Мамины слёзы

Иванюк Ольга Никаноровна
      Хочу рассказать о том, как увидела мамины слезы. Было это в послевоенное время. Я тогда училась в педучилище города Могилёва. Это был 1946 год. Папы ещё не было дома: он лечился в госпитале после контузии. У нас в семье было три дочери: Нина, я (Оля) и Майя. Дома ничего нет: голод, холод и пятеро детей. Пришла соседка. Я слышала, что мама с ней разговаривает о дочерях. Прислушалась. Мама говорит, что у неё нет ничего в приданое, кто их возьмёт замуж? И стала плакать... Я увидела мамины первые слезы за нас, дочерей.
       Второй раз мамины слезы я видела, когда моя тётя выходила замуж. Папы все ещё не было. Я, студентка, тоже присутствовала на свадьбе. Была там и "дядина": это жена папиного брата Ивана. На ней был мамин платок... Во время войны все лучшие и ценные вещи, чтобы не пропали, мы отвезли к этой Насте, жене папиного брата. Закапывать в землю боялись, пожалели... Дядина семья жила в зоне, куда карательные отряды не заезжали. Мы считали, что так наши вещи сохранятся. А когда мы с мамой приехали забирать свои вещи после войны, Настя нам их не отдала, сказала, что забрали немцы. А сама на тетину свадьбу пришла в мамином платке: красивом кашемировом, с кутасами... Мама узнала свой любимый платок, вышла в другую комнату и стала плакать. Мы с сестрой Ниной пришли к маме, и она рассказала, отчего плачет... Мы ей говорим, чтобы она сказала Насте и забрала этот платок, а мама, добрый и скромный человек, поплакала, а сказать постеснялась... И так, по жизни, мама, а потом вернувшийся из госпиталя папа, виделись с этими "родными", но никогда не упоминали об этом инциденте... Это были "вторые слёзы", которые я видела у мамы.
       Но наша мама, несмотря на застенчивость, была настолько сильным человеком, что все это перетерпела, выдержала, сохранила пятеро детей. Все три дочери счастливо вышли замуж: я с сестрой Ниной в один год (1952), а младшая сестра Майя - немного позже, в свои 20 лет...
       Моя дорогая мамочка, вечная тебе память...