Дворянская культура

Тая Вершие
Дворянская культура - любовь к своей отчизне.
Системы  конъюнктура - достойный образ жизни.
Долг, честь  на первом месте, привиты ещё в детстве.
Этические нормы - к стране, отцу, невесте.

Да, общество делилось: сословия и страты.
Естественная  милость -  заботы и затраты.
Стирали грани культа особые натуры:
Жуковский* - сан пиита, и Щепкина** фактура.

Успех и дарование  ценились, как наследство.
Служители искусства - трудяги без кокетства.
Детей  своих дворяне воспитывали строго.
С молитвою  и  верой,  и страхом перед  Богом. 

Но главная  забота -  Россия, государство.
Такая вот порода - с любовью  править царством.
Бывало в кулуарах ругали Николая. 
"Отечество,  Россия,  я за неё страдаю.
    
Но я один в ответе" - так мыслил сердцем  каждый.
Давно их нет на свете, порядочных, отважных.
Честь дворянина, впрочем,  широкое понятие.
Не только на дуэли  решалось неприятие.
   
Но низостью считалось прямое оскорбление.
Так Пушкин встал под пулю - не вынес унижения. 
Святые и  пророки  -  Суворов и Кутузов,
Им чужды и далё`ки  всей  роскоши обузы. 
   
      Они готовы были к тяжелым испытаниям.
      Дворянская порода - духовность, доблесть, знания.
      Осколки прошлой жизни, исчезли поколения.
      Сословие всё вымерло...
                возможно ль возрождение?


* Василий Андреевич Жуковский – крупный литературный деятель, писатель, переводчик. Придворный учитель императорской семьи, друг и наставник Александра Пушкина. История его появления на свет была необычной: его отцом был помещик, а матерью крепостная крестьянка родом из Турции. Имя и фамилию мальчик получил от приятеля отца Андрея Жуковского. Жена Афанасия Бунина – блудного отца мальчика сжалилась над младенцем и приняла в семью, воспитывая на протяжении всей жизни как родного сына.
 
**  Щепкинское училище названо в честь бывшего крепостного Щепкина Михаила Семёновича.  Знаменитый артист, сын дворового человека графа Волкенштейна, управлявшего всеми имениями своего помещика.  Основоположник  русского реалистического театра, предшественника системы Станиславского.