Путешествие в долину гейзеров часть 11

Нина Панченко
     Валя уснула мгновенно. Время далеко за полночь. День был длинным, насыщенным морским воздухом и впечатлениями. О мысе Лопатка я забыла ей напомнить. Мне тоже хотелось спать. Будильника у нас не было. А мыс будем проходить примерно через 2,25 часа. Спать! Приказала я себе. И попробуй проспать! Надежды «не проспать» было, конечно, мало. А увидеть мыс Лопатку и маяк на нём хотелось очень. Одно из двух должно победить. Пусть победит важное, заключила я, проваливаясь в сон. И тут же подскочила, проснувшись. На часах до прохождения мыса оставались какие-то 40 минут. Выходит, всё-таки спала, удивлялась я, спешно натягивая на себя свой походный «камуфляж».

     Оставив Валю безмятежно спящей, проскочив все корабельные переходы оказалась на шлюпочной, то есть верхней палубе, и тут же нос к носу столкнулась с вахтенным матросом.
- Что-то случилось? - спокойно произнёс он.
- Нет-нет, всё в порядке, - ответила я. – Хочу посмотреть на самую южную оконечность полуострова и на маяк Лопатка.
- Понятно, вы не первая. Свет маяка уже можете созерцать. – Вахтенный указал рукой на ярко пульсирующий белым светом далёкий огонёк, выше слева по носу судна. – Дальность видимости 22 мили, более 40-ка км, - заметив озадаченность на моём лице, разъяснил он.
   
     Я поблагодарила и зашагала на бак. В белом свете топового огня, льющегося с фок-мачты навстречу просторам ночи, без труда, разглядела человек побольше десяти, оживлённо разговаривающих между собой. Кто-то стоял, некоторые сидели. Мне тоже, потеснившись, предложили место на затянутой тентом возвышенности. Говорили в основном трое молодых мужчин, вероятно, флотские отпускники, остальные слушали и задавали вопросы. Негласно примкнула к слушателям, не забывая следить за светом маяка.

     Было заметно, что некоторые из слушателей тоже не упускали его из вида. Да, осенило меня, конечно, же, конечно! Всё стало объяснимо понятным.  Свет маяка в ночи определённо обладает необыкновенным мистическим воздействием. Я смотрела на него, не отрывая глаз, и, поверьте, чувствовала ЭТО, невесомо поднимавшимся во мне незнакомым волнением.
 
     Вот так, светит себе, волшебно лучась во всех направлениях, будоражит мысли, душу, озаряет путь, укрепляя в человеке силу духа и уверенность в себе. Не трудно поверить, насколько велико значение маяков для мореплавателей, вынужденных вести свои суда в опасных местах, минуя подводные скалы, рифы всякий раз, благодаря ночному свету маяков, благополучно возвращаясь в свои гавани, где их всегда ждут.
 
     Избегая подробностей, могу кратко пересказать услышанное. Начну с того, что вскоре, справа по носу возникла пульсирующая красная звёздочка маяка Курбатова на острове Шумшу. Мы приближались к Первому Курильскому проливу. Длина его 15 км. Ширина от мыса Лопатка до скалистого берега острова Шумшу в самом узком месте 12 км. Навигация пролива сложная. Из-за подводных скал у острова и мыса Лопатка, обозначенных надводными огоньками, надо держаться строго обозначенного фарватера. К тому же в проливе постоянно проявляют себя всякого рода опасные течения. И, правда, почувствовались ощутимые изменения в привычном покачивании теплохода.

     Вот и подошло время самой интересной конфигурации. На что и обратили внимание нас непосвящённых флотские знатоки. Мы проходим мыс Лопатка. В этом месте свет от маяков Курбатова и Лопатка над проливом, сливаются воедино, ярко усиливая эффект освещённости вокруг. Запоминающийся эпизод ночного прохождения самого южного мыса, отмеченного на карте камчатского полуострова названием: мыс Лопатка.
 
     Выйдя из пролива, повернув на юг, мы продолжим каталожное направление движения теперь вдоль восточного берега острова Шумшу. Добрым навигационным ориентиром в ночи будет служить маяк Чибуйный, второй маяк на противоположном берегу острова Шумшу. Чибуйный обслуживает и рыбный порт Северо-Курильска.

     Достигнув принятого места, не доходя створ Второго курильского пролива, встанем на рейде у острова Парамушир.  Рыбный порт, города Северо-Курильска тесноват для океанских лайнеров.  Когда подойдут катер и плашкоут(ы), состоится обмен пассажирами и грузом.
 
     Выслушав стратегию предстоящих действий со стороны порта и нашего судна, часть слушателей поднялась, задвигались и остальные. Послышались слова признательности и расставания. Мои искренние пожелания тоже присоединились к ним. Стало понятно, флотские ребята и две девушки остаются на баке, им сходить в Северо-Курильске. Сначала, вообще-то, на катер.

     Добравшись до каюты, я нырнула в свою постель. Полумрак ночного освещения, ровное дыхание спящей Вали, покачивание теплохода и подкравшаяся усталость незамедлительно призвали ко сну. Последней мелькнула мысль: «Можно спать, пока не выспишься…».

     Продолжение следует.

  На интернет фото маяк Лопатка, установлен в 1933 году. Претерпел нескольких технических реставраций. Его высота 73 м., дальность видимости 22 мили.