О Поэте Михаиле Анищенко

Валерий Григорьев 2
Не прогляди этого поэта, Самара.
И ты не прогляди, Россия.
  Мы же тебя называем Россией-матушкой.
Так будь матерью своим поэтам.

  Евгений Евтушенко,
«Новые известия»  от 3 августа 2007 года,
  статья  «Веничка Ерофеев из Самары»

***

В Поэзии Высокой он оставил след глубокий
И вместе с нами  жил на волжской нашей земле.
В стихах своих  подарил нам прекрасные строки -
Нелёгкой жизни опыт в непростой своей судьбе.

Творил он на Волге, у Шелехмети и Жигулей,
Вдохновлённый природною той красотой,
С  полевыми цветами и  ароматами этих  полей,
Окруженный любовью родных и их добротой.


***

Вот что писал о нем сам Евтушенко: «И вот появился поэт, далеко не 22-летний, но красивый своей мудрой детской исповедальностью, поэт не случайный в компании таких бесстрашно бескожих людей, с ханжеской точки зрения, непутевых, зато умевших быть нежными к родине, женщинам и природе, как Сергей Есенин, Николай Рубцов, да и Веничка Ерофеев. Есть у Михаила Анищенко черты и других сильных поэтов – Юрия Кузнецова и Сергея Клычкова, но всё это не вычитанное, а вчитанное. Когда я прочел три его стихотворения, напечатанные Олегом Хлебниковым, то сразу понял, что наконец-то пришел долгожданный большой русский поэт /../

Такие люди иногда валяются на дорогах.

Но такие поэты на дороге не валяются.

Не прогляди этого поэта, Самара. И ты не прогляди, Россия. Мы же тебя называем Россией-матушкой. Так будь матерью своим поэтам»*.

Стихи Михаила Анищенко Евтушенко включил в «Антологию русской поэзии».
...
Евтушенко был возмущен: «Таких талантов я лет тридцать не встречал! Он поэт уровня Рубцова и Есенина. Анищенко пятнадцать лет писал книгу, выпустил ее. И ему за нее заплатили шесть тысяч рублей! Как на такие деньги можно жить? Теперь замечательный поэт «ушел на дно», бомжует буквально. Я пока был в Самаре, ругался с местными журналистами, что не берегут потрясающего поэта. А они мне – не знаем, где он сейчас ...

Больно смотреть, как чиновники либо забывают поэтов, художников. Либо меняют искусство на деньги.**
К слову, тогдашний министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова после «разноса» Евтушенко обещала отыскать и помочь Михаилу Анищенко.
Поэты встретились в Москве, по рассказам Михаила, на даче Евтушенко в Переделкино. Это была их первая встреча. Вторая состоялась во время одного из Грушинских фестивалей (2008),
 на котором выступал Евгений Александрович.

*Отрывки из статьи « Веничка Ерофеев из Самары» 3 августа 2007 года.
** Отрывок из публикации в фейсбуке директора сети городских порталов Herst Shkulev Media Рината Низамова.

Оригинал материала: https://63.ru/text/gorod/285221778120704.html

***
 В 2007 году в «Новых известиях» вышла статья Евгения Евтушенко «Веничка Ерофеев из Самары», в которой легендарный поэт восторгается творчеством писателя Михаила Анищенко.

«Наконец-то пришел долгожданный большой русский поэт, - пишет Евгений Евтушенко. - Михаил Анищенко - лучший подарок читателям поэзии за последние лет тридцать, если не больше... Но когда я дозвонился до него и спросил, чем он занимается, невесело ответил: «Бомжую…» А потом прислал мне две дискеты со стихами – один лучше другого. Такие поэты на дороге не валяются. Не прогляди этого поэта, Самара…»
www.penza.kp.ru


***

Противоречия поэта

В период жизни в Шелехмети Михаил Анищенко переживает творческий взлет. Только за пять лет кроме книги о Шекспире вышли два романа, несколько пьес, три новых поэтических сборника (около четырехсот стихотворений одно пронзительней другого).

Его стихи естественны, как травы в росе, как полет птицы над рекой. Как дыхание свободного человека. «Чувство невозможно упаковать в слово, - писал поэт. - Любое чувство должно само, как гусеница в бабочку, превратится в слово».

Творчество любого большого поэта – переплетение противоположностей. Дом и дорога. Бесконечное одиночество и страстное желание пережить духовный опыт других. Смертельная тоска и радость жизни. Все эти противоположности сходятся в поэзии Анищенко. Из противоречий соткан любой большой поэт. Михаил Анищенко – тоже.

«Самара, не прозевай своего поэта», – обращался Евгений Евтушенко к нам в одной из своих статей об Анищенко. Но как, в чем могло выразиться его признание? С трудом я мог представить Михаила Анищенко, читающего стихи стадионам, как это делали Евтушенко и его товарищи в шестидесятых. Другое дело – Анищенко, читающий стихи коровам. Помню, как Михаил передал для журнальной публикации свои фотографии. На одной из них Миша (это было, судя по всему, задолго до Шелехмети) вдохновенно читал стихи корове, и та, казалось, внимательно внимала ему.

Сергей Есенин, один из его поэтических предшественников, тоже читал стихи и коровам, и собакам. Кабакам, правда, тоже читал. Но у нынешних кабаков иные запросы. Поэт Михаил Анищенко совпал со своим временем и в то же время трагически не совпал с ним. Он не совпал с теми, для которых история России началась в 1991 году, как когда-то для их предков — в 1917-м.

Внимательный читатель, прочитавший произведения Михаила Анищенко лет через сто (хочется надеяться, что такой будет), получит представление о том, что мучило и что радовало талантливого и совестливого русского человека времен распада империи…

Вадим Карасёв, статья в газете "Волжская Коммуна" от 30.11.2012


***

СОБРАТЬЯ ПО ПЕРУ В ПОЭЗИИ МИХАИЛА АНИЩЕНКО

Почему же поэт не хочет, чтобы его сравнивали с Иосифом Бродским? И почему, хотя они никогда не встречались, в стихотворении  " Я и Бродский"  сквозит неприязнь к другому поэту? Попробуем в этом разобраться.

Поэты – народ сверхчувствительный, они обделены «толстокожестью». Если что-то им не нравится в другом поэте, они воспринимают это болезненно и не скрывают своего отношения. Ещё Александр Блок в стихотворении «Поэты» намекал на подобное: «Там жили поэты, - и каждый встречал другого надменной улыбкой». И это происходило не потому, что каждый их них был «редиской». Просто почти любой поэт считает, что стихи нужно писать так, как это делает он; другие стили, символы и смыслы для него неприемлемы.

Михаил Анищенко признавал «чудесный выдел» стихотворений Иосифа Бродского. Бродский «видел то, что я не видел, и то, что видеть не хочу». Да, Михаил Анищенко не был ни в Европе, ни в Америке. Но и особого желания побывать там у него не возникало, - потому что он «как преступник к высшей мере» «приговорён» к России и всецело жил её бедами и печалями. Михаил Анищенко отмечал изящную форму стихов Бродского, но скептически относился к содержанию его поэзии («И потому болтливость длил»), да и «боль земная» была у собрата по перу настолько легковесная, что он её «гулять под вечер выводил».

А главная причина неприязни раскрывается в последней строфе: «И понимал я злей и резче, что дым клубится без огня».  Чем чаще поэт Анищенко знакомился с поэзией Бродского, тем в большей степени у него возникало неприятие этой поэзии. Всевозможные возгласы о гениальности Бродского – это всего лишь «дым», а огня поэзии там мало, скорее уголья. Да и Нобелевская премия по литературе дана  Бродскому (как и Пастернаку, и Солженицыну) по политическим, а не иным  мотивам. Михаил Анищенко рассматривал фигуру Иосифа Бродского как троянского коня, изготовленного для России Западом. В какой-то степени этот было на самом деле так.

Гениальный поэт – это тот, чью поэзию знает народ. Тот,  чьи строки цитируют в разговорах. Тот,  чьи стихи самим народом положены, как стихи Рубцова, на музыку, чьи песни поют или часто слушают. Ничего этого мы не наблюдаем, если говорить о поэзии И. Бродского.
...
Михаил Анищенко, обучаясь в Литературном институте, занимался в семинаре поэта Юрия Кузнецова, который во второй половине своей творческой жизни фактически становился символистом. Юрий Кузнецов, как и Иосиф Бродский, не стал народным поэтом. О его творчестве начали спорить лет пятьдесят назад, и этот спор продолжается  и поныне. Одни называют Юрия Кузнецова гением, другие считают, что он нанёс существенный вред русской поэзии и завёл значительную часть поэтов в творческий тупик. Страшно далека его поэзия от народа, узок круг её читателей. Где-то в 2001-2002 году открываю я журнал «Кубань» и вижу во всю первую страницу портрет, а внизу написано «Великий русский поэт Юрий Поликарпович Кузнецов». Удивился, - потому что звание «великий» присваивает Время, а не провинциальный литературный журнал.

Анищенко уважал и ценил Юрия Кузнецова. И всё же  влияние постмодернизма не оказалось чрезмерным.  Используемые поэтом символы большей частью понятны не только литературным критикам, но и читателям.
...
Однако неожиданно для всех, и для Михаила Анищенко тоже, его поэзию заметил и очень высоко оценил Евгений Евтушенко. И не только заметил, но  и существенно помог в решении многих вопросов.

И в жизни Анищенко «звёздный час пришёл невольно»: начались его выступления в клубах, звонки из разных городов с просьбой приехать и провести поэтический вечер, поздравления, было издано несколько книг. Был  даже переезд в подмосковную Истру. Впрочем, начать новую жизнь легко, трудно закончить старую. На новом месте поэт надолго не задержался. Он  рассорился (скорее всего, из-за разногласий в оценке политических событий в стране) с Евгением Евтушенко и написал об этом  стихотворение   "Цап -царап"
 
Самое ценное, что у нас есть – это смысл жизни. Не захотел Михаил Анищенко жить в «мире банановых господ» и вернулся в село Шелехметь, в «нищету и грусть». Бедность не страшна тому, кто не стремится к богатству. Поэт  понимал, что страдание приближает нас к истине. А стихотворением «Цап-царап» он как бы сказал «Спасибо!» Евгению Евтушенко за участие в своей  судьбе.

И безвременье имеет своих героев. И один из них – выдающийся поэт Михаил Всеволодович Анищенко. У него была счастливая творческая жизнь. Но беда в другом: если у человека была счастливая жизнь, это ещё не означает, что и сам он был счастлив. Поэт заслужил бессмертие души,  потому что бессмертие души – это духовные ценности, которые живут после смерти их автора. Настоящие поэты как звёзды: излучают свет также и после смерти.

Валерий РУМЯНЦЕВ (г. Сочи)
http://www.rospisatel.ru/rumjanzev_v-an.htm

***

Стихи, публикации на других сайтах:

http://www.45parallel.net/mikhail_anischenko/
http://www.stihi.ru/avtor/sevapastushok
http://www.proza.ru/avtor/sevapastushok
http://samaralit.ru/?p=19378



 30  мая 2018, Самара

Фото из Интернета