Любовь Агапе и Филия

Виталий Мельник
"Иаков работал на него за Рахиль семь лет,
но ему показалось, что прошло всего несколько дней,
потому что он любил её..."

(Бытие 29:20)

"...но они были для него, как дни немногие,
От любви (агапе) его к ней".

http://manuscript-bible.ru/index.htm


"Положи меня, как печать, на сердце своё,
как печать, на руку свою,
потому что любовь-(Агапе) сильна, как смерть,
неотступна, как шеол*,
она требует исключительной преданности..."

(Песня Песней 8:6)



"Любовь" - в стихах библейских - там и тут...
"Любовь" - универсальное понятье,
Любовь, а вот точнее, так сказать бы,
По гречески - "Агапе" - прежде труд.

Потом и чувства, а иначе, чем же
Любовь от тех понятий отличить,
Что справедливость, праведость... И будь ты
Всех лучше - Без любви напрасна жизнь!

Иаков полюбил Рахиль - Агапе.
Агапе - той любовью полюбил,
На принципах что веры, И хотя бы
За девушку он в рабстве годы был,

Дни суженых прошли, и не в томленье,
В друзьях... и дружба Богом им дана -
Филия есть от Господа знаме'нье -
Скрепленная в века на небесах.




Агапе - любовь, которая распознается исключительно по делам, к которым она побуждает. Божья любовь видна в том, что он отдал в дар своего Сына, I Иоан. 4:9, 10. Но ясно, что это не услужливая любовь и не обычная привязанность, то есть она была проявлена к людям не за их выдающиеся качества, Рим. 5:8. Это было сознательное проявление Божьей воли, не обусловленное ничем, кроме самой сущности Бога, ср. Втор. 7:7, 8» (Vine’s Expository Dictionary of Old and New Testament Words. 1981. Т. 3. С. 21).

О глаголе филе;о Вайн пишет: «Филео отличается от агапао тем, что более четко выражает нежную привязанность. [...] ...Любить (филео) жизнь, стремясь во что бы то ни стало сохранить ее и забывая при этом о ее подлинной цели,— означает получить порицание от Господа, Иоан. 12:25. И наоборот, любить жизнь (агапао) в том смысле, как об этом говорится в I Пет. 3:10,— означает принимать во внимание истинные жизненные ценности. Здесь слово филео было бы неуместно» (Там же. Т. 3. С. 21, 22).

В симфонии Стронга, в разделе «Греческие слова Нового Завета», к слову филе;о дается такой комментарий: «Быть кому-то другом (любить [личность или предмет]), т. е. испытывать привязанность (означающую личную преданность, в которой преобладают чувства; тогда как... [агапа;о] шире и делает акцент на рассудительности, а также на осознанных усилиях воли, основанных на принципах, долге и приличиях)» (Strong J. Exhaustive Concordance of the Bible. 1890. С. 75, 76). (См. ПРИВЯЗАННОСТЬ.)

Таким образом, ага;пе подразумевает любовь, которая руководствуется принципами. Иногда в такой любви присутствует привязанность и нежность. Это видно из многих библейских стихов. В Иоанна 3:35 Иисус говорит: «Отец любит [агапа;] Сына». А в Иоанна 5:20 он говорит: «Отец дорожит [филе;й] Сыном». Безусловно, любовь Бога к Иисусу Христу включает в себя глубокую привязанность. Кроме того, Иисус объясняет: «Кто любит [агапо;н] меня, тот будет любим [агапете;сетай] моим Отцом, и я тоже буду любить [агапе;со] его» (Ин 14:21). Любовь Отца и Сына к тем, кто любит их, подразумевает и нежную привязанность к таким людям. Служителям Иеговы нужно подобным образом любить Бога и его Сына, а также друг друга (Ин 21:15—17).

Итак, хотя ага;пе отличается уважительным отношением к принципам, она не лишена сердечности. В противном случае эта любовь ничем не отличалась бы от холодной справедливости. В то же время она никогда не идет на поводу у чувств и никогда не нарушает принципов. Христиане должным образом проявляют ага;пе к тем, к кому они, возможно, не питают теплых чувств. Они поступают так ради благополучия этих людей (Гл 6:10). Не испытывая к ним привязанности, христиане все же проявляют к таким людям сострадание и искренне заботятся о них в рамках, допустимых праведными принципами.

Как уже говорилось, ага;пе руководствуется принципами. Однако эти принципы могут быть как хорошими, так и плохими. Если следовать плохим принципам, ага;пе может выражаться неправильным образом. Например, Иисус сказал: «Если вы любите [агапа;те] только тех, кто любит вас, то в чем ваша заслуга? Ведь и грешники любят тех, кто любит их. И если вы делаете добро тем, кто делает добро вам, то в чем ваша заслуга? И грешники так поступают. Также если вы даете в долг без процентов тем, от кого надеетесь получить долг обратно, то в чем ваша заслуга? И грешники дают в долг без процентов грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк 6:32—34). Поступающие так живут по принципу «Ты мне — я тебе».

Апостол Павел написал об одном из своих сотрудников: «Димас полюбил [агапе;сас] нынешнюю систему вещей и покинул меня» (2Тм 4:10). Очевидно, Димас руководствовался принципом «Мир одаривает тех, кто его любит». Иисус сказал: «Люди полюбили [эга;песан] тьму, а не свет, потому что их дела были злы. Ведь поступающий порочно ненавидит свет и не идет к свету, чтобы его дела не были обличены» (Ин 3:19, 20). Такие люди любят тьму, помня принцип «Тьма скрывает злые дела».

Иисус велел: «Не переставайте любить [агапа;те] своих врагов» (Мф 5:44). Как видно из слов апостола Павла, этот принцип установил сам Бог: «Бог же показывает нам свою любовь [ага;пен] тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. [...] Если, будучи врагами, мы примирились с Богом через смерть его Сына, то тем более теперь, примирившись, спасемся его жизнью» (Рм 5:8—10). Выдающийся пример такой любви — обращение Бога с Савлом из Тарса, ставшим апостолом Павлом (Де 9:1—16; 1Тм 1:15). Следовательно, нужно любить врагов, руководствуясь принципом, установленным Богом, и проявлять эту любовь в согласии с его заповедями, независимо от того, присутствует в такой любви теплота и привязанность или нет.

Бог. Апостол Иоанн написал: «Бог есть любовь» (1Ин 4:8). Он — само олицетворение любви, это его основное качество. Однако нельзя сказать, что «любовь (отвлеченное понятие) есть Бог». В Библии Бог открывает себя как личность и образным языком говорит, что у него есть, например, «глаза», «руки», «сердце», «душа». Помимо любви, ему присущи также и другие качества, такие, как справедливость, сила и мудрость (Вт 32:4; Иов 36:22; Отк 7:12). Более того, Бог может испытывать ненависть — качество, прямо противоположное любви. Любовь к праведности побуждает Бога ненавидеть зло (Вт 12:31; Пр 6:16). Любовь подразумевает чувство или выражение теплой личной привязанности, что свойственно только личности и что можно проявлять к личности. Например, Сын Бога Иисус Христос, которого нельзя назвать отвлеченным понятием, говорил, что был с Отцом, трудился с ним, делал то, что Ему угодно, и слушал Его. Также он упоминал об ангелах, которые видят лицо его Отца. Он не мог бы сказать всего этого, если бы его Отец был отвлеченным понятием (Мф 10:32; 18:10; Ин 5:17; 6:46; 8:28, 29, 40; 17:5).

Доказательства Божьей любви. Есть множество доказательств того, что Иегова — Творец и Бог Вселенной — это любовь. Об этом свидетельствует окружающий нас мир. С какой удивительной заботой Бог создал все для человека, чтобы тот ни в чем не нуждался, был здоров и счастлив! Человек был создан не просто чтобы жить, а чтобы радоваться жизни. Его радует вкусная еда, многоцветье и красота творения, он любит наблюдать за животными, общаться с друзьями и получать удовольствие от многих других дел (Пс 139:14, 17, 18). Но Иегова проявил любовь еще и в том, что создал человека по своему образу и подобию (Бт 1:26, 27), наделив его способностью любить и удовлетворять свои духовные потребности, а также открылся ему через свое Слово и святой дух (1Кр 2:12, 13).

Любовь Иеговы к людям сравнима с любовью отца к своим детям (Мф 5:45). Ради их блага Бог не жалеет ничего, как бы дорого ему это ни обходилось; его любовь превосходит все чувства, которые может испытывать и проявлять человек (Эф 2:4—7; Иса 55:8; Рм 11:33). Именно ради людей он совершил поступок, ставший величайшим проявлением любви, на которую только способен отец,— он отдал в жертву своего верного, единородного Сына (Ин 3:16). Апостол Иоанн пишет: «Мы любим, потому что он первый полюбил нас» (1Ин 4:19). Поэтому Иегову по праву можно назвать Источником любви. А апостол Павел говорит: «Едва ли кто умрет за праведника, а вот за добродетельного человека, может быть, кто-то и отважится умереть. Бог же показывает нам свою любовь тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рм 5:7, 8; 1Ин 4:10).

                (Понимание Писания)