Как крестьянин с купцами поспорил

Сергей Никифоров -Старший
    Жил один крестьянин. День и ночь работал в поле, а досыта никогда не ел. И была у него мечта – побывать в  столице, хоть один раз, и увидеть самого царя. Уж столько про него разных диковинных слухов да сплетен ходило, что простые люди думали, будто царь человек особенный, не как все другие.
    А столица известно – далеко. И с пустым кошельком туда не пойдёшь. Вот накопил крестьянин немного денег и решил-таки отправиться в город – царя поглядеть.
    Жена как узнала, давай бранить его да приговаривать – совсем, мол, спятил. Последние деньги, говорит, на дурацкую прихоть потратить хочешь! Нечего, твердит, тебе в столице делать. А он знай, своё – пойду и всё тут! Ругалась она, ругалась, да и отпустила его.
    Обрадовался крестьянин, положил в котомку хлеба кусок да луку пучок, деньги, что скопил, в тряпицу завернул – и в путь. День идёт, неделю. Запасы подъел, деньги почти все поистратил. На исходе второй недели пришёл в столицу. Добрался аж до самого центра, а там стоит церковь белокаменная с куполами золочёными да колоколами звонкими, крестами небо чуть ли не подпирает.
    И надо такому случиться, что царь со своей свитой именно в это время выходил из церкви. Да так близко прошёл мимо крестьянина, что тот его во всех подробностях рассмотрел. Рассмотреть-то рассмотрел, да только радости никакой не испытал. Потому что царь показался ему таким же как все люди, таким же как он сам. Разве что одет побогаче, да походка повеличавее. Ну, и карета, понятное дело – царская.
    Приуныл мужик. Идёт, куда ноги несут, а сам думает – вот, дескать, дурень-то я, зачем только деньги потратил, да сапоги истоптал? И зачем жену не послушал? Как теперь домой без денег добираться?
    А тут ещё от расстройства зуб заболел, хоть волком вой. И есть нестерпимо хочется. Пошарил он в котомке – пусто. Развязал тряпицу, посчитал оставшиеся гроши и чуть не прослезился – ни на зуб, чтобы выдернуть, ни на еду не хватит.
    Не заметил, как оказался на базарной площади. Очнулся от невесёлых дум, только когда почуял запах горячих пирогов. Стоит, смотрит на прилавок с пирогами, слюну глотает, а сам думает: «На зуб, может, денег и хватит, тогда с голоду помру. А съем пирог – зуб ещё сильнее заболит».
    Не может решить, что делать. А мимо проходят два купца. Разговаривают громко, руками размахивают. По всему видно, что дела у них идут хорошо, и ни в еде, ни в одежде, ни в чём другом нужды они не испытывают. 
    Увидели, как крестьянин на пироги уставился, и решили подшутить над горемыкой.
    – А что, – говорят, – мужичок, сколько пирогов сможешь съесть за один присест?
    И смеются сытно и довольно.
    – Дык, сколько… – растерялся поначалу крестьянин, но тут же смекнул, что нежданно-негаданно подвернулась ему удача. – Сотни полторы, пожалуй, съем.
    – Полторы сотни? Шалишь, брат! Столько никто не съест.
    – Никто не съест, а я съем.
    И разгорелся меж ними спор – съест или не съест? Купцы раззадорились, раскраснелись. Народ вокруг собрался: одни кричат «съест!», другие «ни за что не съест!». Тут купцы о чём-то пошептались и говорят:
    – На что спорим, что не съешь полторы сотни?
    – Да нечего мне поставить на спор, разве что вот зуб – коли не съем в один присест полторы сотни пирогов, рвите мне зуб, пёс с ним.
    Рассмеялись купцы, подмигнули друг дружке, да и согласились. Наелся крестьянин пирогов так, что ни дышать, ни стоять не может, присел тут же у прилавка и говорит:
    – Ваша взяла, господа хорошие, два десятка съел, не могу больше.
    Народ потешается, пальцами на бедолагу показывают, гримасы строят! Купцы ещё больше развеселились, велели привести лекаря, чтобы, значит, зуб у мужика вырвал.   
    Крестьянин сморщился, будто жалко зуба, а смех вокруг ещё громче. Тащит лекарь больной зуб – мужик кричит, стонет, ногами по земле сучит. А народ за животы держится от хохота.
    Наконец, лекарь зуб выдернул. Купцы расплатились за пироги, за зуб и говорят людям:
    – Видели вы такого глупца? За два десятка пирогов зуба лишился!
    – Глупцы глупцам рознь, – отвечает крестьянин. –  Вы вот и за пироги, что я съел, заплатили и лекарю за зуб вырванный. И от голода меня избавили, и от боли. А мои денежки при мне целёхоньки остались. Вот и подумайте, кто из нас глупее.
    Тут уж народ рассмеялся над купцами. А они, видя такое дело, только головами покачали да и пошли молча своей дорогой.
    А мужик благополучно добрался до дома и долго потом всем рассказывал, какой из себя на самом деле царь, и какие глупые в столице купцы попадаются.

А здесь про бездонный горшочек
http://www.stihi.ru/2018/06/05/5041