Атеисты и верующие

Мария Осина
Недавно я наткнулась на статью Рики Гервеса «Почему я атеист». Там говорилось о вере, что верить можно во что угодно, выполняется лишь эффект Плацебо, что объективно, бога не существует и т.д. К этим выводам автор пришел в детстве после того, как его старший брат задал ему вопрос: «Почему ты веришь в Бога?». Вот что я думаю по этому поводу.

В детстве, до определенного возраста, человек принимает точку зрения своих родителей, в большей части того, с кем проводит время. Так мать этого мальчика, услышав этот вопрос, строго сказала «Боб!», что значило «Заткнись!». Она испугалась, что старший брат заставит усомниться в вере ребенка, что, собственно, и произошло. Отсюда возникает вопрос, а была ли мать мальчика верующей вообще? Конечно, нет. Она была атеисткой, как и другой брат. Она просто хотела привить маленькому чувство порядочности, а главными заповедями были не «Возлюби Бога как самого себя», а все последующие, начиная с «чти мать и отца своих». Она скорее всего просто боялась, что останется одна. Увидев, что старший усиленно занимается учебой, по-хамски себя ведет, она испугалась, что он бросит ее в старости. Тогда она решила младшего отдать в храм и сделать из него верующего. Но психология, как раз утверждает, что дети повторяют действия родителей, ход их мыслей, являясь продолжением. Следовательно, у атеистки-матери не может быть верующего сына.

Атеисты не плохие люди, но сомневающиеся. Любой человек на стадии поиска может объявить себя либо атеистом или верующим. Согласитесь, что атеист тоже отстаивает свои взгляды в данном случае по этому вопросу, а следовательно ему важна эта тема. Судя по рассказу, приведенном в статье, автор, будучи атеистом, все равно соблюдает некоторые заповеди, ну хотя бы «не убий», «относись к другим так…». Это осталось в нем с детства. После вопроса брата он перестал слепо верить, а начал сомневаться, начал искать Бога.

Я думаю, атеистов нет. Люди, которые так себя называют, просто верят в свою смерть, а, допустим, христиане, верят в жизнь после смерти. Люди, которые об этом говорят и думают, есть люди, находящиеся  в духовном поиске и развитии. Есть воцерковленные и невоцерковленные. Есть сомневающиеся, а есть «нищие духом». Причем последние по своей собственной ВОЛЕ. То есть они сознательно не думают о «высоких вещах», а отстраняют мысли и сомнения, начинают видеть во всем Бога, подчиняться Ему всецело, но СОЗНАТЕЛЬНО. Это ключевой момент. Воля и сознание определяют истинную веру.

Есть ли Бог или Его нет, от нас, людей,  не зависит. Это объективный факт как существование воздуха, вселенной, галактик, черных дыр и т.д. И познание Бога, и познание мира происходит эмпирически. Отличие в разных способах познания. В случае научного познания мы опираемся в первую очередь на 5 основных органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и на логические умозаключения. Существует множество теорий в разных областях знаний. Гений тот, кто смог охватить своим умом каждую область, построить теории во всех областях. Но только этот гений, в силу своей человеческой натуры, не может изучить один из множества предмет глубже, чем тот, который занимается одним предметом исследования всю жизнь, поскольку происходит рассеяние внимания, и нет времени на глубокое изучение одной темы. Так эти теории будут изучать обычные думающие люди, которым интересна одна область знания. Они в свою очередь будут изучать более мелкий вопрос, и так из одной теории посредством геометрической прогрессии будет происходить все больше и больше вопросов, на которые один человек самостоятельно ответить точно не сможет. У него просто не хватит времени.

В случае познания Бога используется иной путь, иные чувства. Это прежде всего способность видеть Божественный промысел, оглядываясь на свою жизнь. Какие-то совпадения в жизни кажутся уже не случайными, а вполне закономерными по этому промыслу. Так, есть книга православного автора Н. Павловой «Красная Пасха», книга о. Тихона «Несвятые святые», где показано то, как люди чувствуют,  анализируют. Эти чувства в науке называются перцепцией.

Это не значит, что они не анализируют. Они рефлексируют над каждым своим чувством, пытаясь понять, чем оно вызвано, какое оно несет последствие, угодно ли оно Богу. Эти люди могут трудиться в разных областях, в том числе и в науке. Они посвятят всего себя на изучение того маленького предмета и впоследствии  сделают для себя, а может быть и для всего человечества, колоссальное открытие. Они считают, что на все воля Божья. Но при  этом, все их мысли, чувства и действия «здравомыслящему» человеку из первой категории кажутся парадоксальными, противоречащими друг другу, поскольку они не видят того, что доступно взору этих людей, что для них априорно.

Познавать Бога человек может начать с любого возраста. Чаще это происходит под конец жизни, поскольку становится близка смерть. Даже атеисту на сметном одре часто кажется, что он чего-то не понял, перед кем-то провинился и т.д. Верующему человеку будет проще, поскольку он чувствует, что его ждет впереди, у него есть надежда на светлый конец земной жизни и начало грядущей. У атеиста нет надежды. Ни на что. Но всех, каждого человека посещает мысль «А что же останется после меня?». И тут возможно отчаяние, депрессия, недосказанность, боль, испуг, в общем, не самые лучшие чувства. 

Человек любит комфорт. У человека есть чувства. Кто-то ставит их выше, кто-то нет. Первые – верующие, вторые нет. Кстати, неверующий и атеист не одно и то же.
Существует еще одна группа людей, из-за которых «атеисты» боятся быть верующими, осуждают их, глядя на них, разочаровываются в церкви и в вере в целом, а слово «религия» считают чем-то оскорбительным. Это так называемые «псевдоверующие» по типу мамы автора вышеприведенной статьи. Эти люди, в большинстве своем, погрязли в фарисействе (формальном соблюдении заповедей). На самом деле, в них мало веры, они ограничиваются внешними обрядами, а о сути забывают. Эти люди и в науке встречаются, именуются лжеучеными (например, З. Фрейд). Они заботятся о своем комфорте, откровенно плюя на жизни других, они отстаивают свои идеи, считая себя одними правыми, а остальных нет. Именно они «смертью готовы доказать свою веру», вступая в словесные перебранки с атеистами. Они хотят показать себя правыми, они не принимают точку зрения других, всячески унижая ее. Надо сказать, они делают это из гордости. Увы, таких людей становится все больше и больше,  а посему они сбивают  действительно мыслящих людей с толку. Они заставляют людей, находящихся в поиске, называться атеистами, поскольку им стыдно причислять себя к подавляющему большинству таких вот. Это тоже происходит из гордости «мы не такие». И таким образом атеисты отказываются от главной, первой заповеди «Возлюби Господа Бога прежде матери и отца своего», соблюдая другие, как автор статьи.
Но, кстати сказать, я верю, что эти люди, старающиеся принести людям счастье, в конце жизни задумываются о существовании Бога.

Отсюда мы переходим к ключевой мысли.

Все основывается на личном мироощущении каждого человека. Мне, например, важно понять, кто я, что я здесь делаю, зачем все было создано, что будет потом. Моя лень говорит, что там ничего нет, нужно выпилиться и страдания прекратятся. Однако меня мучает еще один вопрос, что атеистов,  которым бывает тяжко, заставляет жить? Опять-таки, важно личное мироощущение, которое возникает при начальном воспитании родителями, вторичном обществом и постоянном личном.