Вдоль заката

Татьяна Березняк
И снова радость встречи с поэзией Светланы Ярошевской. Прошло всего два года после рождения её первой книги «Свидетельство о жизни» ("Свідоцтво про життя"), а перед нами – вторая книга поэтессы «Дорога вдоль заката». Название это многозначительно, как и «Ветер в яблонях» (первая глава книги). Весенний ветер, бережно покачивающий цветущие ветки яблонь, внезапный порыв которого оборачивается для нас восхитительным звездопадом ярких поэтических образов: от простых, но милых сравнений, вроде:

Ветер, словно солист из Ла Скала,
       Знает партию назубок…

или: «К нашему столику вечер подсел», «Дым сигарный, как котёнок на плече». Запомнятся наверняка такие необычные метафоры, как: «Твоя серебряная шубка,/Летящая сквозь облака». (Блоковская шубка!).
От простых метафор до поистине сюрреалистических:

Облака на краю земли,
       Как стекающие циферблаты
С полотна Сальвадора Дали.

Вспомните образ луны, падающей и разбивающийся о крышу (из предыдущей книги Светланы)! Кстати, луна у неё претерпевает и другие метаморфозы: она то «олений глаз полной луны», то «каравай, «упавший под ноги» и просто:
 
Я луной поставлю точку
Да и стану дальше жить.

Жить!..  Но на расстоянии вздоха уже стоит Вечность. Она так же близка, как и недавнее прошлое («Так далеко-далече,/Кажется, что вчера». «Как во вселенских домнах», в старых фотоальбомах неумолимо плавится время.

 -    Жизнь поставит точку.
       Страшно? Да не очень.
Мне страшнее было жить без вас.

   -   О любви? Ну, конечно же. /Как о ней не писать?

   -   Как скрежет металла в «Полёте валькирий»,
       В словах пробивалось свинцовое горе, -

(о разговоре двух любящих).

Горечь этого чувства превращает любовь в жизненную драму, даже трагедию («цвета крови»):

  -   Как ходить по лезвию –
       Мне тебя любить.

  -   В лицо взглянул, как вены вскрыл.

  -   В перстне старинном горит кабошон
      Цвета запёкшейся крови.

   -  Адмиральской повязкой чёрною
      Наползает пустая ночь, -

(о жизни Норы Гамильтон после смерти Нельсона).

   - А судьба, капризная матрона,
     Опускает тонкий пальчик вниз.

Да, жизнь в своей основе трагична. Тональность и этой книги Светланы – печаль по уходящей жизни. Любимый эпитет автора – «гиблый»:

     -   В этой гиблой метели
          Потеряла себя, как серёжку в постели.

     -    Я, как Серая Шейка.
          Мне сломали крыло.
,
Хотя «изодраны в клочья давно паруса / Моего золотого Фрегата», и остро сожаление о том, что «всё ещё будет, но, жаль, не для нас», лирическая героиня не спешит в Вечность. Прежде, чем засиять «звездой на небесах без прописки», возникает желание:

       -    Мне б ещё на земле,
            Хоть чуть-чуть простоять.

       -     И на последнем берегу
              Свою судьбу я озадачу:
              Перепишу, переиначу,
              Перелицую, как смогу.

И проблема «зимнего» настроения решается просто:
             
              Всё нормально. Задёрну шторы.
              Отсеку себя от зимы.

И, хотя «до весны два столетья и девять шагов до зимы», автор, обращаясь к своему читателю, призывает его не забывать о весне. И весна – эта освободительница пленного духа – не замедляет появиться. «В «Свидетельстве о жизни» героиня дождалась цветения чистотела, на этот раз символом весны является цветущая слива, которую она «сливословит от души». И этот неологизм – прекрасная находка поэтессы, как и  многое другое: интересные рифмы, переносы (анжамбеманы), звукопись – любимые мной аллитерации, вроде:

        -   Шляпа белая. Шёпот Понта.
             Нежно-розовый мрамор плит.
             Разбегаются козьи тропы.
             Между кедрами солнце спит.

        -    Тень араукарии.
              Море, как хрусталь.
 Занесло в Анталию,
              В этакую даль.

  - Звёзды смотрят вниз скарабеями,
               Всё умеющими прощать.

А ещё в книге запоминается много удачных фраз, которые хочется часто и с удовольствием повторять, например:

          -    Простое разделение труда:
Звезде - гореть, а мне – готовить ужин;
 
          -    До свиданья, до свиданья!
                А свиданий нет и  нет;

           -   Плакать хочется, да никак
               Почему-то не плачется;
 
           -   Чем банальнее, тем драгоценней,
Мой единственный монолог.

По мне, так этот единственный монолог автора книги – о Жизни и Смерти, о Любви и Весне – не банален, а прекрасен:

На полянах минувших вёсен,
                На проталинах бытия,
Что мы вспомним, и кто нас спросит,
Для чего тебе жизнь твоя?

Книга эта - о поисках смысла жизни. (Предположу, что смысл жизни Светланы Ярошевской – поэтическое творчество, а также дети, обучению которых она посвятила свою жизнь.  Сравнение своей новорожденной дочери со Вселенной – замечательно!).  «Поиски Бога» - вторая глава этой книги, маленькая, но, пожалуй, самая удачная. (В неё вошло несколько стихотворений из предыдущей книги). И тут любимый автором Сальвадор Дали – заставкой главы (картина «Тайная вечеря»). Удачно использования образа из Корана:

               Слезой на ресницах Аллаха
               Станет наша бессмертная жизнь.

Мне очень нравится глава «Фрагменты. Мазки. Акварели» -  «этюды в патине теней». Для поэзии Светланы характерно разнообразие тем и героев.: это Пастернак и Мандельштам, Иосиф Сталин и кронштадтский матрос («Вечною запятой – шалая бескозырка»), здесь – и герои Второй мировой и наши  киборги, щемящие строки о которых полны скорби:

         И парка Ковалёвского аллеи
         Нас не увидят больше никогда.

Разнообразие жизненных впечатлений  автора выплёскивается в прекрасные стихотворные строки, за которые она благодарна жизни и Богу:

                Всё, что Бог мне положит в корзину,
  С тихой радостью стану нести.

А ещё она благодарна родителям, о которых много трогательных строк:

Я у могилы папы.  Птицы. Птицы.
Как в детстве, нежно пахнет резеда.
Он смотрит на меня и так гордится,
                Хоть не хвалил при жизни никогда.

Я тоже не смолчу, Света, и здесь позволю себе лирическое отступление – признаюсь в том, что горжусь дружбой с тобой (длиною в полвека!) и с чистой совестью похвалю твою книгу, вовсе не уводящую в закат - наоборот, устремлённую в рассветное будущее – туда, где

…девочка беспечно едет
На голубом велосипеде,
Ещё не зная о любви.

Да, это внучка автора – Машенька, чьи детские рисунки использованы в оформлении поэтического сборника. «Дорога вдоль заката» - это обращение к внукам и одновременно к нам, внимательным читателям поэзии Светланы Ярошевской.

                Татьяна Березняк

Иллюстрация: Грант Хаффнер: неоновые цвета закатов и рассветов на пейзажных картинах.