Техноложка

Сергей Псарев
                Сегодня Санкт-Петербургский государственный институт (технический университет), любовно называемый в народе "Техноложкой" - является одним из ведущих вузов страны. Он существует уже почти два столетия, занимаясь, главным образом, подготовкой квалифицированных кадров области химии, нано и биотехнологий, кибернетики и техники. Его непростая, наполненная славными достижениями и полными драматизма событиями история неразрывно связана с судьбой всего государства.
                По указу императора Николая I 28 ноября (10 декабря) 1828 на углу Забалканского (Московского) и Загородного проспектов был основан Практический технологический институт. Здесь учились дети купцов, промышленников, богатых горожан. Обучение длилось шесть лет.Учащимся не только читали лекции, но и проводили с ними практические занятия в различных  мастерских: прядильной, ткацкой, столярной, чугунолитейной и других.
                Статус высшего учебного заведения институт приобрел уже значительно позже, в 1862 году. В историю он вошел, как самый либеральный и разночинный в Петербурге. Нынешние студенты теперь могли бы позавидовать, поскольку поступить в институт тогда не составляло особого труда, а после его успешного окончания выпускники занимали должности директоров солидных промышленных предприятий. В квалифицированных кадрах развивавшаяся промышленность Российской империи имела большую потребность. Правда, в это время другие студенты института продолжали свою учебу уже самостоятельно в самых удаленных северных районах огромной империи. Институт очень часто оказывался в самом центре политических событий Петербурга, а студенты становились их активными участниками.
                Комплекс зданий Технологического института открывался трехэтажным главным корпусом, созданным архитекторами Постниковым Алексеем Ивановичем и Анертом Эдуардом Христиановичем.  Его строительство было полностью завершено к августу 1831 года. Боковые крылья главного корпуса и церковь Технологического института были построены архитектором Беркманом Федором Федоровичем несколько позднее, к 1862 году. По проекту этого архитектора в 1852-1854 годах также возведены здания химической лаборатории и литейной мастерской.
                В 1879-1880 годах архитектором А. А. Маловым было построено здание студенческой столовой. Часть полученного гонорара этот русский инженер пожертвовал Обществу пособия учащимся Технологического института. Этому Обществу столовая и была впоследствии передана для заведования.
                Первоначально главное здание института отличалось простотою архитектурных  форм. Единственным его  украшением служил  лепной  фриз. Парадного входа не было: внутрь здания студенты попадали через  небольшую узкую дверь в левой части главного фасада. Архитекторы нашли удачный планировочный прием: они срезали угол здания, и перед ним  возникла ныне существующая площадь, связавшая воедино выходившие на нее проспекты.
                Во второй половине XIX века появилась необходимость в дополнительных помещениях. С этой целью в 1859 году к главному зданию пристроили два флигеля: один по Загородному, другой - по Обуховскому проспекту. В последнем из них был создан институтский музей. В то время директором института был Илья Петрович Чайковский - отец великого русского композитора. На этом посту И. П. Чайковский прослужил до 1863 года.
                Институт прославили крупнейшие ученые: Дмитрий Иванович Менделеев, защитивший здесь докторскую диссертацию в 1863 году. Именно здесь он написал труд "Основы химии", открыл периодическую систему химических элементов. В институте работали Дмитрий Константинович Чернов, с именем которого связано развитие отечественной металлургии; Павел Владимирович Еремеев, основоположник русской школы кристаллографии. Именно на базе Технологического института проходила разработка первых русских электростанций. В 1902 году выпускником учебного заведения стал Абрам Федорович Иоффе, будущий известный физик. Кроме того среди выпускников института были известны Д. Л. Ландау, Е. Ф. Тамм и М. П. Капица. Здесь же учился первый в мире Нобелевский лауреат по химии А. И. Степанов.
                В 1898 году главное здание Технологического института подверглось существенным  переделкам. С центрального фасада сняли  фриз, надстроили четвертый  этаж, расширили окна третьего и объединили эти оба этажа пилястрами; первый и  второй этажи украсили рустовкой, вход  перенесли  в центр. Кроме этого было улучшено естественное освещение, провели пароводяное отопление и вентиляцию, построили водонапорную башню. Одновременно с этим возводилось двухэтажное здание Химической Лаборатории, фасадом на Загородный проспект, с Большой Химической Аудиторией, рассчитанной на 300 человек. Организаторами всей этой перестройки и благоустройства стали архитекторы Л. П. Шишко и А. П. Максимов. В 1913 году были построены Инженерно-Механическая и Химико-Техническая лаборатории.
                С началом первой мировой войны технологический институт активно работал на оборону. Скоро занятия в институте почти прекратились. Большинство помещений отдали под лазарет. В институте действовали курсы подготовки инструкторов и шоферов, техников по гидротехнической части. В мастерских и лабораториях было организовано производство хлора, карманных грелок, снарядов, взрывчатых веществ, закалка стали, возгонка фосфора. Появились новые специальности: "железнодорожное дело", "аэропланы" и другие.
                После Октябрьской революции, в 1917 - 1918 учебном году в коридорах института зазвенели женские голоса, он засверкал новыми яркими красками. Студентками сюда были приняты первые женщины, а с осени 1921 года при институте открылся рабфак.
                В 1925  году перед  главным корпусом института установили хорошо известный сегодня памятник Г. В. Плеханову, видному социал-демократу, философу и теоретику марксизма. В Петрограде тогда существовала интересная практика исполнять скульптуры сначала в гипсе, а потом перемещать их по городу с целью выявления наиболее подходящего места для его установки. Возможно, по этой причине памятник Плеханову, простоявший год возле Казанского собора, впоследствии, окончательно был возведен на площади у Технологического института.
                В декабре 1928 года институт торжественно отмечал свой столетний юбилей и принимал поздравительные телеграммы от руководителей страны. Он первым из вузов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В эти юбилейные дни на внутренней территории института был открыт памятник  Д. И. Менделееву, выполненный скульптором М. Г. Манизером. В 1930 году институт получил свое новое название  - Ленинградский Краснознаменный химико-технологический институт (ЛХТИ). К этому времени со стороны Московского проспекта был пристроен новый учебный корпус по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского.
                В первые же дни войны, по распоряжению правительства, часть института эвакуировали в Казань. В марте 1942 года произошла вторая часть эвакуации института, и с 12 марта учебные занятия полностью прекратились. Часть студентов и преподавателей, оставшихся в Ленинграде,  выполняли задания городских предприятий, связанные с выпуском оборонной продукции. Занятия в институте возобновились после возвращения из эвакуации уже в 1944 году. В 1970 году во дворе института появился скромный мемориал в память студентов и преподавателей, погибших в годы Великой Отечественной войны. На нем высечены четыреста восемьдесят имен.
                В 1945 году институт был переименован в очередной раз и он стал называться "Ленинградским технологическим институтом  имени Ленинградского Совета". В 1949 году здесь открыли инженерный физико-химический факультет для подготовки специалистов по использованию  атомной  энергии  в мирных целях и для защиты окружающей  среды. В 1975 году в институте одним из первых в стране был организован биотехнологический факультет. В 1990 году строится шестиэтажное здание Фундаментальной библиотеки СПбГТИ (ТУ), являющейся одной из самых крупных вузовских библиотек.
                Студентка 1930-х годов, преподаватель нескольких ленинградских институтов и Университета Людмила Леонидовна Эльяшова вспоминала о годах учебы в институте: “…Виктор Владимирович Рейхард, глубокий знаток экономики и философии, … был добрейшим человеком и деканом, скромным, любящим студентов. Мы платили ему тем же. К сожалению, как потом выяснилось, не все.
                Декан стремился развивать у нас самостоятельность творческого мышления и приглашал студентов на заседания кафедры, на научные диспуты, дискуссии. Всячески побуждал в нас высказывать свои суждения, прислушивался к ним и в своем заключении разбирал наши робкие высказывания наряду с профессорскими. И нас называл по имени-отчеству.
                Во время эвакуации студенты узнавали своих профессоров гораздо ближе, чем в довоенное время, и почти все они только выиграли от этого общения. Озабоченные горестями войны – В. М. Штейн потерял на фронте единственного сына, - оторванные от своих кабинетов и библиотек, в условиях трудного быта, скученности (семьи Рейхарда и Розенфельда жили в одной, перегороженной занавесками комнате), университетские ученые достойно несли бремя войны. Те, кто помоложе (В. В. Рейхард), ушли в народное ополчение, но были возвращены в университет.
                Уже через три с лишним года после Победы стали выдумываться дела “ против любимцев студентов, против самых выдающихся людей университета. Конкретными исполнителями этих подлых дел становились бездарности. Так, на нашем факультете ими был организован разнос книги Штейна, недавно получивший Первую университетскую премию. Их это не смущало. Изменились обстоятельства, а в книге ни разу не упоминался И. В. Сталин. Да и фамилия автора “не та”…
                После борьбы с “безродными космополитами” город накрыло абсурдное “Ленинградское дело”.
                Мог ли здравый ум вообразить, что эта гнусная выдумка уже через 4 года после победной войны сможет погубить главных организаторов военного сопротивления? В их числе и наших профессоров. Всех. На факультете не осталось ни одного профессора… Остро не хватало и других преподавателей, так что лекции на младших курсах читали старшекурсники…
                Наши блестящие профессора оказались в тюрьмах. Там погибли Виктор Владимирович Рейхард… Александр Алексеевич Вознесенский…”
                Нынешний Технический университет уже далеко не прежний, но как бы хотелось, чтобы самые черные страницы в его истории остались навсегда позади…

На фото - рисунок автора