Легенда об Одине и рунах

Эльдар Ахадов
Сначала человеческая речь была устной. Человек жил, произносил речи, умирал, и речь его исчезала вместе с ним. С возникновением письменности речь человека перестала исчезать вместе с его смертью. Человека уже нет, а его мысли остались. Их можно прочитать с помощью особых знаков, именуемых, например, рунами. Естественно, что такое явление могло расцениваться в древности, как некое волшебство.   Письменность, как явление, – вероятно, могло восприниматься, как нечто потустороннее, как речь мёртвых. Человек умер. Его давно уже нет, а письменное слово, оставленное им, живо и продолжает «говорить» с живыми. В скандинавской и древнегерманской мифологии существует по поводу появления письменности легенда об Одине, имеющая множество вариаций, сходных в том, что бог Один, якобы ради получения знаний о рунах пронзил себя копьём, чтобы пригвоздить себя к волшебному мировому дереву Иггдрасиль, провисел на нём 9 дней (ночей), обрёл знания о рунах (о письменности) и отягощённый знаниями (рунами) упал на землю. Повторяю: вариаций этого сюжета – бесчисленное множество, но суть их одна: обретение письменности (мудрости) с помощью висения на дереве. Не правда ли: странноватый способ обретения знаний? У меня нет ни малейшего сомнения в том, что с одной стороны, за этой легендой кроется нечто реальное, а с другой стороны, я пребываю в полном убеждении, что люди, находившиеся у истоков легенды сумасшедшими не были, никто себя никакими копьями никогда не протыкал. Но если легенда стойко подчёркивает некоторые моменты, значит, мы попросту не понимаем её реального наполнения, воспринимая, имеющие  для древних людей совершенно иной смысл действия, как некую горячечную ахинею, которой, конечно же, не было никогда.
Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем слова run («тайна»). Всего в мире известно около 5000 рунических надписей, большая часть из которых была найдена в Швеции. Богу Одину было известно, что есть священные знаки — руны, которыми можно записать слова. Но чтобы познать их, нужно было принести самого себя в жертву. Почему? Давайте разберёмся. Итак: человек умирает, а речь его остаётся с людьми, продолжающими жить, благодаря письменности, то есть, благодаря рунам. Откуда нужно доставить руны? Из мира мёртвых в мир живых. То есть, Одину нужно оказаться в мире мёртвых и находиться там 9 дней (ночей).  Почему девять? Потому что именно число 9 -  сакральное число для скандинавских и древнегерманских народов. 
Мировое дерево Иггдрассиль прорастает сквозь девять миров. Все они, по сути – другие измерения вселенной. Мир первый: Асгард — обитель Богов-Асов.
Мир второй - Льоссальвхейм (Альвхейм) — мир светлых духов.
Третий мир - Ванахейм — мир Ванов — покровителей крестьян и ремесел.
Четвёртый мир - Муспельхейм — мир огня.
Пятый мир - Мидгард — собственно наш мир, Явь.
Шестой мир - Нифельхейм — мир холода. Один из изначальных миров, которые были до сотворения Мидгарда, Асгарда и Хельхейма.
Седьмой мир - Йотунхейм (Утгард) — мир разрушения,  великанов-йотунов, вечных противников Асов и Ванов.
Восьмой мир - Свартальхейм (Двартальхейм) — мир темных духов и «черных эльфов».
Девятый мир - Хельхейм (Хель) — обитель самой смерти — Хель. Нижний мир, ад, Навь.
Этим мирам напрямую соответствуют 9 необратимых рун Старшего Футарка (магического северного алфавита): Гебо, Хагалл, Науд, Иса, Йера, Эйваз, Соулу, Ингуз и Дагаз.
Вообще, девятка (как и тройка) – число Одина. Это находит подтверждение и в других его символах и атрибутах, таких, например, как Валькнут  и кольцо Драупнир. Форма Валькнута — три переплетённых треугольника — символизирует тройственную природу Одина, а девять углов Валькнута — символизм девяти миров и девяти частей человеческой психики.
Кольцо Одина – Драупнир, символ плодородия, раз в девять ночей порождает девять подобных себе колец (обратите внимание – не убийство самого себя копьём, а рождение самого себя с помощью кольца!). Давно известно, что число 9 у северных народов неразрывно связано с принципом Перехода, с Жизнью и Смертью. Поездка Хермода в Хельхейм (мир мертвых), чтобы уговорить Хель отпустить умершего брата – Бальдра, длится 9 дней и 9 ночей. Это – переход границы Миров, такой же, как и рождение (9 месяцев беременности женщины) и смерть (отсюда – поминки на девятый день после смерти у славян).
Именно поэтому Один находится на дереве 9 дней! Не меньше и не больше! Мотив висения на мировом дереве в достаточной степени предполагает мотив раскачивания в ветвях мирового дерева! Почему дерево? При чём тут дерево, если есть необходимость войти в мир мёртвых???Дело в том, что во многих древних и не очень народах и племенах существовал (а где-то и поныне существует) обычай не закапывать покойников, не сжигать их прах, а вешать на деревьях! Например, у четырех расположенных возле друг друга деревьев спиливается часть кроны и на образовавшейся плоскости размещается площадка с трупом.
Согласно исследованию Г. Ю. Ситнянского «О происхождении древнего киргизского погребального обряда» (имеется в виду именно воздушное погребение на деревьях), данный обряд (в отношении отдельных лиц, детей либо почётных граждан и т. п.) практиковался издревле и вплоть до XX века следующими народами: монголоязычное племя шивэй, алтайцы, телеуты, шорцы, барабинские татары, ханты, манси, ненцы, нганасаны, энцы, селькупы (северные), кеты, орочи, удэгейцы, нивхи, ительмены, якуты, хакасы (племена каргинцев, кагаров, бельтир), сагайцы (рода халар), тувинцы, буряты (в некоторых районах), телесы, теленгиты, эвенки (до 1930-х годов), североамериканские ирокезы, атапаски, и, кстати, баски, проживающие на севере Испании и юге Франции.
Обряд воздушного погребения существовал у многих народов древности, на сегодняшний день встречается у некоторых племен Южной Америки… У некоторых народов обряд совершался в отношении всех умерших, а у некоторых — только в отношении «избранных» по тем или иным признакам. Одним из древнейших упоминаний данного обряда является сообщение Нимфодора (III век до н. э.). В своём произведении «Варварские законы» он писал: «Мужские тела колхам (жителям древней кавказской Колхиды) нельзя было ни сжигать, ни погребать; тела мужчин завертывали в свежие шкуры и вешали на деревьях, женские же предавали земле». Давид Багратиони в книге «История Грузии» сообщает: «В древние времена грузины не зарывали в землю тела умерших, а выставляли оные на деревьях, что самое доныне видят у абхазцев. Сие принято, как думают, от персов, ибо Гиде, описывая древние обычаи сего народа, упоминает, что персы подобным образом поступали с телами умерших.
Путешественник Арканджело Ламберти записал в 1660 году: «С северной стороны, ближе всех (к мингрельцам), живут те кавказцы, которых турки называют абазами (Abassas) или абкассами (Abcasses). Между прочими обычаями этого народа замечательно то, что они не погребают, ни жгут тела покойника, а кладут труп в выдолбленный ствол дерева (dans un tronc d’arbre  qu’ils ont creus;), который служит гробом. Последний с молитвой привязывают виноградной лозой к высочайшей ветви какого-нибудь большего дерева. Они привешивают также оружие и одежду усопшего, а чтобы послать на тот свет коня, гоняют его во всю прыть от этого дерева до тех пор, пока тот не околеет. Если он издохнет скоро, то говорят, что хозяин любил его сильно; если же, напротив, он долго не издыхает, то говорят, что покойник этим показывает, как мало заботился о нём».
Вернёмся к баскам – жителям Европы. Отметим, что обряд воздушного погребения у басков существовал, точно такой же, как у некоторых финно-угорских народов Севера, как у некоторых народов Кавказа и индейцев Северной Америки. Баски - жители Иберии и юга Франции около 15 000 лет назад повторно заселили часть Скандинавии и север Африки. При этом (обратите особое внимание!) анализ ДНК выявил, что максимальная частота Y-хромосомной гаплогруппы R1b наблюдается в Уэльсе (89 %), в стране Басков (88 %) и в Ирландии (81 %). То есть, люди, проживающие там, скорее всего имеют общие корни и общую протоисторию! Следовательно, Один вполне возможно совершил обряд именно воздушного погребения на дереве, что являлось в те времена традицией для множества северных народов!
Таким образом, в качестве гипотезы рождения легенды об Одине и обретении им письменности (рун) можно выдвинуть предположение, что легенда о «висении» бога на Мировом дереве  Иггдрасиль основана на реальной традиции части народов Скандинавии и древнегерманских племен использования обряда «воздушного погребения». Ниже – один из переводов древнего текста легенды.

«Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых».

Veit ek, at ek hekk vindgamei;i ; n;tr allar n;u, geiri unda;r ok gefinn ;;ni, sjalfr sjalfum m;r, ; ;eim mei;i er manngi veit hvers af r;tum renn.

«Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял — и с древа рухнул».

Vi; hleifi mik s;ldu n; vi; hornigi, n;sta ek ni;r, nam ek upp r;nar,;pandi nam, fell ek aptr ;a;an.
Использованные библиографические материалы:
1.
2. 3. http://mar4586.narod.ru/numbers/9.html