Урок 5 Необходимость

Виктор Корнилов
Нина Евгеньевна

Несусветная грамота: Часть 5.  Где начало необходимости?
      
       Представьте, что вы проезжаете по мосту через реку Сура (или, может, Сур-Ра?).  Вы много раз употребили в своей жизни слово, понятие, научную категорию «необходимость», но не задумывались, как правило, а что же это за  слово  и  как оно появилось в нашей речи: «не- обходи- мость».  Мосты строили с незапамятных времён, и они продолжают  возводиться, например,  на  наших  глазах  возникает из  небытия  совсем свеженький  Крымский мост.  Где  найти  начало этого явления,  то есть  образования  нового слова и превращения его в научное понятие?
            
       Конечно, там, где кто-то доказал всему сообществу: «Срочно,   крайне,  до-за-резу, необходиМ  Мост!».  Без  него  нельзя  обойтись,   не обойти стороной,  река  широка  и  глубока.   В  одиночку  строительство  не осилить… Нужны затраты труда большого количества людей, нужен транспорт, материалы и другие средства производства.   А мост так необходим… Не забудем отметить: понятие "необходимость" служит иллюстрацией третьего закона древнего словообразования. Обратите внимание: "Не-обходиМ-Мост"! Двойная буква-звук "М" сведена в одну то ли из-за экономии древнего писчего материала, то ли из каких-то тайных соображений. Над буквой "М" надо бы поставить титло (знак сокращения), но современная грамматика этого не предусматривает. Одинаковые согласные буквы-звуки в конце одного слова и в начале другого сливались на письме в одну. Не случайно же их назвали "согласными"! 
         
       Почти все наши реки отличаются тем, что правый берег у них гористый. На нём прекрасно растут сады и дают отличные урожаи яблони и прочие фруктовые деревья и ягодные кустарники.  На  левом заливном берегу - луговые травы,  огороды с отличными овощами,  чуть подальше – поля зерновых культур.  Возникает нужда, потребность в  товарном  обмене  между  жителями   двух берегов  полноводной  реки,  то есть осознанная необходимость в транспортировке части урожая как на левую сторону, так и на правую. Появляются товарные отношения, начинает развиваться торговля, растут посевные площади для производства товаров, даётся толчок для развития ремёсел. Плоты, лодки, паромы уже не могут полноценно удовлетворить растущие  потребности  хлеборобов,  овощеводов,  садоводов и ремесленников.
         
       Стало быть, строить мост  необходимо «всем миром»:   сбросились, скинулись, спели много раз «Дубинушку».  Мост готов.   Вот  и  появилась новая   потребность,  перерастающая  в  новую  необходимость:  как можно скорее оправдать все затраты на строительство. Возникает новое выражение  в  виде  крика   караульных: «Не обходи мост!  Мы его для тебя построили. Вот только надо бы заплатить нам хотя бы предметами первой необходимости...»  Так и слышится древнее крылатое выражение «Не зная броду, не суйся в воду!  Не обходи  наш  мост! Пользуйся!» Попутно подчеркнём, что в предложении "Не обходи Мост!" нет уже первой буквы-звука "М". Одно из "М" исчезло.
         
       Стражники  больше всех были  заинтересованы  в источниках доходов.   Крылатое  выражение: «Не зная броду, не суйся в воду!»  нашло широкое  применение и  распространение с тех самых пор,  когда люди научились строить мосты.  Слово  «пере-права»  подчёркивает  обязательно  возникающую  в  обществе  неравенства  людей  потребность защитить какие-то права, перебравшись на другой берег  с  целой  дружиной,  а  то и ещё  раньше - с оравой.  Вот   так   и  появляются  многие научные категории и понятия, которыми  щеголяют  философы и преподаватели,  часто  даже  не задумываясь  об условиях  происхождения  ставших научными понятий. Так теряется древний смысл образования многих слов. Речь наша становится выхолощенной, обессмысленной.
       
       Я убеждена, что  многие  русские  слова  несут в себе  воспоминание о древнем пути  нашего  народа.  Они  красочно раскрывают нам  неизвестные  страницы древней  истории.   Их   изучение  позволило  бы значительно расширить для детей исторические знания.  Можно  было  бы  превратить уроки русского языка  в  более интересные, запоминающиеся, как говорится, с одного раза,  события.    Интересно, будут ли философы, преподаватели ВУЗов, учителя   использовать    мои  находки  в  своих  строго  научных  (прямо скажем, довольно скучноватых)  лекциях?