Грифограмма новая форма в комбинаторной поэзии

Наталия Лунева
В поэзии на сегодняшний день существует огромное количество художественных средств и форм. Тем не менее, число новых поэтических методов продолжает расти.
Так, в данной работе предлагается рассмотреть новую форму комбинаторной поэзии, которую автор статьи назвал грифограммой.
Форма грифограммы представляет собой текст, где в каждой строке стихотворения (или строфы) используется одна и та же комбинация букв. Например:

КРиЧит
КРеЧет –
КРюЧком
КРуЧин
сКРуЧен.

В данном стихотворении использована комбинация букв: «к», «р» и «ч».
Грифограммы можно разделить на следующие виды:
1. Аллитерационные грифограммы.
2. Ассонансные грифограммы.
3. Смешанные грифограммы.
Аллитерационные грифограммы предполагают комбинацию из согласных букв (стихотворение выше), ассонансные – из гласных:

ГрИфОгрАммЫ
мИмО рАмЫ
шлИ дО мАннЫ.

Соответственно, смешанные грифограммы будут включать в себя комбинацию из гласных и согласных букв:

ПеРеБИРаю ПаМяТИ ЛИСТы.
По РяБИ Рая ПлашМя сТИЛИ СТынут.
ПоРа БИРюзу ПоМесТИть в ЛИки СТрок.

Строки грифограмм могут совпадать по ударениям, по количеству слогов, и наоборот. Ассонансные грифограммы, в строках которых количество слогов и ударения совпадают, будут полностью представлять собой ассонансные рифмы. Тем не менее, возможны и сильные рифмы. Аллитерационные и смешанные грифограммы тоже могут быть силлабо-тоническими:

Кора смыслов
коромыслом
кормит мир слов.

В смешанных грифограммах буквенная комбинация может представлять собой слово либо словосочетание:

КОСных МОСек
КОСят неповториМОСтью
КОСти МОСквы,
а велиКОСть ее уМОСтилась в
КОСМОС.

Обращаясь к грифограмме, автор может решать задачу построения формы не буквально, а фонетически:

Кириллица
кормится
крупицами
в кринице
экранных цветов.

В слове «кормится» отсутствует буква «ц», но звук «ц» присутствует. Таким образом, грифограммы можно разделить на буквенные и фонетические.
Ниже предлагается ещё несколько примеров грифограммных стихов:

***
Расплескал
в плоскость
пламя ласк –
полоскал
по лоску
прелестную
полоску;
и по лесу
заплясали
проблески
пролески.

***
Прямота
под матом
помята
псами тьмы.
Примотай
памятью
примы ток,
помети
по мути
пламя-стих
про мате
пометкой
«плач мечты»,
пой мотив:
«Пруд, мосты…».

***
Кормила
крамолой
карму слов.

Под носом
Парнас вдруг
понесло.

Нирвана
на вьюжных
нервах сна

нависла
над высью
на весах.

Качалась,
крича: «Ла-
кай число!»;

меняла
мне ноль на
мутный склон –

мистрально
месила
массу слов.


Или это же стихотворение можно оформить традиционно:

Кормила крамолой карму слов.
Под носом Парнас вдруг понесло.
Нирвана на вьюжных нервах сна
нависла над высью на весах,
качалась, крича: «Лакай число!»;
меняла мне ноль на мутный склон –
мистрально месила массу слов.

Стихотворение может не быть полностью грифограммным, а с частичным использованием этого метода. Так, например, в стихах «Переменная облачность» метод грифограммы помогает визуально и аудиально различить «облачные» и «безоблачные» места:


Облекала
облака
блеском света –

разрушались временем нещадно,

облекала
облака
обелисками мыслей –

растворялись в бездне небытия,

облекала
облака
обломками чувств –

растерялись крошками по Вселенной…

А кто-то обласкал
мои облака
бликами вечности.