Рассказы о науке. Наблюдательность. Ботаник

Джули-Лана
Представления в обществе о том, кто такие ученые-биологи и чем они занимаются, до сих пор носят довольно умозрительный характер. Возможно, это связано с тем, что основная работа ученого происходит у него в голове в местах, удаленных от людей, там, где возможно сосредоточиться. А во внешнем мире его разве что можно застать за сбором материала, обычно в полевых условиях. Несмотря на то, что материал для исследования собирают ученые многих разделов биологии (зоологи, протозоологи, микологи, орнитологи и др.), почему-то больше всего людям знакомы ботаники. Под этим словом закрепилось понятие об увлеченных людях, сосредоточенных на предмете исследования, обычно не имеющем отношения к растениям. Когда мне захотелось найти иллюстрацию про ботаника, собирающего растения, я случайно обнаружила картину Перова В.Г. «Ботаник» (1847).
Было приятно читать ее описание: «Вторая половина XIX века с ее невероятными научными открытиями подарила русской культуре нового героя – увлеченного знаниями человека… В центре картины представлен мужчина среднего возраста, натуралист-любитель, занимающийся сбором трав… Мужчина приметил среди разнотравья интересное растение и, полностью поглощенный им, не замечает ничего другого… Ботаник не одинок. Его прогулку и радость от новой найденной травинки разделяет верный друг – охотничий пес… Любовно прорисовывает художник каждую травинку, каждый стебелек и лепесточек, наполняя необыкновенной красотой простое русское поле…»
Меня удивило, почему в описании картины говорилось о натуралисте-любителе, кто же тут изображен – ученый-ботаник или все-таки любитель? Может быть, автор знал его лично? Быстрый поиск сведений не дал мне ответа на вопрос, но выявил у картины новые детали. «В картине присутствует мотив жизни и смерти, только он имеет своеобразное звучание. Пытливый ботаник собирает прямо на кладбище лекарственные растения, которыми наверняка будет лечить больных людей. Не в этом ли парадокс человеческого бытия?» Оказалось, что картина рисовалась в состоянии душевного кризиса, в размышлениях о невозможности улучшения судьбы своей страны. Работа над картиной стала для художника настоящей отдушиной после долгого периода обращения к остросоциальным темам и послужила прекрасным продолжением полотен «охотничьей» серии».
Но теперь у меня возникло еще больше вопросов – о том, кто же на ней изображен – ученый, врач, любитель, охотник или даже помещик, зашедший на кладбище, чтобы вспомнить своих родственников?

А я задумалась о том, что главное качество, которое обычно подразумевают люди, говоря о «ботаниках», это - общая наблюдательность и внимательность к окружающему миру. Я думаю, что это качество – профессиональная черта ученого-биолога. Изначально наше обучение начинается с ознакомления с многообразием живых существ в теоретическом и практическом плане. Для этого у нас и в течение не одного учебного года (обычно общая подготовка длится не менее трех лет) и летом на практике проходили занятия, на которых мы зарисовывали и описывали разные живые существа. Если в учебные аудитории нам их заранее приносили лаборанты, то на полевой практике для этого нужно было их еще и поймать! Мы плавали на лодках ночью по Белому морю, т.к. только одну ночь в году в определенное время на поверхность воды всплывают нереисы и, если повезет, можно собрать немного образцов. Или ставили ловушки для мышей, делали приманки для муравьев или бабочек… Вставали на заре и бродили по болоту, чтобы словить редких стрекоз... Кроме того, внимательность нужно было проявить и для того, чтобы определить и систематизировать найденный вид. Хотя для этого существуют толстые определители, но понять, сколько щетинок, лапок, крылышек, жужжальцев у убегающего насекомого, бывает не так просто. И даже при работе с культивируемыми клетками нужно постоянно контролировать их состояние – как они себя чувствуют, какую морфологию проявляют, отмечать, что изменилось в ходе эксперимента.
Но на самом деле, хотя обывателям биология видится описательной наукой, таковой она является только на этапе сбора данных, которые нужны для того, чтобы объяснить явления, происходящие в окружающем мире. Таковой она была со времен Аристотеля и более древних ученых. Цель науки – найти закономерности, понять, с чем связаны наблюдаемые явления, можем ли мы объяснить то, что видим существующими представлениями или нужно придумать свою теорию.
Возможно, ученым даже выгодно принимать на себя такой образ «натуралиста». Тогда тебя не будут просить рассказать о теме твоей диссертации, а могут спросить лишь о том, как называется то или иное растение. Или хотите, можем поговорить про это:

Афиллофороидные дереворазрушающие грибы сосновых лесов правобережья Верхнего Приобья
Генетическая изменчивость цитоплазматических маркеров и биогеография лиственниц (Larix Mill., Pinaceae) Дальнего Востока России
Естественная и искусственная гибридизация в комплексе Saxifraga cernua L. - S. sibirica L. на Урале
Межпопуляционная дифференциация зверобоя продырявленного (Hypericum perforatum L.) вдоль высотного градиента
Экологические предпосылки старения и продолжительности жизни листьев
Биология орхидных на северо-востоке Фенноскандии и стратегии их выживания на северной границе распространения.
Биолого-морфологические основы клонального микроразмножения некоторых представителей рода Rhododendron L.