Трудовая артельная песня

Дмитрий Лукин 2
                ("Песня работе не мешАт,
...                рядком с делом идёт..."
………..                Из поморских сказок Ст. Писахова.)
               

И-эх, на-а-лЯжем,
Взя-яли рАзом...
Все! все вместе...
Оп-па, дружно, оп-па, сразу!
На-авалИсь, ещё, ещё...
Эх, по-отЯнем, вместе рАзом!
Эй, босОта, тянем-тянем...
Раз-два, взяли... ещё - взяли!
Во! пошёл!.. пошёл, пошёл,
Во, пошёл, пошёл, пошёл...
Тянем-тянем, не слабеть,
Тянем-тянем, потерпеть...
Раз-два, взяли, раз-два - разом...
Чуть ещё - и пошабашим!
Раз-два, взяли, раз-два - разом...
Всё! Бросай концы, ура!
Ура-ра-ра, ра-ра, ра-ра!...
Шаба-а-аш!*

   *Что побуждает людей петь при физической работе? Откуда взялась эта восхитительная зараза - куплеты сочинять? Почему - в рифму? Где исток поэзии как творчества? Что первее - Поэзия или Проза?
- Э-э, любознатец какой, ишь, кудыть копнул, - скажет некий БобчИнский-ДобчИнский**, - а вот нет у Поэзии начала, она - сама-собой, самородная, то есть..
Есть, конечно, умные и глубокие исследования на эту тему, я здесь не возьмусь обнимать необъятное и поднимать неподъёмное... силы не те.
Но вот, трудовая песня рабочей артели, выполняющей общую, ритмическую, сугубо физическую работу, где-то там - в истоках поэтики. Это и не песня ещё, в нашем понимании, а - выдох, сигнал и реакция на общее усилие. Работа с игровым настроением и интонацией... "И-и раз-два, взяли, ещё раз - взяли, сама пошла..."
Есть древнейшая, из дошедшего до нас, песня такого рода. В комедии Аристофана "Мир" (поставлена в 421 году до н.э). Там сдвигают камень, закрывающий вход в пещеру, куда "поджигатели войны" - афиняне упрятали богиню мира Ирину с подругами.
Была у древних такая привычка - богов в пещерах замыкать камнем, вспомните хотя бы этого простого парня из Назарета - Иешуа Мессию, страстотерпца. И секъюрити на входе в райские кущи - Пётр, он же Камень...
Проблема-то! Богиню вызволить, выпустить наружу - войны закончатся.
Жёны воинов пребывают в истоме, детки малые без мужьёв у них уже как-то "сами" народились, хозяйство в упадке, а Перикл гоплитов на войну гонит...
Камень отвалили, верёвками тянули. С песней!
Ирине возрадовались, Перикла посрамили...
Но, песня-то и не понравилась мне у Аристофана, сами судите - нескладуха:
      "Ну-те дружно, ну-те все!
      Сейчас, сейчас конец!
      Натужтесь, не слабейте,
      Тяните молодцом!
      Вот, вот сейчас конец!
      О зя дружно, о зя все!
      О зя, зя, зя, зя, зя, зя, зя!
      О зя, зя, зя, зя, зя, зя, все!"
Это, если по проф. Зелинскому (подстрочника я не имею), а в ходу перевод Пиотровского - там и совсем вяло... без огонька.
Вот я и подработал маленько, без претензий на шедевр. Просто впечатлительный такой возрос, неравнодушный такой, "руки чешутся", как говорится... Жаль, не успел Аристофану предложить, а хотелось помочь творчески.
Истины ради, замечу в скобках: древние брезговали любым ручным трудом, поэтому делегировали его рабам. Раб - это не тот, кто в оковах, а тот, кто работает. Значит, такая песня ещё и рабская - рабочая.
У нас-то, у русских, "Дубинушка" есть, работы такой нет, а песню все знают. Почему знают? Потому что Шаляпин напел. Вот так, от Аристофана, через Некрасова ("Этот стон у нас песней зовётся, то бурлАки идут бичевой", - а ведь это как раз - бурлацкая трудовая) и Кольцова, к Шаляпину... и - до меня!. Но это уже художество, чисто плоды изящества, без физического труда. А трудовая песня - без авторства, в миллионах вариаций, на натуре.
Вот вы косили когда-нибудь? Косой-литовкой, чтоб "раззудись плечо, размахнись рука...", сенокос, отнюдь, не дачное окашивание лужайки. Я - косил, много, мерину Шалуну  сено на зиму готовил, только ему одному три тонны нужно. Тогда петь хочется и я пел свою "трудовую". И "артель" косцов на луговине слышна - надо успеть в погоду. Лепота! Работа-удовольствие, не каторга, как переживал по-демократски озабоченный барин Николай Некрасов, работа-игра.
Одна Маша Шарапова в тренде и осталась: ка-ак выдохнет на корте - из-за морей слышно, вздрогнешь весь.
Тоже, между прочим, у неё финальное завершение физического усилия, с криком, и тоже как исток первобытной трудовой песни-вопля. "Мячик - туда, мячик - сюда" - это же не умственная работа в коротком платишке, согласитесь.
Хороша Маша, да не наша, я-то о трудовой песне хотел. Так просто, как и любой скажет.
И представляется, что естественность размеренности, ритма и однообразие общего трудового усилия и породили её - трудовую песню, а тем самым, через долгий путь, поэтическое творчество. Но на него не всякий способен, тогда стали гладко писать - прозой.
Проза, стало быть, вторична, после Поэзии родилась..

**Во времена Н.В.Гоголя фамилии этих персонажей произносились именно так: с ударением на первой букве "и". (А.В.Суперанская)

[По мотиву эссе Ф.Зелинского в сб. "Из жизни идей", 1905г]

P.S.
Что Поэзия выше Прозы, причём ровно в два раза, известно было и в обыденной жизни.
Сие имеет своё документальное подтверждение в следующем: В Первом Санкт-Петербургском Кадетском Корпусе, учреждённом ещё при Ея Величестве Императрице Анне Иоановне (1731г.), в 1824 году приказано давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинительстве прозой, и по 50 розог - за стихи. (В.Г. Дмитриев).