И вот мы снова в замечательном обществе друзей-литераторов... Середина 19 века. Петербург. Да, уже нет среди них главного Эстета: Александра Дружинина — туберкулез не щадил и весельчаков. Но остальным ещё многое предстоит совершить на ниве русской литературы. ( Начало см. в эссе "Прекрасная жизнь").
Пока все дружны. Некрасов руководит «Современником» и открывает новые таланты: М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.Н. Островского в прозе и Федора Тютчева — в стихосложении. Он же ввел в большую литературу Льва Толстого и Достоевского.
Но уже вскоре, в 60-е годы, отношения между приятелями ухудшаются... И.С. Тургенев и Лев Толстой - сторонники либерального дворянства. Они — за умеренный реализм и эстетическое пушкинское начало. Противовес — приверженцы сатирической (гоголевской) прозы. Сам Некрасов в споре поддержал революционных разночинцев — идеологов «крестьянской демократии».
Поэт и писатель
Только Н.А. Некрасов в то время и знаменитый поэт, и яркий писатель. Он душой болеет за русскую поэзию, переживая, что авторы слишком увлекаются формой в ущерб содержанию... Именно он вводит в наше стихосложение трехстопные формы, разбавляя ямб и хорей.
После выстрела Д.Каракозова «Современник» закрыли, и Некрасов арендует у Краевского «Отечественные записки». Он и сделал их боевым органом «революционного народничества». Но к нему придумал сатирическое приложение «Свисток». Там и публикует свои водевили, фельетоны, поэмы-обозрения». Их-то я и почитала вдоволь за это время... Действие всех произведений развивается в Петербурге. И «Петербургские углы», и «В харчевне» - это быт низов. А пьесы «Актер», «Петербургский ростовщик» и рассказ «Почтеннейший» - другой срез жизни, хорошо знакомый автору. Но поэзия - главное в его жизни!
В это время Некрасов живет в семье Ивана Панаева, соредактора журнала, богача и писателя средней руки, печатавшегося под псевдонимом «Новый поэт». Их общая жена - Авдотья Панаева — красавица и талантливый прозаик, ранее державшая салон. Смерть двух сыновей-младенцев развела судьбы Некрасова и Авдотьи после 20 лет знакомства. Теперь ему стало везти в картах: он практически всегда выигрывал.
В 1866 году Поэт написал Оду в честь Муравьева-вешателя*, и до конца своих дней прожил в атмосфере презрения... Даже близкие друзья отвернулись.
Хоронил его весь Петербург... Молодые люди кричали: «он выше Пушкина!»
Григорович и Писемский
Тоже бывшие участники веселых сборищ, друзья Дружинина, Гончарова, Некрасова. А теперь - писатели-реалисты, не оставшиеся в стороне от проблем российской жизни.
Дмитрий Григорович - автор знаменитого «Гуттаперчевого мальчика», пишет повесть «Антон-горемыка» и цикл рассказов «Петербургские шарманщики». Именно у него я отыскала самое богатое собрание предметов старинной одежды и домашнего обихода, семейного уклада и использовала в своем эссе о русской жизни.
Алексей Писемский известен романами «Боярщина» и «Люди 40-х годов», повестями и рассказами: «Мещане», «Фанфарон», «Русские лгуны» и другими. Есть у него и «Исторические приключения». Русская жизнь тогда резко менялась: люди 40-х и 60-х отличаются жизненной позицией, политическими взглядами, интересами.
А истым эстетом остался только Павел Анненков, мемуарист и критик... Он был из старинного дворянского рода и оказался близок идеалам Александра Дружинина до конца дней.
Тургенев
Пожалуй, это мой любимый писатель — до Чехова точно. Могу читать и перечитывать обоих бесконечно. Также, как и смотреть экранизации повестей и рассказов.
Сам Иван Сергеевич не считал себя сильным писателем, утверждая, что пишет только о виденном и хорошо знакомом... Какая скромность! Так ведь только фантасты выдумывают.
В молодости он славно покутил на родительские деньги, пока мать не прислала ему в посылке кирпичей... Взялся за ум, оставил дам полусвета, коих матушка называла «поэтками».
Дивны его описания средне-русского пейзажа, охотничьи рассказы, народные характеры... "Русский мужик Бога слопает", - говорит автор устами одного из своих героев. Лев Толстой посвятил ему рассказ «Рубка леса». Я очень люблю его «Стихотворения в прозе» - со школьных лет, с первого заученного: «Как хороши, как свежи были розы...»
Мог бы остаться только великим певцом родной природы и деревенской жизни. Но ... пошел дальше. Не так давно нашла я у Макса Волошина в его «Ювеналиях» благодарное посвящение Ивану Сергеевичу: «Ты выучил нас уважать человека\ В несчастнейшем нищем и в жалком рабе.\ Великий писатель великого века\ Ты тверд был и верен в суровой борьбе.\» Мне и невдомек было, что молодежь тогда так высоко чтила его заслуги.
Да, Тургенев рано почувствовал перемены в настроениях общества. В 1849 году пишет «Дневник лишнего человека», как бы продолжая онегинско-печоринскую линию. Параллельно переводит Байрона и Шекспира.
Но вот уже из-под его пера один за другим выходят знаменитые романы... В них такие сильные и яркие женские образы! Елена в «Накануне» и Марианна в «Нови» разделяют революционные взгляды своих любимых и идут за ними до конца. Лиза Калитина делает тяжелый выбор, не предав своего чувства.
Ирина в «Дыме» мечется между долгом и ожившими воспоминаниями... В этой повести великолепно переданы и нравы аристократии, и интересы русских, проводящих часть года за границей. Главное здесь — споры вокруг новых движений, зарождающихся на родине. По-моему, это не менее программная вещь Тургенева, чем «Отцы и дети». Во многом он уже предвосхищает Достоевского, но...без крови.
С 1863 года писатель живет во Франции. Он пропагандирует русскую литературу. Благодаря ему, там переведены Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой и Достоевский. Европа постигает нашу великую культуру!
И всё-таки Тургенев более остальных отечественных писателей близок именно читательницам. Мой муж, к примеру, вообще ничего из него не читал, кроме школьного курса. Я давно перестала спорить с ним на эту тему и продолжаю боготворить любимого автора, перечитывая «Асю», «Вешние воды», "Месяц в деревне" или «Первую любовь». Как по-разному героини чувствуют: мечутся, страдают... Но жалко почему-то только Лизу.
Послесловие
Так странно, что все эти знаменитые люди были не очень счастливы в личной жизни... Почти никто не создал нормальную семью (кроме Льва Толстого, но и там свои трудности). Ивану Гончарову отказала художница Толстая (не оттого ли и Обломов разлучается с Ольгой? Зато какая чудесная дружба связывает его со Штольцем!) У Тургенева - великая любовь к Полине Виардо. Воистину, сложные перипетии жизни дарят нам величайшие образцы литературы.
* - судил Декабристов
2 июня 2018 г.