Дела табачные

Сергей Псарев
          Автор этих строк не предлагает вам увлекаться курением табака. Этой пагубной для здоровья привычкой уже занимается добрая треть взрослого населения нашей планеты. Считается, что впервые табак в Россию завезли английские купцы еще при Иване Грозном. При царе-реформаторе Петре Алексеевиче, известном разрушителе традиционных устоев, курение табака в Петербурге стало совершенно привычным занятием. Торговля табаком превратилась в прибыльное дело. Дальше у нас так и повелось, и даже пелось в известной песне ленинградского рок-музыканта Виктора Цоя:    

                Но если есть в кармане пачка сигарет,
                Значит все не так уж плохо на сегодняшний день.
                И билет на самолет с серебристым крылом,
                Что, взлетая, оставляет земле лишь тень.

            В 1879-1880 годах на Клинском проспекте, 25 по проекту известного столичного архитектора Петра Сергеевича Самсонова было построено красивое здание в стиле эклектики, которое и теперь привлекает взоры любого, оказавшегося в этих местах. Это бывшее заводоуправление “Товарищества табачной фабрики “А. Н. Шапошников и Ко”.
            Немного истории… Табачное дело семьи Шапошниковых началось с открытия в 1853 году небольшого магазина на Караванной улице. Его основателем стала энергичная и предприимчивая купчиха Пелагея Степановна Шапошникова. Рано оставшись без мужа и стремясь обеспечить своим пятерым детям достойное будущее, она перевезла сюда семью из Коломны, где ее предки на протяжении нескольких веков занимались торговлей. Направление для организации своего дела в столице было выбрано весьма удачно, поскольку с середины XIX века курение табака приобрело популярность во всех слоях российского общества.
               Дела в табачном магазине быстро шли в гору, и уже в 1873 году старший сын Пелагеи Степановны – купец первой гильдии Александр Николаевич Шапошников основал здесь собственную фабрику по производству папирос и курительного табака. Он провел обычную “купецкую операцию”- купил у вдовы Ивановой по дешевке участок земли на Клинском проспекте, снес там все “пустяшные постройки”, прикупил еще и соседний участок, на которых возвел огромное фабричное здание. Архитектор Самсонов, по просьбе негоцианта, постарался возвести представитеный производственный корпус для папиросной фабрики, которая стала впоследствии одной из крупнейших в России.
                Торжественное открытие новой фабрики состоялось 10 апреля1881 года, но ее основателю не суждено было самому запустить производство. А. Н. Шапошников скончался, не дожив всего несколько дней до этого знаменательного события. После смерти табачного негоцианта, фабрика перешла в руки его супруги, 32-летней Екатерины Николаевны, потомственной петербургской купчихи из семьи Богдановых, также владевших табачным магазином. Дальновидная и предприимчивая, женщина смогла достойно продолжить дело мужа. К началу XX века на ее фабрике уже работало 1230 рабочих, главным образом, женщин. Широко использовался и детский труд. По данным санитарной инспекции условия для работы на фабрике были крайне вредными для здоровья. И все это при 12-часовом рабочем дне и невысокой оплате. Женщинам всегда платили за труд меньше, чем мужчинам.
                В 1906 году в Петербурге вспыхнула забастовка городских табачниц, в которой примкнули и работницы фабрики на Клинском проспекте. Забастовка продлилась около месяца, хозяева понесли большие убытки, но выполнять требования своих работниц отказались. Мало того, они сами забастовали и ответили работницам локаутом – закрыли свои предприятия. В этом противостоянии победили хозяева. По призыву стачечного комитета работницы снова приступили к работе. Эта забастовка была не единственным массовым трудовым конфликтом. В 1914 году основанием для нового конфликта стало массовое отравление работниц на фабрике, вызванное грубейшим нарушением мер безопасности и соблюдения правил санитарно-гигиенических нормативов.
                При этом хозяева фабрики не скупилась на внедрение технических новшеств, когда это касалось их собственной выгоды. Так, в 1889 году на фабрике Шапошникова впервые в России была применена высокопроизводительная машина для клейки бумажных гильз для папирос, изобретенная фабричным механиком Иваном Семеновым. Это позволило значительно нарастить объемы выпуска продукции. Затем начинание было подхвачено и другими табачными фабриками.
                Изобретатель станка для клейки папиросных гильз, механик фабрики Шапошникова Иван Семенов, окончивший Технологический институт, в награду за свое изобретение получил от хозяйки фабрики Екатерины Шапошниковой первоначальный капитал для открытия собственной мастерской по производству “гильзо-мундштучных” и “табачно-набивных машин”. К 1914 году Иван Семёнов уже владел механическим заводом с 450 рабочими, лесопильным заводом и столярной фабрикой.
                В 1897 году фабрикой было переработано 25000 пудов листового табака, выработано 15000 пудов курительного табака и выпущено 265 млн. папирос. Годовой оборот составил 1,5 млн. рублей. Табачные изделия, производимые на фабрике Шапошникова, были преимущественно средних и низших сортов, что позволяло сделать конечный продукт более дешевым, пользовавшимся большим спросом у покупателей. Продукция фабрики, выигрывая в цене по сравнению с изделиями высших сортов, по качеству практически им не уступала. Качество продукции фабрики Шапошникова подтверждали награды, которых она удостаивалась. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 году в Москве была получена серебряная медаль, а в 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде - золотая.
    В 1910 году владельцы фабрики создали акционерное общество “Товарищество табачной фабрики А.Н. Шапошников и Ко”, которое стало скупать другие табачные производства не только в Петербурге, но и по всей России. К началу 1917 года фабрика Шапошникова стала одной из крупнейших в России. Табачные изделия фабрики успешно перешагнули границы империи и стали пользоваться успехом за рубежом, особенно в Австрии и Германии.   Ассортимент насчитывал более 20 наименований папирос, среди которых были такие популярные марки, как “Тары-бары”, “Осман”, “Шик”, “Каир”, “Десерт” и многие другие. Фабрика также носила высокое звание “Поставщика двора Его Высочества Князя Черногории Николая.
                Нельзя сказать, что Шапошниковы относились к своим работницам хуже, чем на других фабриках. Им здесь даже платили немного больше. В 1898 году сумма годового жалования составляла около 155 рублей в год. На фабрике были организованы столовая, лечебница и аптека с бесплатным отпуском лекарств, постоянно дежурили врач и фельдшер. Екатерина Шапошникова была председателем отделения Общества попечения о бедных и больных детях. Для малолетних детей сотрудниц фабрики она устроила ясли. В праздничные дни с рабочими проводились религиозно-нравственные беседы. При фабрике работала библиотека, где бесплатно выдавались на дом книги.
                В год торжественного празднования 25-летия со дня основания фабрики, Шапошникова сделала крупное пожертвование на строительство квартир для наиболее достойных и прилежных работников фабрики. К этому моменту производство на Клинском проспекте разрослось настолько, что понадобилось построить еще несколько дополнительных флигелей.
                Открытие новой табачной фабрики не обошлось без легенд. Согласно ей, в 1763 году в лесу, вблизи будущего Загородного проспекта прохожие повстречали древнего святого старца, который сообщал им, что через 150 лет на этом месте будет стоять крупнейшая в России и первая по качеству табачная фабрика. В 1913 году, ровно через 150 лет после изложенных в легенде событий, табачная фабрика действительно процветала, а на коробках ее самых популярных папирос “Тары-бары” был изображен тот самый “провидец”. Хозяев этой фабрики всегда отличала любовь к рекламе. Для этого даже привлекались петербургские газетчики, публиковавшие в печати специальные стихотворные опусы:

                Всегда вперед “Десерт” идет:
                То качество причиной.
                За вкус “Каир” берет весь мир;
                Сработан он машиной…
          
                26 января 1917 года в возрасте 69 лет скончалась владелица фабрики Екатерина Николаевна Шапошникова, а менее чем через год, после октябрьских событий, начался новый этап в истории фабрики. Фабрику национализировали и по желанию трудящихся присвоили ей имя первого красноармейца республики и демона революции Льва Давидовича Троцкого. Уже в 1928 году, фабрика надолго получила имя пламенной немецкой коммунистки Клары Цеткин. Об этом историческом событии и сегодня рассказывает мраморная доска на фасаде промышленного здания. После событий октября 1917 года на фабрике поменялись почти все названия папирос, а о забастовках рабочие больше никогда не вспоминали. Со временем условия труда стали лучше, а объемы производства увеличились в несколько раз, наладили выпуск новой продукции - сигарет. В 1970 году фабрика вошла в состав табачных предприятий, сформировавших мощное объединение табачной промышленности имени М. С. Урицкого - Председателя Петроградского ЧК, убитого в 1918 году.
                Сколько себя помню мой отец предпочитал сигареты именно этой фабрики. Для него “ленинградское” - всегда было показателем особого качества. Произошло это не сразу, поскольку он, как и многие люди того времени, курил исключительно папиросы “Беломорканал” или “Казбек”. Курили тогда очень многие и даже делали это красиво, особенно офицеры. Струйка дыма из носа или рта, превращенная в кольца… Был в этом какой-то особенный шик, заставлявший нас, мальчишек рано приступать к этому вредному и пагубному занятию. Не запах дыма, а сам ритуал с неторопливой разминкой гильзы, чирканьем спичкой о коробок и, наконец, само прикуривание, привлекал многих моих друзей. Все это, по нашему представлению, добавляло взрослости и мужской солидности. Дальше начинались муки с первыми затяжками, тошной и головокружениями. Обычно, серьезно курили те, кто уже сам зарабатывал деньги, но еще быстрее это получалось с нами в армии. Там даже имелось специальное табачное довольствие и время, предусмотренное распорядком дня…
                С тех пор прошло много лет. Но стоило иногда закрыть глаза и снова видел, как мой отец, задумчиво глядя вдаль, посасывая свой пустой мундштук или постукивал им по столу. Были у него такие странные занятия после войны. Хорошо помнил его руки, с длинными, желтыми от табака пальцами. Это были руки школьного учителя, фронтовика. Они одинаково хорошо умели держать перьевую ручку, любой рабочий инструмент и боевое оружие.
                Отцовский портсигар, выпущенный по случаю запуска первого космического искусственного спутника Земли, теперь хранится у меня в столе и напоминает об этом далеком и бесконечно дорогом времени…

На фото - рисунок автора