Квартет из Риголетто

Вадим Константинов 2
                Каждый в квартете,
                Наверное, мог
                Быть самым главным...

                Ведя своё соло...

                Но их связала
                В единый клубок
                Музыка Верди!..

                По сути беспола!..
                03.06.2018.

                Посмотрите спектакль БДТ "Квартет"(2005)...получите удовольствие

Третье действие. Глухой прибрежный район, в котором бандит Спарафучиле использует для своего притона полуразвалившийся дом. Темно и безлюдно. Риголетто приводит сюда Джильду, чтобы показать ей измену Герцога. Они смотрят в расщелину в стене дома, куда входит переодетый Герцог со Спарафучиле. Герцог пьет вино и поет песенку <<Сердце красавицы>>, приобретшую мировую популярность.

Эта вальсообразная песенка весьма легкомысленна. Она еще больше усугубляет характеристику развратного соблазнителя, умеющего казаться очаровательным юношей. Наряду с этим в ходе драматического действия песенка Герцога, повторяясь дальше, приобретает особый драматический и идейно-эмоциональный смысл, резко контрастируя со всей окружающей обстановкой. Если баллада из первого действия сливается с атмосферой придворного бала, то песенка противоречит обстановке мрачной, зловещей ночи и разбойничьего притона профессионального убийцы. Она врывается чем-то чуждым и странным в жуткую ночь, прикрывающую готовящееся преступление. Такой контраст является замечательным музыкально-театральным приемом в духе характерных романтических приемов В. Гюго, на сюжет драмы которого написана опера.

Спарафучиле приводит к Герцогу свою сестру Маддалену и оставляет их вдвоем. Находящиеся снаружи Риголетто и Джильда слушают и наблюдают любовные признания Герцога. Он расточает любовные речи, Маддалена игриво смеется и притворяется, что не верит Герцогу, Джильда полна тоски и отчаяния, Риголетто, указывая ей на измену Герцога, угрожает ему. Так складывается замечательный квартет, где в стройном ансамбле, в гармоническом слиянии голосов каждый из участников сохраняет свой самостоятельный характер, свои чувства и страсти.

Партия Герцога в квартете носит характер любовного романса; ей противопоставляются игриво-насмешливые фразы staccato Маддалены, полные жгучей тоски, со стонущими интонациями, фразы Джильды и угрожающая, мрачная музыкальная речь Риголетто.