Эссе Урок музыки

Валиса Константинова
Эссе на тему
Урок музыки

В настоящем эссе перед нами поставлена довольно конкретная задача: сформулировать и изложить главные цели урока музыки и порассуждать об особенностях и отличиях уроков творческих от бытовых школьных занятий.
Урок - традиционная форма учебно-воспитательной работы. Форма общепринятая и в изменениях не нуждающаяся. Также всегда вслед за формой раскрывается и содержание. 45 минут - главная цифра и для ребят и для учителей. 45 минут укрощения гранита науки детьми и 45 минут творчества педагога. Для кого-то из преподавателей эти минуты "искусстводелающего" труда - невозможная роскошь, ведь скупость души (в том числе педагогической) не новость, а норма жизни, хоть и ужасающая. И этот академический час - возможно единственное, что связывает урок биологии с занятием по театру или сольфеджио. 
Урок музыки (читать: танца, изобразительного искусства, актерского мастерства) зачастую является уроком индивидуальным или же в малочисленной группе детей. Отчего же не ведутся групповые уроки игры на флейте, например? От того, что любое искусство есть личностно-субъективное отражение действительности, работа над технически легким и правильным отображением которого происходит только в процессе общения с учителем, мастером, но возможно оно лишь благодаря способностям и одарённости личности.
Более глубокое объяснение смысла занятий искусством мы можем почерпнуть у В.П.Кохановского: "...искусство обеспечивает способ надэмпирической трансляции человеческого опыта и выступает как источник духовного обогащения личности на основании сопереживания судьбам героев и драматическим ситуациям, отражённым в ткани художественного произведения."
Эта субъективность, индивидуализм урока музыки дают нам понять, что искусству нельзя научиться по учебнику. Здесь мы можем провести параллель этих занятий со жречеством древнего мира - секреты и тонкости передаются старшим поколением младшему и проносятся (иногда и только в устной форме) через годы. В этом ключе необходим и разговор о роли личности педагога в процессе воспитания подрастающего поколения.
Внутренний мир учителя с его отражением в действительности - то самое главное и решающее, что формирует личность ребёнка. Нам известна крылатая фраза: "Нет смысла воспитывать детей, ведь они всё равно будут похожи на Вас. Воспитывайте себя!". Эти слова родителям обращены и ко "второму дому" - школе. И школа, как и семья, должна открывать перед ребёнком мир, помогать ему найти в нём себя и вкладывать зёрна вечных истин в каждое сердце. Достойным примером легко и надёжно получится направить ученика в верное русло, высокой нравственностью - привить уважение к честности и сформировать личное чувство правосознания. В контексте урока в музыкальной, общеобразовательной школе и в секциях дополнительного образования следует говорить об этом, чтобы даже в процессе работы учителя не забывали, что крик - это выражение слабости, гнев - проявление обиды, а муштра - не метод работы с детьми.
В наших руках будущее всех детей, что пройдут через наши занятия. Направлять, вдохновлять, помогать - вот сверхзадача любого педагога и музыкального в частности.