока даётся даром.
благословляемый зимой
и голубым кудлатым паром,

что вырывается из всех
открытых ртов от изумленья,
пока из-под небесных стрех
струится ангельское пенье.
________________________
Когда-то говорили о «пастернакипи» и «мандельштампах». Не скажу, что здесь эта самая накипь, но ощущение, что ты уже встречал такое, причем, в гораздо лучшем варианте – возникает.

24. Светлана Ник Пешкова "Надо мной - земля"
http://www.stihi.ru/2018/03/07/5153

Ты меня по имени не зови,
мы с тобой случайные визави –
две беды в простреленной тишине.
...А меня вне города больше нет.
Я дитя его – у него внутри,
и смотрю глазами его витрин
от Базарной площади до пруда.
Я теперь из города – никуда.
От Никольской башенки – до кремля
подо мной – земля,
надо мной – земля.
Я теперь – дыханье крылатых львов,
папиросный дым, перегар дворов,
колокольный звон и колёсный скрип,
я – нектарный флёр златоглавых лип.
У меня в ладонях –
прохлада луж,
у меня в гортани –
сквозняк и сушь.
Ты привык по имени... Ну и что ж!
Отними у памяти, уничтожь,
вырви восемь звуков, сожги, развей,
без любимых слов – забывать быстрей.
Я тебе ни сродница, ни жена,
не тобой наказана-прощена.
Я – вьюнок, примятый твоей ногой,
и трава, и корни, и перегной,
серый мох, крадущий тепло камней...
Ты, когда остынешь, придёшь ко мне.
________________________
Кажется, автор под конец стихотворения забыл, что начал с сугубо городской темы: «смотрю глазами витрин», «я – колёсный скрип», «перегар дворов», вдруг ощутив себя: вьюнком, травой, корнями и даже перегноем. Видимо, таков авторский замысел. Но не мне его разгадать.

25. Зиновий Антонов "Здесь"
http://www.stihi.ru/2016/09/08/5188

здесь больше нет ни бога ни трамваев
жестокий век
проклятый неудел
и ветер постоянно завывает
так будто он ветрянкой заболел
нет он не плачет
у него нет мочи
разверзнуть туч слезливые глаза
он лишь поёт когда возможно хочет
чтобы под небом пролилась гроза

здесь гамлет жив
и клавдий не замешан
и королева - трепетная мать
здесь ласков хам
и грамотен невежда
и недругов не нужно забавлять
здесь все чисты красивы и свободны
и нет нужды и прочие бла-бла
тут о заре опять прихлынут волны
и тридцать витязей уладят все дела
а что я мог
а что бы ты смогла
 ________________________
Хотелось бы спросить автора: «Клавдий не замешан» – это как? в чём?..
«Нет нужды и прочие бла-бла» – под «бла-бла» – что подразумевается-то? И так в отношении каждой строки:  если не вопрос, то недоумение.

26. Сабина Ленина 1 "Паляница"
http://www.stihi.ru/2017/08/19/8922

Всюду вместе - львовский чижик
и московская синица,
помнишь, Данка, как учил ты
мовить слово паляниця.
Цакать, говорил, не надо,
пропевай легко и нежно.
Яблоневой колоннадой
сад спускался к побережью,
где река несла ранеты
к чистым водам, странам дальним.
Нас благословляло небо
в яблоневой целовальне.
Мы не верили приметам,
не боялись злого  грая,
за холмами этим летом
полегла сорок вторая.
Бродят врозь октябрь и жовтень,
вспоминая  сад бессонный,
на блакитнiм небе желтым
яблоком повисло солнце.
Данка, чую всё вернее,
жизнь твоя во мне продлится.
Слышишь, я теперь умею
нежно-нежно  - па-ля-ны-ця.
________________________
Очень искреннее и чисто исполненное стихотворение. Его даже почти не портят «поэтизмы» в яблоневых строках. И все-таки, совершенно замечательное  двустишие: «За холмами этим летом / полегла сорок вторая» – совсем из другой оперы, где его милую двусмысленность можно было гораздо интересней оправдать.

27. Елена Анирусс "Молчи про осень, все равно соврёшь"
http://www.stihi.ru/2010/12/02/3282

Молчи про осень, - все равно соврешь, -
Конец очаровательной  поре, -
Нет ни листка её в сиротстве рощ,
Нет ни листка  в худом календаре.

В ночь увели, - не думать лучше нам
О том, как уводили в никуда...
Дождь провожал, - с бездумной силой гамм
Смывала след холодная вода.

А средний палец мучил ноту  ми,
А указательный -  мечтал нажать курок, -
Перед зимою снова замер мир,
Аккордом  перепуганный зверек.

Беги, беги за нею в белый край,
По длинной ночи вымеряя  срок…
Молчи про осень и не выдавай
Ее случайно сохраненных строк.
________________________
Когда автор говорит: «Молчи про осень – всё равно соврёшь», а сам говорит, читатель понимает, что это – приём, однако настораживается. И не зря, потому что дальше – фальшь: с пальцами-курками, нотами-гаммами, аккордами-зверьками…

28. Анна Дэ "грачи"
http://www.stihi.ru/2018/01/04/6407

потому ли, что память твоя – полынь,
разбазарена нежность из-под полы
за железной дорогой, за камышами -
ни за грош, за серебряное кольцо.
покрывается трещинами лицо.
оловянный солдатик,
стеклянный шарик

и не жалко ни сердца, ни живота,
и больница разинула ворота,
и приносятся люди, как будто в клюве,
в известковый осыпавшийся уют,
в медицину – медовую, цинковую.
пожуёт - и проглотит,
дай боже – сплюнет

потому ли, что время не одолеть,
первоклассники в парке искали медь,
по слогам выговаривали гербарий.
таял саван, в тетради звенел ручей.
где грачи, да не надо уже грачей,
все бригады на фронте и на пожаре.

медсестрица алёнушка, там, в огне,
все становится явственней и нужней.
кто летает в окне, погляди, алёнка.
там соседки летают – чирик и кар,
в чем родились – без трубок и без лекарств,
в только что оперившихся рубашонках.
________________________
Признаюсь: вода не моего колодца, но прочел вслух: звучит! Так что я свою «алгебру» на этот раз отложу в сторонку: звучит – уже хорошо.

29. Жиль Де Брюн "Счастье Евы"
http://www.stihi.ru/2018/03/30/4411

Чуда не будет, обратно не позовут.
Евины волосы пахнут Эдемским садом.
Лишнее знание выгорело в золу.
Опыт приходит с болью – но так и надо.
Время течёт - к увяданию и распаду.
Ева готовит, зовёт Адама к столу.

Кроме детишек - на Еве и скот и дом.
Новая жизнь начинается с недосыпа.
Ева покорно смиряет себя трудом.
Ищет где сесть, отварного зерна насыпав.
Смотрит на мужа, и смотрит затем на сына.
Первыми кормит мужчин, а сама - потом.

Участь изгнанницы Еву не тяготит.
Где там тот сад, да и был ли он - ей неважно.
Авель и Каин растут, и земля родит.
Летний Адам возвращается с жаркой пашни.
Счастье повсюду, и Еве уже не страшно:
«Я - не одна, и кто есть со мной - не один».
________________________
Чаще всего прозаизмы ставятся стихам в упрёк, только не в этом случае: «…Смотрит на мужа, и смотрит затем на сына./ Первыми кормит мужчин, а сама – потом». Впрочем, такие сочетания как: «Где там тот сад…» не украшают звучание темы о человеке, который способен к выживанию в любых условиях. Хорошая тема, правильная. Но при её воплощении на примере наших библейских прародителей мне хотелось, чтобы что-то Еву всё-таки тяготило, чтобы она не бравировала особо, потеряв Бога: «Я не одна…» Или атеистка уже?..

32. Амир Гайнутдинов "Там, где душа"
http://www.stihi.ru/2018/03/18/7132

Отринув узы постулатов,
Пыль тротуаров, лоск витрин,
Гул проводов, китч зиккуратов,
Докучливый рекламный стрим -

Душа парит над мирозданьем
И будто впроголодь допрежь,
Как книгу первую листая,
Я воскресаю. Юн и свеж...

И я иду в твои просторы,
Безбрежный, неоглядный край!
Чтобы вобрать всё то, простое,
Над чем не властен копирайт.

Я обхожу твои тропинки,
Таюсь на берегу реки...
И стебли с тонкой паутинкой
Я раздвигаю в две руки.

Грибницы дух, духи соцветий,
И земляники сладкий зной -
Приносит суетливый ветер
Мне с дегустации лесной.

Вокруг меня такая вечность -
В ней щебет птиц и звон цикад.
Но холодит тенями вечер -
Пора и место поискать.

Последний шмель, до сна, уносит
Под солнцем выдержанный хмель.
Темнеет. Замерли колосья.
И лес подлунный онемел.

Над журавлиным тихим плёсом
Сгустилась призрачная бель.
А за рекой, среди покосов,
Шагает сумрачная ель.

Спиной к раскидистому древу
Прилёг. Костёр. Внимаю ночь.
Мерцанье звёздное напевно
Играет до-диез-минор...

Под утро у;гли вытлевают...
Свежо и в небе брезжит чуть.
Дороги - нитка полевая,
Петляя, снова манит в путь.
________________________
Безвкусица бывает талантливая (Бенедиктов, Северянин), которая преодолевает саму себя и становится поэзий. Но чаще – обыкновенная, как в данном случае, когда всё в одну кучу: узы, стрим, зиккураты, копирайты, допрежь… А если убрать все эти «наслоения», то перед нами предстанет весьма банальная «дороги нитка полевая», манящая вдаль.

33. Алла Арцис "По ту сторону окна"
http://www.stihi.ru/2018/03/28/4374

Она выросла и живет далеко,
Стала настоящей фройляйн.
Переписываемся онлайн –
В рифму – легко.
Для скорости вместо слов
Пишу названия нот,
Например, вот:
«Ты уже до
Или еще на ре?»
(репетиция имеется ввиду)
Она мне: «Иду
Домой.
Ре-бемоль.
Я – в ответ:
«Будет и до-диез,
Дом – дверь – подъезд.
Лифт осиля,
Доберешься до си ля».
А она мне
На той же волне:
«Ми ми ми не забудь!»
Ну, ми-ми-ми – это так,
Вроде условный знак,
Типа «Будь,
Все хор!»

Фа-диез соль-диез ля –
Мелодический ля-минор
Подключается хор –
Звезды, луна, земля,
Весь млечный путь:
«Ми ми ми, не забудь!»

Колыбельная 
Четыре октавы арпеджио,
Гармония запредельная –
Режь ее
На секунды, малые терции –
Квинтэссенция
Вселенского хорала,
Звезды шалые,
Зодиака зверь –
Музыка сфер…

Но с одиннадцати до семи 
Только ми ми ми
И пауза тринадцать минут,
А там ждут –
По ту сторону окна
Ти ши на.
________________________
Всегда приятно видеть рождение поэзии из пресловутого по выражению Ахматовой «сора» – в данном случае из обычных СМС-ок.  И вот уже эти «шифрограммы» для нас становятся объяснениями в любви, нежности, родства… Если б во второй части стихотворения снизить накал всей этой космичности – совсем было бы хорошо.

34. Елена Албул "Ранневесеннее"
http://www.stihi.ru/2018/04/18/3128

То прямо, вдоль обочин,
А то наискосок
Бежит, куда захочет,
Весенний ручеёк.

Смеётся и сверкает,
Звенит и там, и здесь…
И каждый понимает,
Что счастье в жизни есть.

Смурные продавщицы
В отделе овощном
С утра поют, как птицы,
В дуэте с ручейком.

Без помощи аптеки
И лекарских затей
Больные человеки
Становятся бодрей.

Смывает все хворобы
Весёлая вода!
И грязные сугробы
Сгорают от стыда.
________________________
В общем-то, незатейливое стихотворение, но на фоне многих и многих, написанных на незнакомом мне языке, смотрится мило. А за «грязные сугробы, сгорающие от стыда» – автору отдельное спасибо.

36. Ольга Нежданова "Такие разные облака"
http://www.stihi.ru/2018/04/23/6792

В начале жизни легко быть белым: лети – и небом, как царь, владей. Любая форма на пользу телу, захочешь – ширься, а нет – худей. Ещё не нужно брони и крыльев для дрейфа в море небесных вод. Бывает, ранит лучом навылет, но ранка с лёгкостью заживёт.
А время гонит тебя по кругу, пространство делит на «свой-чужой», и бывший друг не зовётся другом, твой мир – богатый, его – большой. Вокруг друзья одного полёта, Sky-клуб оплачен на много лет, в него не вхож посторонний кто-то, здесь все знакомы, здесь все в тепле.
Конечно, жизнь и тепличных учит. И если лезут в твоё быльё, глядишь не облаком – серой тучей, и даже слёзы картинно льёшь. Однако, в крепком твоём анклаве не беды – бедки – пройдёшь, как квест. Тебя не выдадут на закланье, укроет стая, закон не съест. Тебе не стать побратимом пыльным тому, кто близко к земле плывёт. Ему частенько ломают крылья и бьют ботинком в пустой живот. Спасать не станут, искать не будут, легко закроют на смерть глаза. Плевать на то, что не он - Иуда.
Москва поверит твоим слезам, легко забудет о пыльном брате, привычно спишет любое зло. В твоём чужом голубом квадрате не в тренде горечь правдивых слов.
Когда-то в детстве делились хлебом, клялись, что дружба, как сталь, крепка.
А нынче делят на части небо такие разные облака.
________________________
Считаю, что лишь в одном случае приемлемо стихи писать прозой, – когда они повествовательны, когда это объемный рассказ. Во всех остальных – как и в данном – этот странный приём только мешает чтению. Однако текст прочитан: что-то про жизнь в стае с нагромождением словосочетаний типа: «дрейфа в море небесных вод». Так еще сообщается, что для этого броня нужна. Ну, да – как там у Иртеньева: «Ероплан летит германский – сто пудов сплошной брони!..»

38. Ларки "Спой мне"
http://www.stihi.ru/2016/06/04/2287

Спой мне, как в пойме большой реки
после ухода остаются кораблики...
Вон один  такой растеряха на тонком шпиле,
остальные за мамкой-рекой уплыли.               

Я рискую с моста на полном ходу - к нему.
Подлететь: ну, маленький, почему?
Заглянуть в глаза - дождевые капли,
перья поворошить.
Кто ты есть-то - журавлик? цапля?
нам с тобой ещё жить да жить.

Только бы ветер слышать, да небо помнить,
а пока - у меня земля, у тебя вода.
Ну а что летать разучились -
полно,
это не навсегда.
________________________
Только мне понравилась первая строка «Спой мне, как в пойме…», как сразу пришлось споткнуться: «…остальные за мамкой-рекой уплыли». Почему «за», а не «по»?.. Или тут тире должно стоять: «…за мамкой – рекой уплыли»? Потом автор – неясно в каком образе – подлетает с моста то ли к журавлику, то ли к цаплёнку, – и мне становится совсем неинтересно.             
39. Неведома Зверушка "счастье мимолетно"
http://www.stihi.ru/2004/11/09-1285

Червяк зарывается в мокрый грунт,
Благо земля мягка.
За трактором бурый идет бурун,
Разрезавший червяка.
На две половины живой шнурок
Негаданного рассечен.
Вчера - был клинически одинок,
Сегодня - размножен он!

- Из веника прутик возьми, сломи!
А веник сломать? Никак! -
На комьях мягкой сырой земли
Двойной рассуждал червяк.
- Мы будем вдвое других сильней
И вдвое счастливей их!..

Грачи маршируют по борозде,
И я завершаю стих.
________________________
Философично-иронический экзерсис или скажем проще – необасня. Не получилось: и веник тут не при чем, и описание грунта – зачем, и грачи «не работают» (они и целикового червяка съедят). «Вчера был одинок, сегодня…» – вот слова, требующие развития.

41. Александр Копп "А дело обстояло так..."
http://www.stihi.ru/2018/04/19/5670

А дело это обстояло так:
обрушился лавиной Копетдаг,
и маки полыхнули алой кровью.

Весна гремит, что камнепад в предгорье.
И водопады, бурные ручьи
каскадами срываются. Ничьи
попытки никогда сдержать не смогут
течение стремительное в логах.
Зелёная, как малахит вода,
и в дымке белорозовой миндаль,
и ежевики заросли по руслу,
глаза у Вики с поволокой, бусы.

На плоском камне греется гюрза.
Бросок её, как молнии зигзаг,
укус кинжальный быстрый, словно пуля, –
страшнее он свирепых пчёл из улья. 

Да что нам до гюрзы…, её укус?
У воздуха такой весенний вкус!
И запах необузданного счастья...
И ритм сердец восторженный и частый.
________________________
Стихотворение, как камнепад – всё вперемешку: водопады, ручьи, миндаль, глаза с поволокой… И очень «ценная» информация, насчет укуса гюрзы, который, оказывается, страшней пчелиного.

42. Александр Быстров 4 "Собираю"
http://www.stihi.ru/2018/03/07/279

Собираю из кусков,
Дней, мелькающих так скоро,
Пустяковых разговоров
И невысказанных слов,
Из намерений благих,
Из надежд, ушедших с ними,
Из потерь невосполнимых
И находок дорогих.

Собираю наугад,
По сомнениям и вере,
По простой и ясной мере,
Данной много лет назад,
По словам и по делам,
По мальчишеским приметам,
По библейскому завету
С материнским пополам.

Собираю, как избу
По сосновым звонким брёвнам,
Как по линиям неровным -
Предречённую судьбу.

Подгоняю и крою,
Как одёжку из мгновений,
Как из строк стихотворенье,
Собираю жизнь свою…
________________________
Пожалуй, неплохой пример для моего предисловия. Гора с плеч: не из одних поэтесс будет состоять мой шорт!

43. Ульяна Валерьевна "Детективная история"
http://www.stihi.ru/2018/01/23/2871

Здравствуйте, я - Ева, живу на Пресне. Со мной - кот и дракон. Они любят мёд с молоком, я - двойной эспрессо. Когда я остаюсь дома, находит такая лень, что хожу голой целый день, пью кофе, по телу - истома. Можно сесть на пол, сутулясь, одежду оставив на стуле, прислушиваясь к сытому урчанию.
Но по совпадению /совершенно случайному/
тадам!
Приходит Адам,
приносит "Агдам"
и на закуску "Маасдам".
Говорит:-"Прикройся, Петрова! Расселась коровой, всегда и везде говоришь о еде, придумываешь животных,а настоящее -  вон тут. Смотри сюда, и сюда, вот сюда! - кроссы родной "adidas" изгадил блохастый..."
Да. Господин судья,
Убила Адама я.
В портвейн добавила яд.
Кот убежал, а змея и не было, говорят.
________________________
Наших авторов хлебом не корми, вернее, двойного экспрессо не наливай – дай только в текущую историю вставить библейскую тему, ведь это так сразу преобразит повествование, приподымет.

44. Даша Якутия "В белом"
http://www.stihi.ru/2017/01/14/8685

Этот мир – словно шар из цветного стекла и стали,
утонувший в холодной сияющей белизне...

Жизнь и смерть – части пазла,
как их ни меняй местами.
В тот безоблачный день,
в который меня не станет –
смотри на снег.

Представляй себя в белом...
ведь нет никакой потери.
Я и не был твоим. Извечный обман зимы.
Иллюзорности "нас" до конца оставался верен,
но предчувствовал миг, когда распахнутся двери
земной тюрьмы.

И теперь всё другое,
и время идёт на убыль.
Угасающий свет... молчаливая скорбь икон.

Жизнь сплетает венок, наполняет нектаром кубок...
Вечно юная смерть, улыбаясь, целует в губы...

И так легко –

отпускать твою руку,
чуть слышно шепнув "До встречи",
отделять свою суть от ненужной плаценты слов.

Я иду вдоль реки... и струится июльский вечер.
Слышу песню воды... на нездешнем слепом наречьи.

И мне – светло...
________________________
Чего в этом стихотворении больше: красивости или ложной многозначительности? «Этот мир – словно шар из цветного стекла и стали,
утонувший в холодной сияющей белизне...» – просто эталон и того и другого. «Жизнь и смерть – части пазла, как их ни меняй местами» – опять красиво. А если и впрямь поменять местами, чтобы сначала смерть, а уж потом – жизнь? Что-то у меня не получается.

45. Ольга Попова Хамкеты «по щепкам времени бездушная искра»
http://www.stihi.ru/2018/02/20/103

она служила звуками исправно
по щепкам времени бездушная искра
когда печной заснувший разжигала чайник
и трогала воздушного кота
дремавшего пылинками

и странно
никто не обижался на служанку

пространство изгибало маятник
скучало время мухами угла
старели окна
бликами кружа
зимой двойные летом нараспашку

любить хотелось
быть любимой
однажды каркнуть в жаре куража

висели две зашорканные гири
и не хватало
в сутках
кукушат
________________________
Мне кажется, главная цель автора (как и многих других в лонге) – создать не стихотворение-образ, а стихотворение-ребус. Кажется, речь о часах с кукушкой. А смысл?..

47. Анна Красницкая "2018.Аполлония"
http://www.stihi.ru/2018/02/23/874

Аполлония варит варенье из ковыля
приходила соседка и просила просила просила
принесла придорожной травы извиняй мол
больше нет ничего пять оболтусов по лавкам
и шестой в остерии последние заплаты протирает

Аполлония варит варенье из камней
Пьетро опустошил заначку из бабкиного сундука
и гуляет на последние сольдо купил забористой граппы
вылакал в одно рыло двухлитровую бутыль
только не плакать варенье испортится
слезы удел аристократочек

Аполлония варит варенье из васильков
Ей ходить за коровой ходить за лежачей свекровью
а старая то вот брюзга дребезжит и дребезжит
и ничего не объяснишь ей болезной

Аполлония варит варенье из хлебных корочек
надо бы дочке послать чем питается то в городах своих
ишь чего вздумала учиться ей забздилось
не женское это дело буквы разбирать

Аполлония варит варенье из крапивы
сахара ни крошечки и банка из под меда пустая
Аполлония смотрит на закат и думает
Завтра будет новый день все как у всех по кругу
Соседка хвалилась пустым животом
Говорила что ела мясное рагу

Аполлония завтра будет варить варенье
что принесут из того и сварит
а получится пальцы оближешь
даже варенье из гвоздей удалось
хорошая она баба эта Аполлония
________________________
Не понимаю: зачем брать произведение классика (в данном случае Джанни Родари) и переделывать по-своему? Ладно, если б просто – оттолкнуться и написать что-то новое, так нет же – использовать сам сюжетный ход мастера. Зачем?..

49. Елена Таганова "Пустельга"
http://www.stihi.ru/2016/12/05/6425

Прилетела поутру пустельга.
На осине посидит, на ольхе.
Свой анапест прокричит по слогам -
мол, несолоно хлебать пустельге.

Мол, особый у нее гороскоп -
ни орлы ей не чета, ни стрижи.
Рождена она в черте городской
у кормушек мелюзгу сторожить.

Распугав моих синиц поутру,
над осиной промелькнет, над ольхой.
Не стремясь за городскую черту,
не годясь для соколиных охот…

...и, такая же в душе пустельга,
все над мышью суетясь полевой,
я сигаю и сигаю в снега,
с головой в них уходя, с головой.
________________________
По всему видно, что автор понимает толк не только в стихах, но и в орнитологии. В самом деле – как не поиграть с таким заманчивым словом, как «пустельга»!

50. Гнедой "бабочка"
http://www.stihi.ru/2018/04/17/11056
в ту пору не было тебя красивее:
на щечках ямочки и глазки синие,
волною локоны и губки бантиком…
ну чисто куколка… по циферблатику
кружили стрелочки, годочки меряли
в ущерб красивости  в угоду времени...
вершили грязную свою работу и
картинку трескали, стирали контуры...

ты в сорок пять годков… без настроения…
зовут все ягодкой, но есть сомнения...
на сердце горестный тоски осадочек:
была ты  куколкой, а стала бабочкой...
________________________
Симпатичное стихотворение, лёгкое и непринуждённое. Отдельные слова, хоть и режут слух («грязную», «трескали»), но не сильно. Всё дело в последней строке, которая должна бить в яблочко. А не бьёт. Разве бабочка – символ увядания? Мне кажется – молодости.

Собирался высказать мнение о каждом из стихотворений лонга. Но под конец понял: не выдюжу. Поэтому такие сочинения, как: 29. «Ты не гневайся», 30. «Мотор сосёт бензин похмельной жаждой», 34. «Медные реки», 36. «Звуки сочными мазками», 39. «Третья эмиграция», 45. «Маяк»,  47. «Лунные блики» – оставляю без комментариев.

ШОРТ-ЛИСТ ВАДИМА ЗАБАБАШКИНА:

5. Светлана Салахова. «Вернуться»
http://www.stihi.ru/2018/02/28/4428

6. Нина Матрохина. «Капли солнечного света»
http://www.stihi.ru/2014/03/12/3252

11. Нина Баландина. «Вдруг небо поднялось и отпустило крыши»
http://www.stihi.ru/2017/03/09/3042

20. Липа Липовая. «когда он разделывал»
http://www.stihi.ru/2018/01/19/3953

22. Елена Наильевна. «Вся надежда»
http://www.stihi.ru/2018/01/01/3846

26. Сабина Ленина 1. «Паляница»
http://www.stihi.ru/2017/08/19/8922

33. Алла Артис. «По ту сторону окна»
http://www.stihi.ru/2018/03/28/4374

34. Елена Албул. «Ранневесеннее»
http://www.stihi.ru/2018/04/18/3128

42. Александр Быстров 4. «Собираю»
http://www.stihi.ru/2018/03/07/279

49. Елена Таганова. «Пустельга»
http://www.stihi.ru/2016/12/05/6425