Поэзия и непоэзия

Флорентин Тригодин
          В продолжение темы, затронутой А.Афанасьевым в «О непоэзии и стихах.ру"
                на proza.ru: http://www.proza.ru/2016/10/04/1950
          (Культурологический аспект)

Эта миниатюра-эссе не оппонирует содержанию вышеуказанного материала («О непоэзии и стихах.ру»), а лишь продолжает затронутую Алексеем Афанасьевым тему, предлагая несколько иной РАКУРС АНАЛИЗА «симбиоза» поэзии и непоэзии. Предлагаемый текст имеет схематичный, условный характер, с возможностью более точных формулировок.

(Для иллюстрации использую несколько стиховых выборок из номеров за 2012 год общероссийского литературного журнала «Урал» и суждения по нашей теме известного поэта, профессора филологии, заведующего отделом поэзии «Урала» Юрия Казарина).

«Поэзия/непоэзия» - на сию «дилемму» можно смотреть КАК изнутри (через признак художественности), ТАК и «снаружи» (через клановость и цеховость), и ещё кто-то как-то...

Я же разделю так: проза (и рифмованная, но ПРОЗА) — И поэзия (разной степени «совершенства»). (А непоэзия — это когда хотели поэзии, «а вышло как всегда»).
Главное — понять это разделение: почему наряду с прозой нужна стала еще и поэзия?

Чтобы ответить, надо перестать смотреть на «светскую жизнь» как на нечто самодовлеющее, в которой разворачивается зачем-то противоречие поэзия/непоэзия. И перестать смотреть на «проблему Творца» КАК НА ТЕМУ, а не как на неотъемлемую часть реальности. Тогда и «светская жизнь» предстанет как часть ВСЕЙ реальности, и вопрос звучит уже так: а зачем «нужна» поэзия НЕ ТОЛЬКО светской жизни, НО И «во всей» реальности (начиная от Создателя и до Его творения — Человека)?

Тут никто не сделает открытия. Всё открыто историей мысли и культуры: человек хочет идти, возвращаться к Богу, «ищет Бога» в универсуме и (как следы) в себе, ищет, разумеется, вербально (вкупе с чувствами), и вот здесь обнаруживается, что «ЯЗЫКА ПРОЗЫ» для поиска недостаточно, посему и существует поэзия (в своём высшем проявлении).

Продолжим мысль. Лоно поэзии — и в социуме, и за его пределами, то есть и на «территории» между «светской жизнью» и Богом (Универсумом). Более того, основой привычной нам вербальной поэзии, по мысли Ю.Казарина, является «поэзия невербальная: естественные коды («кванты поэзии»)», «чистая, абсолютная поэзия — в дереве... в Боге... в душе» (№4,с.220). Учёный-стиховед видит «поэзию как субстанцию»(с.219), а субстанция, известно, это причина самой себя. Поэтому истинная «поэзия свободна всегда!»(с.222) и дает возможность, выйдя за пределы «светскости», прикоснуться к универсальному: «Гениальных поэтов нет — есть гениальные стихотворения»(с.221). (А проза — совсем иной рабочий инструмент в социуме).

Простешее сравнение: допустим, проза, речь вообще с множеством разных слов — это инструмент, как (чем не пример?) вилы со множеством «рожек», которыми можно выполнить бесчисленные насущные работы, но... нельзя грузить песок (и простой, и золотой), нельзя почерпнуть воды (и простой, и святой). Но если лишь два рожка этих вил совместить — зачерпнётся и чуточка песку, и капли воды...

Но совмещение рожков вил ПРОТИВОРЕЧИТ самой «сути» вил! Так и «ткань» поэзии ПРОТИВОРЕЧИТ формальным связям в языке (языке прозы): это и есть отличительный признак ПОЭЗИИ (позволяющий в отличие от прозы вырваться за пределы «светской жизни» - К ИНОМУ, К НОВОМУ, В НЕЗНАЕМОЕ, К БОГУ, К ИСТИНЕ В САМОМ СЕБЕ... - всё это давно отмеченные признаки ПОЭЗИИ. Ю.Казарин говорит о «поэтическом познании «невыразимого»»(№8,с.178). Отсюда такая отличительная черта «поэзии вообще» - как «небуквальность» использования слов: если поэтические строки «Мама,/зачем ты свою печаль/вплетала мне в косы...» - изложить прозой, то получим абракадабру: вплетать руками печаль в косы (?!). А в поэзии ПОНЯТНО... (Юлия Колинько,№3).
Кстати, «нехватку» языковых средств ощутил ещё И.Христос, изъяснявшись притчами.

А непоэзия — это проза (как бы умело И МОДНО ни была срифмована).

И ещё одна ОСОБЕННОСТЬ поэзии: она (если «истинная») - «работает» на чувства, а проза в целом — на разум. Но на любой «разумный» довод может родиться (не тотчас, так завтра) разумный же контрдовод, а чувства в вас «перелились» и растворились, обогатив, изменив, сориентировав и ПЕРЕОРИЕНТИРОВ (чувства контрдоводом не выгнать!). В этом и сила, и важная РОЛЬ поэзии.

(Интересно, что Евангелие (и вообще Писание) дано нам через слово и Слово, хотя всемогущий Бог, наверно, мог что-нибудь "придумать" и "образумить" нас непосредственно через чувство, но, похоже, над нами задуман грандиозный "эксперимент", чтобы мы именно через слово, через вербальность, через поэзию как симбиоз мысли и чувства... смирились - и освободились!)

Интересно, что в Писании разум не очень-то возвеличивается, трепетнее говорится о сердце (чувствах) и о МУДРОСТИ. Не заметно ли, что слово «мудрость» давно «вымыто» из светской жизни (оставшись в прибаутках про мудрого пескаря). Показательно, что в эссе «О непоэзии и стихах.ру» мы (ожидаемо) не встречаемся с проблемой мудрости. Вымыта! Может, поэзия-то и должна учить нас мудрости? Но ТАКУЮ поэзию не пустят... ни в издательства, ни в светско-творческие тусовки, потому что там цели — не мудрость, а иные...

А поэзия («истинная») тем не менее стремится и стремится к Богу (не всегда явно видно). Сами посмотрите, куда зовут эти строки: «Пусть вольются в глаза небеса», «Божественное, забранное в скобки», «Жива, потому что уже умерла», «В этой нашей извечно вечерней поре» (Застырец,№3). «Имя Его стекло по стеклу. Тепло» (Анастасия Журавлёва, №3). «И божественный ветерок/Вдохновенья, прозренья и света» (Рябоконь, №4). «И записанный стих любой -/Это только кусочек скудный/Не случившегося с  тобой», «Ибо лживо всегда покаяние,/Если с Богом есть что поделить» (К.Комаров,№4). «Нет психики вне текста» (Сергей Ивкин,№7). И наконец: «На устах рождается вера,/Дышит осмелевшею грудью» (Вадим Месяц,№7,с.99).

Разумеется, есть ещё деление на версификаторов и поэтов, а к поэтам Ю.Казарин приставляет еще и «со-поэтов», то есть читателей (настоящих, коих 3-7% от численности населения). Далее, в творчестве поэта может найтись лишь пара истинно поэтических строк, и он носит звание поэта! (Ну, не величайшего, не «плодовитого», не известного, а просто увлекающегося; но мал золотник, да дорог!) Граница между «непоэзией» и «поэзией» - зыбкая, живая двигающаяся, а путь поэта к вышнему (или к себе-поэту) тернист и долог. На каком участке этого пути находится каждый из нас, это...