Рецензия. На прогулке Маша Щелкунчик. Synthesis

Катерина Пас Чна
Синтез искусств. Иллюстрация к стихотворению.

НА  ПРОГУЛКЕ

Маша Щелкунчик

Дорогу мне перебежал лисёнок,
Спешащий через лес к своей норе.
Там - у реки, в цветах, он, как ребёнок,
Ещё вчера резвился на жаре...
Мне помнится, вот так и я вначале
Вернуться торопилась в старый дом,
Деревья на ветвях меня качали,
И тополь был мне звёздным кораблём...
Теперь другие там играют дети,
И ярко перекрашено крыльцо...
Не мне там ночью нежно окна светят,
И утром солнца луч - не мне в лицо...
Лисёнок пересёк границу луга
И замер, вдруг почувствовав, - чужой!
ТАМ - человек, а рядом лошадь с плугом,
И нет норы под скошенной травой.
Прыжком - обратно, потеряв за речкой
Всю прелесть детства... Мамины глаза
Ему, бедняге, будут сниться вечно,
И тех лугов цветная полоса...

http://www.stihi.ru/2018/04/23/6907


СИНТЕЗ ИСКУССТВ. SYNTHESIS.

«Синтез искусств (от греческого  synthesis – соединение, сочетание) – объединение различных видов искусства в рамках единого художественного произведения.
Существует группа  искусств, которые по природе своей являются синтетическими. Это все пространственно-временные, или зрелищные, искусства (театр, кино, телевидение, эстрада, цирк). В них объединение средств различных искусств происходит на основе творчества актера, сценического действия (в документальных  жанрах – реального жизненного события, действия или лица).
Проблема синтеза здесь выступает как  проблема художественной целостности, органического единства того или иного произведения.
Но, помимо зрелищных искусств,  где синтез принадлежит самой природе  художественного творчества и происходит как бы внутри  данного вида искусства, существует также синтез   как  объединение  различных искусств  в единый ансамбль, или художественное целое.
Таков синтез  литературы  и изобразительного  искусства (художественно-иллюстративные издания), литературы и музыки (песня и др. вокальные жанры), а также имеющий  особенно широкое значение  синтез  пластических искусств (архитектуры, изобразительного  и декоративно-прикладного  искусства), направленный на эстетически  целостное формирование окружающей среды…
В книжной иллюстрации  главной является  проблема изобразительного воплощения  характеров героев и узловых событий действия литературного произведения, а также целостности художественного оформления книги  в единстве  всех её компонентов (иллюстраций, обложки, заставок, шрифта и др.)»
Краткий словарь по эстетике // Синтез искусств. Под редакцией профессора доктора философских наук М.Ф. Овсянникова. Москва. Просвещение. 1983. - С. 148, 149.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ МОНОЛОГ «НА ПРОГУЛКЕ»  С ЛИСИЦЕЙ

Талантливая поэтесса Маша Щелкунчик средствами художественного слова отражает  театральный монолог  автора с лисицей,  явила  синтез знаний, ботаническое явление «симбиоз» - взаимодействие разных биологических видов,  дружбу и сотрудничество  героев  стихотворения,   человека  и симпатичного рыжего лесного зверя –  лисёнка.
Дорогу мне перебежал лисёнок,
Спешащий через лес к своей норе.
Маша Щелкунчик.
В народных сказках  лисица  - Кума Патрикеевна соседка  медведя  Михаила Потапыча.

В музыкальной деятельности появился «синтез искусств» - музыкальный синтезатор «Ямаха».
Читатель  прибавил теорию эстетики: «синтез искусств» к литературной странице «На прогулке» Маши Щелкунчик - и  явил художественную  иллюстрацию, схему вышивки и мозаики «Рыжая лисица»  в духе античной мозаики.
 Этот синтез искусств – литературного произведения и художественной картины -   используется в педагогике  Константина Ушинского, называется  «наочным образом в познании» и опубликован в школьных, педагогических  хрестоматиях с иллюстрациями, одобрен Министерством просвещения.
Детям-школьникам и дошкольного возраста, их родителям  для активного творческого досуга   понравится картина бытия «Рыжая лисица» - иллюстрация к литературной новой странице  «На прогулке» Маши Шелкунчик.
В  стихотворении  «На прогулке» – есть домысел  и вымысл «во глубине строки»,  и в иллюстрации – картине  возникают   догадки из других научных сфер. Русско-сибирская культура –  на территории России с диалектами - девятая культура в учениях Освальда Шпенглера «Закат Европы», культура развивается  в сочетании  с западными и восточными цивилизациями.
Симбиоз, фотосинтез  видны в лесу, на прогулке с рыжим маленьким лисёнком, воспетым  поэтессой Машей Щелкунчик.  Поэтесса  Маша в  произведении «На прогулке»  является  в новой роли Дианы из греческой мифологии,  покровительницей  и   охранительницей зверей и птиц.
В этой литературной рецензии использован «внутренний опыт» британского философа Давида Юма «перцепции» (впечатления и идеи).
Рецензент и ученики-исследователи  литературного произведения «На прогулке» Маши Щелкунчик  принадлежат  к  эстетам русско-сибирской культуры (из учения Освальда Шпенглера «Закат Европы»), общаются   со словарём  русского языка, а не французского. К какому литературному течению принадлежат  теоретические поиски автора Маши Щелкунчик? Талантливая поэтесса Маша Щелкунчик, вероятно,  трудится в театре песни, ритмомелодики с картинами природы  «На прогулке»  и ищет «синтез искусств» в учебнике: «Краткий словарь по эстетике», реализм.
В итоге, пожелаем яркой поэтессе Маше Щелкунчик совершить театральный монолог  на домашнем концерте: явиться в разных театральных, сценических костюмах «На прогулке»: автор одет в   костюм  для прогулки или  в классическом платье с кринолином, а литературный герой Лисенок – в рыжей маске, в пушистой  рыжей накидке  и с пушистым хвостом. Еще  можно использовать танец с лисицами, согласно  педагогическому  сценарию для школьников: засиделись, дети, на уроках,  теперь – движение, танец, «На прогулке» с рыжими лисицами. Нужен ещё хореограф, этнограф, режиссер, костюмер, «синтез искусств»  – и дальше в театр песни, на Фестиваль поэзии! Желаем успехов в поэзии и  в театре   песни!

Источники:
http://www.stihi.ru/2018/04/23/6907

Маша Щелкунчик. На прогулке.
К. Тимирязев. Рабочий-чудотворец. // Детская энциклопедия. Москва. Педагогика. Том 6. 1974. С.35.
http://www.stihi.ru/2017/11/16/11096

Краткий словарь по эстетике // Синтез искусств. Под редакцией профессора доктора философских наук М.Ф. Овсянникова. Москва. Просвещение. 1983. - С