Эйнштейн не верил в БОГА? Ложь! По Дюкас, Хофман

Славен Любомиров 5
1. Множество высказываний А.Эйнштейна  свидетельствует о его вере в БОГА.

"Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога". (А.Э.)(Цит. по: Brian 1996, 119).
"Все мы живем волей Божьей и развиваем практически идентичные духовные способности. Иудей или язычник, раб или свободный - все мы принадлежим Богу". (А.Э.)(цит. по: H.G. Garbedian, Albert Einstein: Maker of Universes, New York, Funk and Wagnalls Co., 1939, 267).
"Чем больше я изучаю мир, тем крепче моя вера в Бога"(А.Э.).(Цит. по: Holt 1997).

И специально для атеистов:"Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня". (Альберт Эйнштейн).(Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97).

2. Все лукавые и спекулятивные утверждения о том, что Эйнштейн не верил в БОГА, основаны практически на одной книге Э.Дюкас, Б.Хофман «Альберт Эйнштейн как человек», в которой опубликованы фрагменты  из переписки А.Э. или его пометки на письмах. И особенно часто приводится цитата из неопубликованного ранее ответа А.Э.на частное письмо некоего атеиста.

Давайте разберёмся, что на самом деле написал атеисту А. Эйнштейн, но прежде посмотрим на его многочисленные высказывания о БОГЕ и религии в той же книге.

1) 24 января 1936 г. Эйнштейн пишет:
«Научные исследования исходят из того, что, что все на свете подчиняется законам природы; это относится и к действиям людей.   Убежденность в существовании основных всеобъемлющих законов природы также зиждется на вере. … Ученый-исследователь не склонен верить, что на события может повлиять молитва, то есть пожелание, обращенное к сверхъестественному Существу.  » (А.Э.)

 То есть, учёные верят во всеобъемлющие законы природы, но возникает законный вопрос – кто их установил? Если ответить, что сама «природа» для себя установила законы, тогда, поскольку законы гармоничны, упорядочены, разумны, установлены с необыкновенной точностью и целесообразностью, придётся ответить на вопрос – в чём, в ком сосредоточен разум природы, создавшей столь разумную систему законов? В элементарных частицах, атомах, молекулах, в камне, в энергии, в звёздах и т.д.?
Но они сами ограничены и подчинены законам! Причём законы касаются вопроса существования любой системы, и взаимосвязи различных систем, значит, установлены извне тем, в Руке Которого жизнь и смерть любой системы. Кто ТВОРЕЦ всех Законов Мироздания и всего Сущего? Кто ими управляет? Кто Сам свободен от закона и не зависит ни от чего? Кто трансцендентен всему (за пределами всего и не зависим ни от чего), и в то же время имманентен (близок, присущ всему, всё пронизывает),  чтобы всем управлять?

Единственный ответ: ТВОРЕЦ  Всего Сущего есть Всемогущий, всеведущий, Абсолютный Разум – БОГ.

Но это - никак не дедушка, сидящий на облачке (как примитивно представляют себе Бога дети или малограмотные люди), и про которого  А. Эйнштейн говорит - я не верю в такого Бога. Подобная наивная религиозность была для него не приемлема.  И мы, православные, тоже не верим в такого примитивно и наивно  представляемого  «бога», и ни один здравомыслящий человек не верит. Кстати, атеисты в своём помрачении именно так примитивно представляют «бога», и всем доказывают очевидный факт  – такого «бога» нет. На духовное, более глубокое  понимание сущности БОГА они, увы, не способны.

2) В какого  же БОГА верит А.Эйнштейн? А то, что он верит,  несомненный факт. Его многочисленные высказывания  и сам смысл их говорят лишь о том, что он отвергает примитивную и наивную веру в  некий примитивно персонифицированный образ Бога. Но он говорит о высшем понимании Бога, доступным далеко не всем и называет его «космическим религиозным чувством».

В каждом творении присутствует дух его Творца, как в картинах Рафаэля и Микеланджело, в музыке Моцарта и Баха.
Эйнштейн ощущает дух ТВОРЦА в Мироздании, в природе, в её законах: Вот что он пишет 24.01.1936г. (1) : «… каждый, кто серьезно занимался наукой, приходит к убеждению, что в законах природы проявляется дух, значительно превосходящий наш человеческий.  Перед лицом этого высшего духа мы, с нашими скромными  силами, должны ощущать смирение. Так занятия наукой приводят к благоговейному чувству особого рода, которое в корне отличается от наивной религиозности".

И этот высший дух,  значительно превосходящий наш человеческий, вызывает человеческое смирение и благоговейное чувство особого рода, которое А.Э. называет «космическим религиозным чувством».

«Моя   религиозность    состоит   в   смиренном    восхищении   безмерно величественным духом, который  приоткрывается нам в том немногом, что  мы, с нашей   слабой  и   скоропреходящей   способностью  понимания,  постигаем  в окружающей действительности». (5 августа  1927 г.)

В наличие этого высшего духа Эйнштейн не только сам не сомневается, но и считает, что  каждый, кто серьезно занимался наукой, приходит к убеждению, что в законах природы проявляется высший дух, значительно превосходящий наш человеческий.

Он верит и знает, что этот высший дух есть, существует и именно его он называет Богом. Но как  далёк Его Образ Бога (Дух) от образа «дедушки на облачке»!
И, мы, Православные христиане, подтверждаем в соответствии с Евангелием - БОГ это дух. "Бог есть Дух" (Ев. Иоанна 4:24), и в нас он вызывает смирение и благоговейное чувство. 

А. Эйнштейну дано было познать Истинного БОГА, пусть только одну из Его граней. Но никому не дано познать БОГА в полной мере, хотя ближе всего к Истине оказалось христиане, ибо познали БОГА не только через Библию, природу, но и лицом к лицу - в Сыне БОЖИЕМ, Иисусе ХРИСТЕ.

3) Всю свою жизнь и время А.Э. посвящал науке. Именно в изучении Природы он интуитивно познал БОГА.
Для А. Э. не случилось познание БОГА  из Священного Писания, хотя он был знаком с Библией. Он восхищался нравственной высотой Моисея, ХРИСТА, призывал подражать им. Но в то же время, как-то не осознавал, что  Моисей  - человек  БОЖИЙ, а ХРИСТОС – Сын БОЖИЙ, и именно этим обусловлена их духовно-нравственная высота.

А.Э. тяготел к любви, смирению, милосердию, но эти Божественные качества не мог соединить с Всемогущим БОГОМ - Творцом, Законодателем, в котором не увидел  БОГА-любовь, не ощутил близость БОГА в своей повседневной жизни.

Он ошибочно считал, что высшие проявления человеческой души: этика, нравственность, любовь  -  дело чисто человеческое, не нужное БОГУ. Может быть, эти взгляды сформировался оттого, что у него не было особенно времени на его личную жизнь, и он, полностью погружённый в научную деятельность, встречался с БОГОМ и благоговейно смирялся перед Его Величием лишь на просторах научных исследований?!

4) Но с другой стороны, логика подсказывает, что БОГ истины, гармонии, красоты в природе и Вселенной, такой же как и в человеке и в отношениях среди людей, то есть он должен быть БОГОМ милосердия, нравственности, любви. Видимо, размышлять над этими вопросами А.Э. было некогда, а физика и космология были далеки от нравственных проблем. 

Одностороннее видение БОГА рождало в нём противоречивые высказывания и недопонимание многих людей  его отношения к БОГУ и религии. Не зная глубоко Евангелия, он  не мог понять смысла жизни человека и человечества, цели их существования, поскольку физика эти вопросы не рассматривает.) Наука пытается ответить на вопрос – как? Но вопрос  «Зачем?» её не интересует.   А религию больше всего интересует именно этот вопрос – Зачем?!!!

А.Э.  прав – «Природа цели не ставит», но ТВОРЕЦ  перед ней ставит цели и задачи, и она беспрекословно их исполняет. «Да произведёт Земля….!» - и земля производит! «Да будет Свет!» - и Свет является во тьме!

Если нет Цели у человека – быть Богом и жить вечно с БОГОМ, то и бессмертие, как бы  ни к чему, и  души без тела вроде бы не существует – умер, тело распалось и «кранты». А как же душа?  Личность, душа, с её высокими  чувствами, мыслями, стремлениями, имеет нематериальное, духовное тело, она - дух! И она живёт вечно. Но это надо знать, а эти знания невозможно найти в научных трудах по физике. Они - в Священном Писании.

5) Двойственность отношения к БОГУ у А.Э. проявляется в том, что его личный опыт в науке утверждает, что БОГ, есть! И БОГ – это высший Дух, который являет себя всюду, во всех Законах Мироздания. Но будучи отдалённым  от Церкви, от непосредственного общения и единения с БОГОМ, от молитвенного общения с БОГОМ, А.Э. не может «представить себе персонифицированного  Бога, прямо влияющего на  поступки людей и осуждающего  тех,  кого  сам сотворил».  «Не могу сделать этого,  несмотря  на то, что современная наука  ставит  под  сомнение, в известных пределах, механическую причинность». (5 августа  1927 г.)

Но здесь же пишет, что оценивал научные  теории, задавая  себе  вопрос: « если  бы я  был Богом, создал  бы я Вселенную, устроенную таким вот образом?» Что это как не персонификация, уподобление Бога себе, а себя – Богу?

   6)     А.Э. прекрасно понимает разницу, религиозное чувство – это преклонение перед Творцом, а не перед замыслом и творением. Но сами посудите, не логичнее ли преклоняться не перед замыслом, а перед Автором этого замысла – Великим Мыслителем и ТВОРЦОМ – БОГОМ?).

21 марта 1942 г. он писал:  «Благоговейное чувство, порожденное  ощущением  логической  постижимости глубочайших взаимосвязей, совсем другого рода, чем чувство, обычно именуемое религиозным.  Это почтительное  преклонение перед замыслом (Чьим?-С.Л.)), который выявляет себя в строении материальной  Вселенной».

И тут же сам себе противоречит: «Во всем  этом нет ничьей воли и  никакой цели, никакого долженствования, а лишь бытие». Опять двойственность. Надо бы определиться - либо умопостижимый Чей-то великий замысел (замысел - идея, смысл), гармоничное, построенное по точным, (БОГОМ) установленным законам, бытие, либо же - никакого замысла, автора, цели, воли и смысла, то есть бессмысленное и умонепостижимое в своём хаосе и неопределенности бытие?

Но науку, как и  А.Э., подобные вопросы не волнуют, им проще думать, что всё как-то само собой выстроилось и упорядочилось. И тут же -  «Нелегко заглянуть в карты, которые Бог держит в руках…» А.Э.

Н. И. ПИРОГОВ (1810-1881), русский учёный, врач.
Я не могу слышать без отвращения ни малейшего намека об отсутствии творческого плана и творческой целесообразности в мироздании, а посему существование Верховного Разума, а следовательно и Верховной Творческой Воли, я считаю необходимым и неминуемым роковым требованием моего собственного разума. Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума.


7) А далее А.Э.: «Оно (бытие)  не  заставляет  нас  создавать божество  по  своему  образу  и  подобию  - персонаж,  предъявляющий  нам требования  и интересующийся нами как индивидуальностями». Бытие не заставляет, но Создатель этого бытия очень даже интересуется вершиной своего творения – человеком, и к каждому предъявляет  свои требования.))

Эйнштейн не принял квантовой теории и сказал, имея в виду вероятностную картину мира, соответствующую квантовой физике: «Господь Бог не играет в кости». На это гениальный физик Нильс Бор возразил ему: «Однако не наше дело предписывать Богу, как Он должен управлять миром». Сейчас квантовая теория – основа не только атомной физики, но её законы используются практически во всех научных дисциплинах. И великие тоже ошибаются.


8) И наконец, цитата из письма, наиболее часто используемая атеистами.

22 марта 1954 г. человек, отрекомендовавшись атеистом, объявил, что подлинное образование приобретается чтением книг, процитировал статью о религиозных взглядах Эйнштейна и выразил сомнение - верно ли они изложены. Иронически отозвался о разных аспектах формальных религий. Говоря о миллионах людей, которые молятся Богу на разных языках, он заметил, что Богу нужен огромный штат для регистрации всех людских прегрешений.

А.Э. письмо понравилось.  Мы не знаем, какую статью читал  автор письма и что там было написано, вероятно, что действительно ложь, потому что, А.Э пишет в ответ: «То, что Вы прочитали о моих религиозных убеждениях, было, разумеется, ложью. Эту ложь систематически повторяют. Я не верю в персонифицированного Бога и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно».

И это понятно, ибо невозможно для А.Э., да и для нас тоже,  представить БОГА – Главой некоего Департамента или Министерства, где миллиарды чиновников (ангелов, вероятно))) строчат донесения о прегрешениях людей. Точно также как детские представление о БОГЕ как о «дедушке на небушке»,  были неприемлемы для А.Э. (Справедливости ради, надо сказать, что некоторым простым и чистым душам достаточно веры в Боженьку на Небе, чтобы всю жизнь жить благочестиво и свято, по Заповедям БОЖЬИМ. И их Господь БОГ не оставит без награды).

Но А.Э. был религиозен по-другому. «Если во мне есть нечто религиозное, это, несомненно, беспредельное восхищение строением вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его». «Моя   религиозность    состоит   в   смиренном    восхищении   безмерно величественным духом, который  приоткрывается нам в том немногом, что  мы, с нашей   слабой  и   скоропреходящей   способностью  понимания,  постигаем  в окружающей действительности». (5 августа  1927 г.)

«Перед лицом этого высшего духа (Кого же, если  ни Бога?! Другого высшего Духа нет!) мы, с нашими скромными  силами, должны ощущать смирение».   Перед ЛИЦОМ высшего духа, то есть, перед Лицом БОГА? А как же отрицание персонифицированного, личностного БОГА? У безличного Бога, естественно, нет Лица?)) Опять противоречия.)

3. И тем ни менее Альберт Эйнштейн верил в БОГА, как Высшего Духа, являющего себя в Законах Мироздания. И эта грань БОГА не противоречит понятию об Истинном БОГЕ.
Все остальные противоречия и заблуждения  от неглубокого знания и недопонимания второго важнейшего источника познания БОГА – Священного Писания,  о котором у А. Эйнштейна остались только детские воспоминания.

6 декабря 1917 г., когда шла мировая война, Эйнштейн написал из Берлина своему другу Генриху Зангеру в Цюрих. Слова его не потеряли злободневности:"Как  могло  случиться, что  эпоха,  столь  любящая  культуру,  могла оказаться так  чудовищно безнравственной? Все больше и больше убеждаюсь, что милосердие и любовь к ближнему -- ценнее и выше всего остального... Весь наш хваленый технический прогресс -- да и вся наша цивилизация -- подобны топору в руках психически больного преступника". "Милосердие и любовь к ближнему..." - это же слова Евангелия, проповедь ХРИСТА.

 Мнение Эйнштейна об Иисусе Христе было высказано в его интервью американскому журналу "Сатердей ивнинг пост" (The Saturday Evening Post, 26 октября 1929 г.):
"- Какое влияние оказало на вас христианство?
- В детстве я изучал и Библию, и Талмуд. Я иудей, но меня завораживает яркая личность Назарянина. … Иисус настолько масштабен, что не поддается перу фразеров, даже очень искусных. Христианство нельзя отвергнуть лишь на основании красного словца.
- Верите ли вы в исторического Иисуса?
- Разумеется! Невозможно, читая Евангелие, не почувствовать реальное присутствие Иисуса. Его личность дышит в каждом слове. Никакой миф не обладает столь мощной жизненной силой".

4. Наука, не поднимая головы и глаз, денно и нощно занята изучением БОЖЬЕГО  творения, иногда не видя Самого БОГА-ТВОРЦА. Прямое общение и единение с ТВОРЦОМ – это прерогатива религии.  Другой уровень познания. 
Но наука и религия не противоречат друг другу. Огромное большинство учёных всех времён и народов верили в БОГА. Вера - категория нравственная и никак не мешает ни научной, ни любой другой деятельности человека.

МАКС ПЛАНК
Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приводят к исповеданию Бога.