Не береди – ни раны, ни былое:
былому место в кладовой времён ...
*
Киот у алтаря на аналое
под взглядами всевидящих икон –
они на всех глядят с иконостаса,
любой, кто в храме, – им открытый весь ...
Один стоит, бубня пред ликом Спаса:
«Хлеб наш насущный, Боже, даждь нам днесь» ...
Да, это Он молитву дал такую,
но тем, кто сорок лет блуждал в песках …
Мужик, услышь о чём тебе толкую:
– Ты, в чёрной тройке, в шёлковых носках –
стоишь и просишь … не душе, а брюху –
под куполом, как эхо: «дай … дай … дай …», –
напоминаешь ветхую старуху,
перечисляя слёзно в чём нужда.
А рядом по-мужски, а не плаксиво,
с достоинством держась за костыли,
калека шепчет: «Господи, спасибо,
что среди звёзд есть место для Земли;
спасибо за леса твои и реки,
за пенье птиц и за родник во рву;
спасибо, что все люди-человеки
Тобой хранимы; и что я – живу!
Спасибо, Бог, за небо голубое,
за тёплое дыханье ветерка …» –
Скажи, мужик, как мне понять такое?
Бог для тебя – кормящая рука?
«Стучись – и отворят», «Проси – и будет …» –
ты эти правила впитал в себя сполна:
стучишь и просишь – там, мол, не убудет,
а мне прибыток в злые времена.
Скажи, мужик, а времена, чем плохи? –
ты голодаешь? болен? сир и наг?
Что породило эти охи, вздохи –
цунами? наводнение? война?
А тот, который рядом, – переломан
и вдоль, и поперёк – едва стоит,
но светел, будто Богом поцелован.
И он – не просит, он – благодарит!
*
Смотрю на них двоих и понимаю:
не тот мужик, что гладок и холён,
а тот, кто меж миров идёт по краю
и верит в жизнь.
И верою – силён.
К нему обращены с любовью лики
с икон в передней части алтаря:
не сломлен он – и этим он великий,
в любой и каждый день календаря.
Он входит в храм, не облачаясь в тогу
несчастного, чтоб милости просить.
Он ходит в Божий храм, как в гости к Богу,
не жаловаться, а благодарить.
*
Здесь, на земле, любой из нас – транзитом:
и каждому свой путь – и тут, и там.
Нахлебником – иначе: паразитом –
не будь.
И знай: воздастся по делам.
Смотри на звёзды тёмными ночами
и твёрдо верь, что бесконечна жизнь.
Не береди ни раны, ни печали –
забудь плохое, к доброму стремись.