Урок 1 День знаний

Виктор Корнилов
Нина Евгеньевна
 
 Несусветная Грамота: часть 1  В  День  знаний
   
  В  начале  каждого  учебного  года любой классный  руководитель, поздравляя  учеников, произносит: «Дорогие  ДЕТИ! Начнём наш первый УРОК. К вам  придёт новый УЧИТЕЛЬ…».  Странно: на раскрытие смысла  слов «учитель», «урок»,  «дети»  никто, никогда, нигде  не  обращает внимания, не пробуждает детского интереса  к  какому-либо поиску в изучении  русского языка, не открывает  пути познания детей понятным  их возрасту способом. История  происхождения самых привычных  слов скрыта от нашего  сознания и не расширяет кругозор, не обогащает запаса слов  учащихся,  не говоря уже о взрослых людях, чрезмерно занятых приобретением  средств существования в современном мире. Слова– это для многих просто набор звуков или букв… Попробуем восполнить этот  пробел.

  Начнём путешествие в далёкое прошлое Руси и России, начнём  с «урока». В этом слове «у»  играет роль приставки,  хотя  по сути является предлогом,  а  вот основную часть,  корень  «рок» надо бы писать  с  заглавной буквы,  так  как  это сохранённое веками имя древнеславянского Бога судьбы– Рока. От почитания или, как  говорят, от его культа,  сохранились такие понятия:  «рок»  (судьба), «пророк» (предсказатель  судеб),  «зарок»  (клятвенное  обещание),  «срок»  (отведённое  время),  «рокот»  (грохот),  «отрок»  (подросток),  «пороки»  (недостатки)  и  многие-многие  другие.

         Выходит,  что  на  у-Роке  и  учитель,  и  ученик  взаимодействуют  «во  имя  Рока»,  пребывая  во  владениях  своей  дальнейшей судьбы. Бог  судьбы Рок имел  когда-то  своё  окружение –свиту.  Помощницей  его  была  Богиня  Кора.  Именно  от  неё  пошли  «у- Кор»,  «укорять»,  «корень»  и  даже глагол  «укорачивать»,  намекающий  на  возможность  наказания  в  самой  жестокой  форме  за  чрезмерную  «корысть»   (тайное  присвоение  из  чужих  запасов   какого-то  КОРма).  Целью  наказания  во  все  века  является  достижение  по-Кор-ности,  навек в мозгу  запечатлённой  где-то в  нашей  под-Корке.
   
        Нам   удалось  вывести  один  из  древних  законов  словотворчества,  главный  закон,  а  именно:  закон  зеркального  отражения  смыслового  корня  слова,  который  является  "перевёртышем",  то  есть  читается  и  осмысливается  как  слева  направо,  так  и  справа  налево.  Часто  он  уточняет  содержание,  например,  Рок  и  Кор.   Арийский  Предок,  пребывая  в  природе,  напрямую общаясь  с  ней,  не  мог  не  заметить,  как  отражаются  деревья  в  воде,    как  плывут  облака   не  только  по  небу,  но  и  по  водной  глади. Он отлично  использовал  то,  что  мы  сейчас  называем  симметрией.  Предок или  Жрец  сознательно  вводил  результаты   своих  наблюдений  в  сотворение  великого,  могучего,  богатого,  красивого  и  очень продуманного   языка.Содружество  смелых  литераторов  Х1Х  века  под  именем  Козьмы  Пруткова  советовало  нам  по-пророчески  кратко:  «Зри  в  корень!»   
         
        От  того,  насколько  хорошо  подготовлен  учитель,  насколько  умело  он  владеет  методикой  преподавания,  и  от  того,  насколько  прилежен,  внимателен,  заинтересован  его  ученик,  складывается   буквально  на  каждом  уроке  их  дальнейшая  жизнь,  судьба,  рок.   С   этих   уроков   и   начинается     отношение  к  русскому  языку,  формируется  любовь  к  нашей  общей  Родине,  постепенно   складывается   понимание  важности  русского языка  для правильного  межнационального общения.
   
        Чему   же   должен  научить  учитель  по  замыслу  наших  предков?  Сравним  два  слова:  "учи-тель"  и  "родитель".  В  первом  случае  глагол  «учить»  используется  в  повелительном  наклонении  с  именем  существительным  «тело»,  смягчённым  мягким  знаком.  Сравним: один  «родит  тело»,  другой  призван  это  «тело»   учить.  Приведём  ещё  цепочку  слов:  житель,  целитель,  рачитель, старатель,  даритель,   сочинитель,  деятель,  зритель,  мститель,  мучитель,  грабитель,  похититель   и  устаревшая  непригодная  в  хозяйстве (кроме как на мясо)  нетель. Здесь  видно,  что  «тель» - это  вовсе  не  «суффикс  и  окончание».

        Тут  же  возникает  недоумение:  почему  учитель  должен  учить  тело?  А  как  же  душа?    Какая  связь  между  ними?    Раскрыть загадку  нам  снова  поможет  закон  отражения  смыслового  корня:  Тел – Лет.  Тело  должно  летать!  Тело  должно  быть   подвижным,  лёгким, ловким,  метким,  умелым,  здоровым.  Вспомним  тренировки  в  духе  йоги,  утреннюю  и  производственную  гимнастики,   обязательные  уроки  физкультуры  в  школах,   дыхательные  упражнения,  от  которых  доносится  в  наше  сложное  время  дуновение  ещё  одного  бога – Бога  Дыхания,  древнего  Богъдыхана.   Порождённое  природой  и   родителями  тело  ребёнка  меняется  «не  по  дням,  а  по  часам»,  как  и  положено  по  нашей    русской  сказке.  Все  клеточки  дитяти  обновляются,  функционируют,  растут,  преобразуются. 
   
        Задачей  нашего  давнего  предшественника  и  единомышленника –словотворца  и  слововеда -   становилось  доступное  для  понимания  ученика  объяснение,  что  же  происходит  с  его  телом,  почему  оно  иногда  беспокоит,  порождает  неприятности  и  вводит  в  не-до-умение,  а  то  и  в  соблазн.   Среди  дикой  природы    Предку  необходимо  было    развить  обострённое  чувство  опасности  и, главное,   чувство  меры  во всём. Ему  надо было  создать  и  развивать  аппарат  самоконтроля  и  мыслительной  деятельности.  Понятное  и  по-своему  научное  объяснение  происходящих  внутренних  процессов  организма  давало  подрастающему  человеку  твёрдое  понимание:   детство  быстро  уходит  и  никогда  не  возвращается.   
    
        Называется   эта   счастливая   пора   развития  и  совершенствования  природных  способностей   временем  учёбы.  Упускать  её  нельзя,  а  вот  преждевременно  влезать  через  замочную  скважину  в  тайны  взрослой  жизни ни  в  коем  случае  не  следует.  Всему  своё  время!  Взрослая  жизнь  обязательно  наступит, детство  уходит  безвозвратно. Не  стоит  упускать  его  возможностей.   В  здоровом  теле – здоровый  дух!
   
       Приведу  пример  из  моей  недавней   практики  классного  руководства.  Однажды  подошёл  ко  мне  учитель  физкультуры.  Видно  было,  как  он  огорчён  чем-то  до  глубины  души.  Оказалось,   что   мои  девочки-восьмиклассницы  под  всевозможными  предлогами  избегают  его  уроков,  не  приносят  спортивной  формы,  не  хотят  участвовать  в  соревнованиях… Что  делать?   Можно   было   разгневаться,  написать замечание   в  дневник, позвонить  родителям,  пригласить  на  беседу.  Хорошенько  подумав,  я  вошла  в  класс  перед  очередным  уроком  и  сказала: «Завтра  после   шестого  урока  прошу  всех  девочек,  только  девочек,  прийти  в  мой  кабинет.  Будет  особый  классный  час.  Никаких  отговорок  не  принимаю.  Присутствие - стопроцентное.  До  свидания!»
   
       Я  тут  же  позвонила  своему  выпускнику,  попросила  его  покопаться  в  интернете, скачать  для  меня  трофейный  немецкий  фильм  1938  года  «Индийская  гробница»…   Эту  картину  я   запомнила  с  десятилетнего  возраста  вместе  с  разъяснениями  моей  матери - талантливой  учительницы  истории.  Я   невольно  припомнила,  как  тщательно  сделав  все  уроки,  я  легла  спать,  но  вдруг  меня  разбудила  мама, помогла  одеться,  попутно  рассказывая,  что  в  сельском  клубе  заканчивается  конференция  передовиков  производства,  а  после  неё  будет  показан  бесплатно  кинофильм  «Индийская  гробница».  Мне  его  полезно  будет  посмотреть, сказала мама,   чтобы  познакомиться  с  культурой  Индии.  Помню, как  мы  бежали  через  тёмный  лес, спотыкаясь  о  корни  деревьев,  сокращая  путь,  чтобы  успеть  к  началу.  Зал  был  полон.  Впереди   на  полу  сидели  старшеклассники  нашей  школы-семилетки.  Заработал  движок  и  началось  волшебство  ХХ  века…

        На  следующий  день  все  девочки  моего  класса  пришли,  остановились,  опустив  голову,  ожидая  нагоняя.  Я  заперла  кабинет  изнутри  и  включила  остановленный  кадр. На  экране  возникло  подземное  святилище  древнеиндийского  храма  с  огромной  статуей Богини, со  скамьями,  вырубленными  в  скале.  На них  сидели  жрецы  в  мантиях  и  вельможа,  от  любви  которого  отказалась  жрица - танцовщица  Сита.  Суд  жрецов  постановил:  пусть  сама  Богиня  либо  накажет,  либо  помилует  ослушницу,   пусть-ка  та  станцует   перед  змеёй обнажённая!    Из-под  ноги  Богини  медленно  выползала  кобра…  Сита   сбросила  плащ  и  начала  свой  танец, руками  копируя  движения  змей. Танец   становился   всё  более  отчаянным,  напряжение  росло,  руки  танцовщицы  свела  судорога.  Сита  рухнула на  пол  перед  коброй,  потеряв  сознание. Раджа, ранее  обиженный  и  мстительный,  схватил  огромную  глиняную  вазу  и  расплющил  ею  голову  смертельно  ядовитой  змеи… Отрывок   из  фильма  закончился.
   
       Я посмотрела  на девочек  и  спросила: «Вы  всё  поняли  или  объяснить?»  Помолчав,  девочки  попросили  объяснить.  «Так  вот,  мои  дорогие ученицы,  если  вы  не  хотите,  чтобы  ваши  будущие  мужья  бегали  в  поисках  красивых
любовниц,  вам  надо  развивать  красивое и сильное  женское  тело.  Вы  видели,  как  в  идеале  оно  должно  выглядеть!  Это надо нам  потому,  что  все  мужчины  без  исключения  сначала  обращают  внимание  именно  на  женское  тело,  потом  на  лицо,  глаза,  улыбку,  волосы   и  только  в  последнюю  очередь – на  ум,  на  душу.  Вы -  будущие  женщины,  вам уже сейчас  хочется любви  и  счастья.   Никто,  кроме   вашего  учителя  физкультуры,  не  сможет  подсказать  вам,  как  надо  ежедневно  исправлять  природные  недостатки,  подобрав  индивидуальные  упражнения. Он – чемпион  Москвы  и  прекрасный  преподаватель! А  вы  избегаете    уроков  физкультуры,  незаслуженно  обижаете  хорошего  человека  и  отличного  профессионала,  болеющего  за  своё  дело,  за  результаты  своего  труда.  В   фильме  вы  увидели  в  танце  прекрасное,  гибкое, здоровое,  развитое  женское  тело.  А  у вас – благодатный  возраст, когда  можно  исправить всё, даже вашу  природу!  Не  пропускайте  время  уроков физкультуры,  подаренное  вам  нашим  государством!    Запомните:  любовь  начинается  с  восхищения  и  кончается  с  его  утратой…  У  меня -  всё!»  Девочки  поблагодарили,  попрощались  и  ушли…
   
        На  следующий  день  ко  мне  в  кабинет  вошла  делегация  девочек  из  параллельного  класса  с  просьбой  показать   им  на  большой  перемене    отрывок  из  фильма. А потом  пришли  мальчики  из  моего  класса  и,  смущаясь, спросили,  нельзя  ли   им  тоже  посмотреть  танец  Ситы.  Так  что  почти  все  старшеклассники  и  старшеклассницы  посетили  мой  кабинет,  после  чего   жалоб  от  учителей  физкультуры  больше  никогда  не  было.  Почему я  привела   этот  пример?   Моё   толкование   слова  «учитель»  постоянно  встречает  возражения  снобов-«знатоков»,  которые  в  упор  не  видят  оче-вид-ного: они  не  признают  богатства,  величия, особенно древности  языка,  который  подарил  всем  нам  общий  и  по-русски  щедрый Предок.   Но  продолжим   рассуждение…