3. Отражение изнутри

Миха Тру
Яркий солнечный лучик проник в мой сон и окончательно разбудил мое сознание. Пробуждение было не из приятнейших. Я не мог пошевелить шеей, видимо спал на книгах. Да, действительно, спал на… Так, что это у нас тут… Ага… «Проснуться во сне». Так это было «Проснуться во сне»? Хм. Интересно.
- Доброе утро! Как сны? - приветливо улыбнулся Смотритель. Сейчас я мог уже более отчетливо рассмотреть его. Это был человек пятидесяти лет, крепкий, невысокий и коренастый. Голова была совершенно белой и кое-где пробивалась редкая седая бородка.
- Доброе, - промолвил я, все еще не проснувшись, - Сны? Какие сны?
- Ну, как же! Хранитель снов хвастался, что сегодня у него была яркая ночь.
- Кто? Какой Хранитель?
- Ладно. Успокойся, пойдем, лучше умоешься, самовар уже вскипел, - сказал Смотритель, подавая чистое белое полотенце. Я взял полотенце и последовал за стариком.
А вчера зал казался мне куда более высоким. Сегодня при свете осеннего солнца он был полон теплого света. Каменная кладка, узкие стрельчатые окна, из-под широкого купола потолка вниз частыми рядами стояли около дюжины полок, доверху набитых книгами и тетрадями. Пол был тоже выложен из камня, поэтому и был такой холодный. И вообще было зябко. Ну конечно! Осень уже на дворе!
- А кто придумал название «Проснуться во сне»?
- Как кто? Ты.
- Я не помню этого.
- Здесь много того, чего ты не помнишь, - ответил Смотритель с ухмылкой. Ему очень идет улыбка, - порой нужны месяцы, чтобы найти то, что ты забыл.
- Но ведь ничего не теряется?
- Память безгранична. Нельзя забыть события и мысли. Можно забыть чувства, ощущения, сны. Боль и разочарование, любовь и радость - это невозможно передать на бумаге, как ни старайся.
- А как же поэты и художники пишут стихи и картины? Они же передают нам именно эти чувства?
- Да. Но это уже не летопись, а произведение, которое живет своей жизнью.
Мы прошли через широкий коридор к выходу, и вышли в сад. Маленький сад, аккуратно подстриженные кустики по периметру, плодовые деревца уже подернулись золотом. Только начавшая опадать листва лежала у корней деревьев. Ее никто не убирал, и в этом была своя гармония. Когда все выстроено по линеечке - это сухая красота. Должен быть какой-то шарм, какая-то дисгармония. Где-то вдали слышалась приятная музыка.
- А кто это играет?  спросил я.
- Это Душа играет. Она иногда еще и поет, - в глазах старика была радость, - я люблю, когда Она поет…
Мы подошли к фонтану. Маленький трехъярусный фонтан, вода била невысоко, растекаясь вниз по ярусам. Удивительно прозрачная и чистая вода. Журчание фонтана и далекая музыка сливались в единый приятный поток и ласкали слух. На душе становилось так спокойно и хорошо, что не хотелось никуда идти.
- Ну что, умылся?
- Да. Вода такая чистая. Удивительно!
- Сегодня вообще день будет хороший, - сказал Смотритель, посмотрев на небо, - пора идти пить чай.
Утро было прекрасным. Хотя шея немного побаливала. Какой он интересный - Смотритель. Немногословен, спокоен, все время о чем-то думает. Его движения медленны и точны, нет ничего лишнего.
- Если здесь нет моих чувств и ощущений, то где же они?
- Придет время, ты сам все найдешь.
Мы прошли через сад к деревянной беседке, обвитой виноградом. Круглая беседка с высокой купольной крышей, посередине стоял белый круглый стол и два резных деревянных стула.
- Очень красивый сад. А кто за ним ухаживает?  спросил я, садясь за стол.
- Сад? Это еще не сад, это маленький садик. Сам сад внизу, вместе с парком и речкой. А ухаживает Садовник. Ты и с ним, я думаю, успеешь познакомиться. Если, конечно, не будешь торопиться.
Я налил себе и Смотрителю чай, взял кусок сахара и откинулся на спинку стула. Как хорошо! Огромная долина простиралась под нами. Оказывается, библиотека находится на горе? А внизу действительно текла речка в густом покрывале леса. Вдаль уходили поля и убегали дороги, сливаясь в голубизне горизонта. Чистейшее небо и лишь яркий диск солнца на небосклоне.
- Какой великолепный вид!
- Я люблю здесь сидеть. Особенно вечером, в закатном солнце долина становится совсем другой.
- Я думаю, я и это увижу?
- Конечно. Если тебе некуда спешить, - ответил старик и опять слегка улыбнулся. Такая интересная полуулыбка. Еле заметное движение губ и хитрый блеск глаз. Мало кто остается к старости сильным и телом и духом. В нем чувствовалась великая сила. Казалось, он - само спокойствие, сама мудрость. С ним было легко общаться, несмотря на разницу годов.
- Почему же, спешить есть куда. Если идти по дороге быстрее  раньше придешь к месту.
- Время движется с тобой, так как ты этого хочешь.
- Как я хочу? Это как?
- Время не может идти быстрее или медленнее. Это ты можешь ощущать его быстрее или медленнее. В этом и разница - пройдя путь, ты понимаешь, что мог не лететь, а спокойно пройти и насладиться прогулкой.
- Но ведь, чем быстрее я что-то делаю, тем больше времени у меня останется на отдых? Разве нет?
- Ты заблуждаешься, - Смотритель отпил чаю и погрузился в раздумья. Видимо найти ответ на мой вопрос мне суждено было самому. В саду стояла маленькая деревянная скамеечка, еле заметная из-за куста роз. Я встал и направился к ней. Розы уже давно отцвели и листья начали опадать, на скамейке лежала тетрадь. Обычная школьная тетрадь, явно потрепанная временем. Кто-то видимо забыл ее здесь. Я открыл ее.

сентябрь 2012 года