2. Начала

Владимир Фокас 2
НАЧАЛА.

Именно к ним мы приходим в попытке избавиться как от упрощения, оскорбительной для растущего разума, так и от чрезмерного усложнения, противоречащего явной простоте жизни. Античные мыслители предпочитали говорить о стихиях, индусы - о гунах, иудеи - осефирах, христиане - о Святой Троице. Иметь представление о Начала не просто интересно - это необходимо. Без них не могут быть не только размышления о человеке, но и он сам. Они не могут быть ни отменены, ни превращены во что-либо другое. Практически они вечны. Правильно понятые и воспринятые, они могут стать надежными помощниками и проводниками в любом из окружающих нас миров. Итак:

Стихии – величайшее проявлений сил мира, основа вселенной. Они есть везде и во всем – вокруг человека и в самом человеке. Выделяют четыре стихии – Воздух, Огонь, Земля и Вода. Пятая стихия объединяет и связывает в себе все остальные, ее называют Дух, Эфир, а в последнее время - Космическое сознание.

Воздух в природе – ветер, небо, облака, горные вершины. В человеке Воздух представлен мышлением, интеллектом, всей суммой информации, богатым воображением и вдохновением, во многом - и восприятием пространства-времени. Все наши замыслы и планы, наша интуиция и творчество начинаются с вдохновения, которое в свою очередь ощущается как восход солнца: яркое начало, полное обещаний и возможностей. Воздух – это стихия, направленная вовне.

Огонь в природе – очень и очень многое. Он несколько отличается от остальных стихий, так как у Воздуха есть небо, у Земли – леса, поля и горы, у Воды – реки, моря и океаны. Лишь Огонь не имеет строго определенного естественного пространства, ибо присутствует во всем в явном или скрытом виде (энергия). Огонь скрыто стоит как за космическим, так за планетарным и человеческим сознанием. Именно поэтому у многих народов считалось, что через него с людьми говорят сами боги.

В человеке Огонь представлен жизненной силой, сложной многоуровневой энергетической системой, волей к сотворению и жаждой свободы. Наши желания, темперамент, страсть, стремление к познанию и совершенству, воля и отвага имеют огненную природу. Все идеи берутся из воздуха, однако для воплощения их в жизнь необходимо огненное стремление (огненная пища). Огонь - это созидание через разрушение, преобразующая сила: в нем сгорает старое и появляется нечто совершенно новое. Трансформация посредством Огня всегда внезапна и тотальна.

Земля в природе в первую очередь природа как таковая. Из нее состоит тело нашей планеты как Божественной Матери. Недаром до сих пор существует обращение к Земле как к матушке, которая кормит и оберегает. Так или иначе, она присутствует во всем, обладает свойствами плодородия и твердости. В человеке Земля представлена телом и конституцией, а также в большой степени наследственностью. Земля дает прочность, стабильность, терпение, прагматичность, реалистичность и постоянство. Землю условно называют женской стихией, она, как и Вода, направлена вовнутрь.

Вода в природе не только химическое соединение. Это еще и гигантский хранитель информации. Однако без помощи Воздуха превратиться в некий лемовский Солярис ей не суждено. В Воде одновременно происходит множество процессов, в том числе ряд энергоинформационных приливов и отливов. Кроме того, прослеживается явная связь между Луной и Водой: стихии Воды присущи многие качества Луны. В человеке Вода представлена эмоциональным существом, она же обеспечивает правильную работу триединства подсознательное-сознательное-надсознательное.

Люди Воды не боятся слез, склонны к драматизму, мечтательности, поэтическому восприятию мира. Они щедры на яркие проявления эмоций. Вода бывает глубока, прозрачна и темна, а потому ассоциируется с тайной, светлыми чувствами и темной меланхолией. Вода связана с Севером, Ночью (в это время лучше всего видна Луна и ощущается ее сила) и Зимой (зима – время года, когда больше всего воды в виде снега и льда вокруг нас). Если Воздух – это идея, Огонь – движущая сила, Земля – время собирать плоды, то Вода – это время, когда в собранное вкладывают смыслы, чувства и тайное содержание.

Люди, рожденные в пространстве перехода из одной стихии в другую, живут как бы «на два дома». Судьбы их чрезвычайно сложны, необычны и принципиально непредсказуемы.

Чтобы научиться взаимодействовать со стихиями, чтобы они своей огромной силой помогали человеку в твоих начинаниях, нужно помнить о следующем: во-первых, плодотворное и продолжительное взаимодействие с Силами Стихий возможно только при условии уважительного отношения к ним; во-вторых, если ты хочешь от них помощи или поддержки, найди нужные слова для того, чтобы призвать их; обязательно поблагодари за проделанную работу и не забудь отпустить после окончания вашей встречи. В-третьих, обращайся к ним как к личностям, и, если ты достоин их внимания, они помогут тебе.

В философском мировом наследии есть особые аналоги стихийных (не только земных, но и космических) сил куда более сложных по смыслу и форме. В ведантизме это гунны, в иудаизме - сефиры и Древо Сефирот, в христианстве- Святая Троица. Это именно то, что вполне можно назвать Началами Мира. Начнем с Гун.

Гуны - это не просто качество, или свойство. В Йога-сутрах Патанджали говорится, что гуны – «это то, что лежит в основе всех качеств», «то, что связывает душу с разумом и сознанием». Гуны –  базовые свойства проявленной природы. Все многообразие вещей в мире как физической, так и витальной, и ментальной природы, возникает в ходе "игры гун", их взаимодействия и переплетения.

Выделяют три гуны: саттва, раджас, тамас. Для понимания сущности гун их можно рассматривать с четырех точек зрения: гуны как формы колебания вещества, состояние энергии, психические и духовные процессы, а также свойства сознания. Наиболее современным  является понимание гун как форм движения. Ведь согласно современным представлениям квантовой физики, вся вселенная – это колебания волн и частиц, которые по сути своей являются корпускулярно-волнововым  дуализмом. Так, саттва-гуна – это гармонические колебания, раджа-гуна – хаотические, тамас – отсутствие колебаний.

Под Сефиром понимается эманация божества, прародителя десяти Сефирот,стоящего  во главе Древа Сефирот. Сефира, или "Священный Старец", есть божественный Разум (то же, что София или Логос).

В Древе Сефирот отображены как модель мироздания, так и путь эволюции человеческой души. Направление сверху вниз представляет собой луч творения от зарождения первообразов, или архетипов, и до окончательной материализации в физическом мире. Направление снизу вверх отображает путь эволюции человеческой души: от материи к божественным истокам. Поднимаясь по путям Древа, душа постигает Сефиру за Сефирой и вместе с этим перед ней постепенно открываются тайны ранее неведомых миров.

Христианское Триединство – один из самых  сложных и  спорных вопросов веры. Многозначность толкования дает такую же многозначность понимания. Многие богословы видят в этом признак того, что никакая вера не может быть единой.  Отсюда и правомерность трех основных ветвей христианства – православия, католицизма и протестантства. В одном мнения сходятся – сам символ един и неделим, а Богу стоит отвести место в душе, а не в разуме. Святая Троица – три ипостаси единого Господа: Святой Дух, Отец и Сын. Однако это не означает, что Бог воплощен в трех разных существах. Это все лики одного, которые сливаются воедино.

Стоит отметить, что к Всевышнему не применимы привычные категории. Он не разделен временем и пространством, как остальные предметы и существа. Между тремя ипостасями нет никаких зазоров, промежутков либо расстояний. Потому Троица Святая и представляет собой единство. Принято считать, что человеческому разуму не дано постичь тайну этого триединства, но можно провести аналогии. Подобно тому, как образована Троица Святая, существует и солнце. Его ипостаси – формы абсолюта: круг, тепло и свет. Таким же примером служит и вода: источник, спрятанный под землей, сам родник и поток как форма пребывания.

Для человеческой природы триединство заключается в разуме, душе и духе,  присущих людям как основные сферы нематериального бытия. Хоть три эти начала  и составляют одно, они все же разделены происхождением. Дух – без начала. Он исходит, а не рождается. Сын – подразумевает рождение,  Отец – поддержание через рождение Сына извечного существования. Положение о неизменности и вечности Отца оспаривается многими теологами, особенно на западе. Здесь считают, что рождение Сына как раз и есть то изменение, которое ответственно за нынешний этап эволюции человечества.

Уже одного этого короткого перечисления достаточно, чтобы понять, с какой невероятной тайной мы имеем дело, хотя в Началах есть, казалось бы, всё, что необходимо для выстраивания непротиворечивой и логичной картины мира. Можно  исходить из твердости, текучести, прозрачности, воздушности, пламенности; можно - из материального, жизненного, разумного, душевного и духовного; общего, индивидуального, личного. Далее - из надличного, надразумного,  надсоциального, надсознательного и сверхсознательного.

Казалось бы, наиболее близким и понятным для нас является именно физическое, однако оно давно подчинено разумному и не может без него существовать. Разумному же дано понимание: кроме него есть и нечто другое, не во всем  с ним согласное или вообще находящееся вне его компетенции. Значит, надо как-то взаимодействовать, надо договариваться, спорить и доказывать, а иногда и воевать. Поэтому ни непротиворечивости (недвойственности), ни логичности добиться не удается, а мир остается таким, каков он есть, несмотря на все наши старания.

Однако мы все же (пусть и для удобства) продолжаем видеть себя как мир разумного в мире физического. Это в первую очередь наука, наблюдение и эксперимент, опыт, метод и принцип, теория, гипотеза и интуиция. Беда лишь в том, что о новейших открытиях и событиях в научном мире большинство людей не имеет ни малейшего представления.

Уровень их знаний в лучшем случае ограничен курсом  школьной физики, понятие об эволюции - дарвинизмом, теологии - интеллектуальным дуализмом либо примитивным атеизмом, философии и психологии - скудным набором умственных банальностей. Простые, они ищут простого, обращаются к простому, принимают простое и вполне комфортно там себя чувствуют. Им не ведомы ни Начала, ни Принципы, ни Законы, ни вероятности. Остается только поражаться, как при таком убогом наборе жизненных качеств  удается выстроить хоть какое-то пространство жизни…

А ведь за предыдущие этапы эволюции разума было достигнуть очень многое. Мы прошли этапы пралогического, мифологического, логического, религиозного, художественного и научного мышления и убедились, что это не просто «пошаговое» линейное движение, а разные эволюционные линии мирового развития, не отменяющие, а дополняющие друг друга, линии, эффективно работающие и в наше время.

Мы открыли и доказали существование как минимум трех эволюционно разных структур в составе человеческого мозга; сумели проследить динамику изменения физических структур, органов, тканей и клеток, понять, как работают системы воспроизводства, защиты, связи и управления, наследственности и изменчивости.

Мы открыли систему представлений и законы ее эволюции, смогли увидеть множественность, слагающую единую динамичную картину мира. Мы, пусть и с великим трудом, научились ориентироваться в сложнейшей системе Я-МЫ-ОНИ-ОНО, вплотную подошли к тайне сознания и духовной эволюции, жизни и смерти, пространства и времени, случайности и закономерности. Мы отучились видеть в мироздании сверхсложный механизм и научились ощущать нечто живое и разумное; перестали разделять и учимся объединять.

Ныне это движение стало столь сложным, что породило множество необъяснимых феноменов и странных парадоксов как в мире материального, так и разумного, психического и духовного. Начался массовый исход людей науки в совершенно несвойственные для них пространства, причем не для того, чтобы «поверить алгеброй гармонию», привести все ненаучное к научному, доказать свою правоту или достигнуть конечной истины. Их явно привлекает ИНОЕ - новое понимание жизни как вызов прежнему видению бытия, как возможность познания нового мира, нового закона и способа существования. Сегодня уже нет сомнения в том, что  интеграция - в высшей степени своевременное и эффективное начинание, способное на многое.

Однако нельзя не заметить и другого. Все, что не касается «чистой науки» и было осознано, пережито и отражено в сфере гуманистического, психологического, философского, культурно-исторического, религиозного и духовного, по-прежнему остается кантовской «вещью в себе», некими островами в океане, отдаленными друг от друга, не понимающими друг друга и не связанными какой-либо единой всеопределяющей связью. Трудно объяснить, почему подобное происходит.

 Возможно, сама природа опытным путем  решила довести принцип индивидуального в социальном  до полного завершения и посмотреть, что из этого выйдет. Оставив тем не менее почти полную свободу для самых разнообразных экспериментов. Сегодня мы знаем лишь одно- все попытки создания некого идеального мироустройства и идеального человека в нем провалились. Объяснений тому множество.

 Христианство (особенно православная его ветвь) считает, например, что подобное невозможно в принципе из-за падшей, греховной природы самого человека. Невозможно и привести его к Богу: все подобные попытки наталкиваются  на упорное сопротивление, отталкивание, неприятие.
Индивидуальное не хочет становиться общим, главенствующее - подчиненным, большое - умалиться, малое -возвыситься, сильное - поделиться со слабым, а слабое - принять заботу об убогом.

Не требуется труда, чтобы увидеть в этом описании реальной картины человеческого мира с его «островами», «материками» и «архипелагами»,  разным политическим, экономическим и социальным устройством, системами ценностей и приоритетов, противостоянием интересов, идеологий, разнообразием философских и религиозных подходов. Более того, разным пониманием и восприятием реальности и действительности…

Поэтому мы вынуждены вводить понятие иерархии и ее основной модели - пирамиды. Признавая это, мы неизбежно понимаем - чем грубее, жестче и примитивнее все ее уровни, тем она более склонна к жестокости, всевластию, беспринципности и насилию. Она тоже гармонична по-своему, тоже стремится к устойчивости и единству, целостности и совершенству.

Однако ее совершенство это совершенство мертвого, навсегда застывшего мира, неспособного к развитию и отсюда НЕ ВЕЧНОГО. Ибо каждая иерархия, даже выстроенная грамотно, умело и разумно, несет в себе собственное отрицание и неизбежность разрушения. Именно поэтому в середине ХХ века иерархическая система была дополнена ее логическим продолжением- холархией. Об этом стоит серьезно поговорить…

***