245 112. Завод Малышева

Давид Таращанский
                Уникум
Этот станок для суперфиниширования коренных и шатунных шеек коленчатого вала- для тепловозного двигателя- модели 3877 был разработан и изготовлен на Саратовском станкостроительном заводе внутришлифовальных станков, для Харьковского завода им. Малышева. Для того, чтобы представить габариты станка скажем что рамер от пола до оси коленчатого вала гостирован и равняется 1060мм. Я был ведущим разработчиком станка, курировал его изготовление, отладку, сдачу заводской комиссии и заказчику. Не помню по какой причине у станка не было
ведущего дизайнера. Все новые разработки шли по новой технике и за это мы получали премиальные. Но для стимулирования изобретательства, для получения премии, ведущий разработчик должен был получить, как минимум, одно авторское свидетельство на изобретение. За каждое авторское, автор получал 15 рублей, а после изготовления станка- ещё где-то в районе тридцати.
Когда прорезался дизайн, стали получать авторские свидетельства на промышленные образцы.Для стимулирования развития дизайна, за каждое авторское платили бешенные деньги. Так за этот станок была выплачена премия- 4000 р.
Премия  выплачивалась если станок был серийным,изготовлен в металле и защищён авторским свидетельством на промышленный образец.
Когда станок был изготовлен получить авторское свидетельство поручили королю по оформлению авторских, ведущему дизайнеру Эммануилу Нахимовичу Кацу. Мы приехали в Саратов, и процесс пошёл. Мы разъяснили главному инженеру- Матеранскому Всеволоду Константиновичу- цель нашего приезда, и он сам взял на себя руководство мероприятием. Деньги за авторское были большие, но прихлебателей было ещё больше. От ОКБ – гл.инженер.,гл.констр., нач.отдела, Саженица, я и Эммануил Н. Очень хотела попасть в список Людмила Николаевна Крылова- начальник группы дизайна, но я её победил. Саженицу меня заставил вписать нач. отдела, как представителя от народа.
С Матеранским я согласовал заводской список,-нач. цеха, нач.отдела, гл. инж., директор завода, гл.конструктор, и парторг завода. Гл. инженер, со
слезами на глазах умолял меня включить эту сволочь в список во избежание всяких неприятностей. Я сломался.
Станок был установлен в термоконстантном цехе и  уже был принят заводской комиссией совместно с представителями заказчика.  Утром мы зашли к главному и пошли в цех. У гл. инженера была кличка –бюргер. Он был высокого роста и достаточно плотного телосложения. Рядом с ним мы совсем не выглядели,- с нашим ростом 164см. и весом за 60кг. Главный стал перед станком, разнял ноги чуть шире плеч и соединил руки сзади.
Мы в таких же позах стали по бокам. Здесь же стоял молодой нач. цеха Валерий Васильевич Андреев. Мы были с ним коллеги – у него был первый разряд по сп.гимнастике. Главный обратился к Валере и приказал выполнять все указания мэтра. Мэтр приступил к работе. Появились слесаря, которые причесали станок и спрятали все шланги. Появился фотограф и огромный экран, который был установлен за станком. Два ассистента должны были тормошить экран, для создания нейтрального фона. По трафарету, который изготовил мэтр, в районе бабки изделия пробили модель станка. Когда дело дошло до эмблемы с заводской маркой и Эммануил предложил сделать трафарет и пробить это на задней бабке главный был очень возмущен. Эмблема должна быть достойна станку и нашей марке. Нужно сделать бронзовую, фрезерованную на программном станке, эмблему и закрепить на задней бабке. Сказано- сделано,-эмблему, по эскизу Эммануила, изготовили и закрепили, станок сфотографировали на нейтральном фоне, авторское, оформленное Эммануилом, выдали, деньги получили и разъехались по разным странам. А иных уж нет давно.
Давид Таращанский
Worcester. 03.29.2015

         
Сегодня президент украины тов.Порошенко посетил Харьковский танковый завод им. Малышева, побывал в окопах, поел кашу а может быть и сходил там в туалет.
Так вот завод им. Малышева заказал нам уникальный станок для суперфиниширования шеек крупногабаритного коленчатого вала, который устанавливался на тепловозный двигатель.
Я был единственным ведущим специалистом
в союзе который хранил у себя чертежи коленча-
тых и распределительных валов и согласованные
технические задания на разработку станков
для этих валов. Вся документация хранилась в
архиве. На станок модели 3877 для завода есть
авторские свидетельства № 572369 и 57369 и авторское на промышленный образец №39                Я полностью разработал станок, под моим руководством были выпущены  чертежи, дубликаты калек я сдал изготовителю,
полностью курировал изготовление, сборку, от-
ладку, сдачу заводской камиссии, сдачу заказ-
чику в Саратове и отладку и сдачу на Малышева.
Каждый этап проектирования я защищал на тех-
советах ОКБ, в Саратове и на Малышева, поэтому
руководство завода со мной было знакомо.
Начальник нашего КБ не разрешал оформлять
мне допуск, за что я ему очень благадарен, и
я ходил на завод с провожатым. Провожатый
меня встречал, и говорил- я тебе не нужен? и
уходил. Я сам шел по назначению. На дверях
были страшные таблички- Болтун находка для
шпиона,- Враг не дремлет-Не теряй бдительность -и далее в таком же духе. Я не пугался- я не был ни болтуном, ни тем более шпионом.
На проходной всегда ругались когда я говорил,
что у меня нет допуска, но после звонка- тон 
менялся и появлялись нежные нотки в голосе.
Когда я проектировал станки меня в основном
интересовало только само изделие, поэтому
сведения о назначении коленчатого вала у меня
ограничены и случайные. Мои знакомые всегда
негодуют когда я не  знаю мощность двигателя и
год выпуска моего автомобиля, хотя это не мешало,
в россии, самому делать ремонт. Тепловозы завод
выпускал как ширпотреб, что говорит о
его важности и размерах. На двигатель локомотива
устанавливалось, если я не ошибаюсь, по
два коленчатых вала, выпуск локомотивов был
небольшой. Шейки обрабатывала банда рабочих,
состоявшая из 15 человек. Каждый вал, точно не
помню, весил 1,5 тонны и был длинной, где-то 2,5
метра. Ребята были молодые, потому что работа была адская.
Вал устанавливали на большой токарный станок и
жимками обрабатывали каждую шейку вращающегося вала.
Жимки –это большие деревянные щипцы для колки орехов.
В том месте куда кладется орех, крепится абразивная шкурка.
Рабочий закрывает жимок, таким образом, что бы
абразив охватывал шейку. В зону обработки подается
охлаждающая жидкость- керосин и ~0.5% олеиновой кислоты.
Вал вращается и производится обработка шейки.
Потом меняют  шкурку и обрабатывают следующую шейку. Когда
обрабатывается коренная шейка –задача рабочего
только зажимить жимки. Когда обрабатывают шатунную шейку рабочий зажимает жимки и совершает возвратно поступательное движение двумя руками. Банда- это были нормальные ребята, которым хорошо платили за их каторжный труд, но когда они увидели работу своего конкурента, которым управляет один человек, увеличивает производительность во много, много раз, исправляет не-
круглость, овальность и гранность, снимает дефектный
слой и даёт такую чистоту, которая им даже не снилась,
они каждое утро приходили на работу и проходя пинали станок ногами, потому что
им грозило увольнение. Да и начальник цеха №1000 говорил мне, что если все заболеют, всё равно норму выполнят, а какова надежность но-
вого станка? Новую технику на предприятиях
очень не любили, поэтому руководство завода,
в лице гл. инженера относились очень жёстко к
приёке. Чистота шейки коленвала, после обработ-
ки проверялась по заводской технологи методом
отпечатка. На обработанную шейку, в загородку
заливали стиракрил и когда он затвердевал снима-
ли и под микроскопом проверяли высоту гребешков,
которые и характеризовали чистоту поверхности.
При проверке чистоты, заводская лоборатория выдала
справку, что чистота шейки только 6 го класса,
а она должна быть 7 го. Я знал, что станок даёт
чистоту 10  и потребовал произвести
проверку другим методом. Короче говоря после
небольшой драчки мне удалось подисать акт
приёмки и получить благодарность от своего
руководства.
С Шелковым я встретился через много лет, когда
я сдавал на заводе Малышева свой станок, для
суперфиниширования шеек коленчатых валов.
Мне нужен был метролог, для проверки чистоты
шеек после обработки.
Я работал в станкостроении, и моё руководство
рекомендовало мне обратиться  за помощью на
харьковский завод шлифовальных станков им.Коссиора.
Когда я пришёл на приём к директору-им оказался Шелковой. Я про себя сказал- привет засранцу- поздоровался с ним,  напомнил о волейболе и попросил от имени моего руководства оказать мне помощь.
Конечно с руководством Малышева он не хотел ссориться и сказал- мало с кем я играл в волейбол, на этом мы с ним и разошлись.
Станок я сдал и без его помощи. Начальник измерительной лаборатории завода Малышева оказался порядочным человеком и не смотря на указания главного инженера, которые я слышал при телефонном разговоре, не сфальцифицировал реальные показатели чистоты.
Мясячная борьба на заводе успешно закончилась, акт был подписан, станок принят в эксплуатацию. Это был уникальный, единственный на планете станок модели 3877.
Worsester   05.17.2015    12:42 AM