Педагогика Свида. О всестороннем и гармоничном

Евгений Петрович Свидченко
ПЕДАГОГИКА СВИДА О ПЕДАГОГИКЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Однажды

ПЛУТАРХ из Херонеи
(древнегреческий философ) произнёс:

«Ученик —
это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь!»

Был он пьян?
Наверняка, – пьян,
но в таком состоянии иногда приходят здравые мысли!..

Рассмотрим две составляющие обучения-воспитания:
перенос ученику знаний, умений
и мотивацию ученика к обучению и творчеству.

Вы спросите,
что важнее, что доминирует,
на что нужно обращать особое внимание учителю?

А я  вам отвечу:
в том-то и фокус,
что это — единый каждодневный взаимосвязанный цикл:

И новые знания и умения
должны преподаваться умно и интересно,

и так уж обустроено обучение, что  каждый ученик
должен позитивно мотивироваться желательно каждый божий день!..


ДЛЯ СОКРАТА

человек — это его душа, его разум, совесть.
Задача педагога взращивать душу ученика.
Знания — это добродетель, незнание — грех.
Мышление формируется в результате познания.
Огромная роль воспитанию самообладания ученика.
Сократовский метод — это диалектический спор,
когда с помощью продуманный учителем вопросов
ученик сам приходит к истине.



ДЕМОКРИТ
 
видел в человеке три ипостаси, которые нужно развить:
«хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».

С точки зрения педагогики, нужно уточнить,
что обучаемого человека нужно научить: и мыслить, и говорить,  и делать!
Но мыслить — правильно, говорить — зажигательно, делать — умело!

Он же, Демокрит, полагал,
что главное — не количество полученных знаний,
а воспитание интеллекта.

То есть, если ученик научится здраво мыслить,
то сам он поможет себе в добычи знаний и умений.

Демокрит рассматривал обучение и воспитание
как очень трудный процесс, и поэтому считал,
что можно прибегнуть в оном и к принуждению в отношении учащихся,

но с другой стороны он видел огромный плюс
в воспитании чувства долга и ответственности учеников.

Заметим и здесь удивительное диалектическое взаимодействие:
принуждение в обучении может рождать интерес к обучению,

но и чувство ответственности
способно усаживать ученика за учебники.

Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей.
Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей
и обрекавших их на невежество.



АРИСТОТЕЛЬ:

«Ко всему, к чему можно приучить ребенка,
лучше приучать его непосредственно с пеленок»…

В основу познания положил чувственный опыт, ощущения,
поговаривал о предварительном обучении в семье с 5 до 7-летнего возраста,
но придавал первостепенное значение общественно-государственному воспитанию.
 
В его представлении,
гимнастика предназначена для формирования прекрасного тела,
а музыка — в формировании прекрасной души…
 
Он говорил о передаче ученикам основы знаний,
формировании самостоятельного мышления,
о том, что бучение должно вызывать чуство удовольствия!..
 
Метод обучения по-Аристотелю: подражание!

Как по-моему, так первична музыка!
Там — гармония, там — отзвуки наслаждения,
и только её (музыку) готов воспринимать даже плод человеческий!


ПЛАТОН

большое значение придавал самопознанию,
оценивал самовоспитание — как важнейший фундамент
всей жизни человека, считал, что его надо начинать с раннего детства,
возводя человечика к миру идей!

Воспитание, говорит Платон, должно быть
организовано государством и соответствовать интересам элиты.


Евгений Петрович СВИДЧЕНКО:
ЧЕЛОВЕК ТВОРЯЩИЙ, HOMO FABER

Кто я?
Для чего я в этом мире?
Что меня интересует больше всего?

Есть ли у меня цель,
которую я хочу достигнуть,
готов ли я каждый день идти к ней?

Если готов,
могу ли каждый день делать
самую малость для достижения этой цели?

Полчаса напряжённой работы,
полной удовольствия и наслаждения,
и — можно расслабиться?

Всегда ли я воспринимаю то, что делаю,
как творчество, именно так, как ребёнок
относится к своей игре?

Стремлюсь ли всё делать
красиво, а если это не удаётся,
не зацикливаюсь ли на недостатках?

Творчество  — это когда
результаты любимой работы
начинают уже нравиться самому себе?

Молитва, медитация — чудесны,
но творчество, сотворение нового мира —
превыше всего?

Жизнь как творчество —
достойный образ для каждого?
Самореализация — путь и к саморазвитию?

Человек Творящий, Homo Faber, —
разве это не веяние нового времени,
не абсолютно ли это современно?

Путь и в тысячи миль
начинается с маленького движения,
не пора ли вступить на тропу творчества?

7 декабря 2023



УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК

Только тот
Настоящий учитель,
кто навсегда остаётся
Талантливым учеником!



РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Учитель должен развивать
Задатки, что едва лишь зримы,
Совместно с классом воспевать
Героев, что неповторимы,

Учеников учить умению
И прививать любовь к труду,
Чтоб на уроке каждом мнение
Его ценилось… Воздадут

Потом его заслугам,
Воспоминая много лет.
Учитель строг, но не зверюга,
Он мыслить учит — в том совет

Мой тем, детей кто учит,
Кто будущее создаёт.
Учителям доверив душу,
Благая поросль растёт!



С ДЕТСТВА НАДОБНО УЧИТЬСЯ

                С детства надобно учиться…
                Шувалова Татьяна Григорьевна


С детства надобно учиться,
Чтобы жизнь продолжить нам:
Папам — есть к чему стремиться,
Чтобы важным быть у мам!

© Copyright: Евгений Петрович Свидченко, 2021




БУКВЫ ОН СЛАГАЕТ В СЛОГИ

Всем ребятам и девчатам
Книжки хочется читать.
И ребята, и девчата
Учат «Азбуку» на пять!

Говорят им педагоги:
— Нужен новенький «Букварь».
Буквы он слагает в слоги,
Слоги в слово, всё как встарь!

Первым словом — слово «ма-ма»,
Рядом — «па-па» и «семь-я»…
Самый добрый, умный самый,
Как с тобой мы: ты и я!

Русских букв на свете много,
Если точно, 33!
Быстро выучим любого,
Повторяй же и смотри!

© Copyright: Евгений Петрович Свидченко, 2021



УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

Михал Михалыч Сярги нас физике учил.
Терпел не мог он тех, кто текст не понимает,
Заучивает всё, а в логике страдает.
Михал Михалыч Сярги! Он дисциплину чтил.

Работал сразу Он на всех фронтах урока:
Фронтально мог устроить стремительный опрос,
Вызвать к доске того, ещё кто не дорос
До понимания темы, ленился не до срока.

Контрольные — почти что каждый день,
Никто был не уверен, что будет не проверен,
А как в рассказе темы был он суверенен:
Спроси любую, тень наведи, плетень,

Всегда сумеет дать тебе отпор!
Учитель с большой буквы — об этом разговор!



И ЗНАНИЮ И ПОНИМАНИЮ

И знанию и пониманию,
Умению и страстному желанию,
И любопытству, притязанию,
Любви как первому свиданию,

Уверенности в своих силах,
Настойчивости в достиженьях…
Учить не надо быть спесивым,
Развить стремление к уважению,

Зажечь, как факел, интересы,
Поставить сложные задачи
И любоваться, как принцессы
От неудач больше не плачут…

Работать с юностью приятно,
Ответственно на самом деле,
Жаль только в том, что вероятности
Проверки нет, что проглядели…



СЕЙ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ

Сей разумное, доброе, вечное,
Чтобы не было сердце беспечное,

Чтобы в жизни никто не скучал
И друзей из беды выручал,

Чтоб трудились на каждом уроке,
Развивалися в нужные сроки,

И с печалью последний звонок
Каждый вспомнить с печалию смог!



ОДУХОТВОРЁННОСТЬ

Пел а капелла я в первом классе,
Мой голос был песней одухотворён.
Был чист он и звонок и первоклассен,
В мелодию песни был я влюблён:

     «Орлёнок, орлёнок, блесни опереньем,
     Собою затми белый свет.
     Не хочется думать о смерти, поверь мне,
     В шестнадцать мальчишеских лет.

     Орлёнок, орлёнок, гремучей гранатой
     От сопки врага отмело.
     Меня называли орлёнком в отряде,
     Враги называют орлом.

     Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ,
     Ты видишь, что я уцелел.
     Лети на станицу, родимой расскажешь
     Как сына вели на расстрел.

     Орлёнок, орлёнок, товарищ крылатый,
     Ковыльные степи в огне.
     На помощь спешат комсомольцы орлята
     И жизнь возвратится ко мне.

     Орлёнок, орлёнок, идут эшелоны,
     Победа борьбой решена.
     У власти орлиной орлят миллионы,
     И нами гордится страна!»

В припевных повторах высокие ноты
Звенели капелью в святой тишине,
Весь класс мне внимал, даже те обормоты,
Неведом которым был страх о войне.

На миг я почувствовал, что я — Орлёнок,
На помощь Орлята спешат,
И слёзы катились уже опьянённо,
И пламенем был я объят.

Навеки запомнилась мне упоённость
Той песней и мигом борьбы,
Впервые почувствовал одухотворённость:
Есть вещие знаки судьбы.

...............................
Песня «Орлёнок» написанав 1936 году поэтом Яковом Шведовым
на музыку композитора Виктора Белого
к спектаклю Театра Моссовета «Хлопчик» драматурга М. Даниэля.



РАННЕЕ ВОСПИТАНИЕ

                Мне нравится тезис Татьяны Владимировны
                Черниговской, что детей нужно учить всему,
                давая им весь спектр культуры: музыке и
                языкам, точным и техническим наукам,
                литературе и истории, и только тогда у них
                появится возможность выбрать нечто
                любимое.

                Но музыка дает и нечто особенное, ведь
                нейронная сеть детей обретёт способность
                работать с очень маленькими различиями
                в длиннотах и частотах. Это им обеспечит
                лучшие возможности для чтения,
                а также отодвигает старение мозга, как и
                изучение иностранных языков:
                все мы знаем, что если не тренировать
                мышцы, то с дивана встать не сможешь, с
                мозгами абсолютно то же самое…


Мне пришло несколько идей, которыми я хотел бы поделиться:

1. Когда ребёнок (или плод) ещё в чреве матери, он уже хорошо слышит,
и вместе с мамой может слушать гармоничную классическую музыку,
красивые народные песни – это даст развитие его душе, его мозгу.

2. Когда ребёнок родится, притяжение земли обрушивается на него,
как на космонавта, прилетевшего из полёта в космос, и именно водная стихия –
лучшее место для развития его тела: мышц, координации движений…
Плавать можно учить с первых дней рождения, ведь в это время ребёнок может ещё
автоматически приостанавливать дыхание. Плавать – раньше, чем ходить!

3. Любое общение мамы и папы с ребёнком должно быть направленным на его развитие:
речи – постоянно проговаривать все действия, радоваться и грустить вместе с ним, разговаривая;
мышц, их растяжке – играть с ребёнком, давая нагрузку мышцам, растягивая их;
эмоционального фона – плакать ребёнок и сам умеет, а вот радоваться жизни ещё нет, этому учат;
музыкальному развитию – колыбельные песни, пение птиц, звучание народных песен должно быть постоянным фоном общения;
коммуникативному общению – общение с ребёнком это всегда маленький театр, в котором разыграваются роли, взаимодействуют через контакты…

4. В детских яслях и детских садах должна быть заложена программа физического, музыкального, художественного, игрового, театрального, коммуникативного развития ребёнка. В детсадах возможно введение второго языка…

5. Школы должны стать полнодневными – на всё время работы родителей:
первая часть школы – это уроки, вторая – творческое и физическое развитие через систему кружков.
ДЕяние учеников – наиважнейшее, чему тоже надо учить: не только знать, но и уметь!
Мы как-то уже позабыли о создании
всесторонне развитой гармонической личности…
А ведь в этом – благородная цель: только так можно выиграть конкуренцию в мире!



НАИМЕНЬШАЯ ЕДИНИЦА УСВОЕНИЯ - Свид, Svid

Интуитивное знание древнеиндийских и древнегреческих философов
мельчайших образований вещества, Атомов(Atom), привело к открытию
Дмитрием Ивановичем Менделеевым Переодической Системы Элементов,
созданию атомной энергетики, атомного оружия…

Введение древнекитайцами двуичной системы, работы Лейбница, а затем
Клодом Шенноном понятия наименьшего количества информации,
Бита (Bit), привело к информационной революции с её информационными
технологиями.

А вот в педагогике не было до сих пор такого понятия,
которое обобщало бы передачу и усвоение знаний и умений.

А я вдруг осознал, что новая революция будет осуществляться
в педагогике, и результатом станет формирование высокоразвитых
личностей в нужных для человечества направлениях.

Для начала
хочу ввести новую педагогическую единицу – Единицу Усвоения.
Предлагаю назвать её Свид (Svid). Разумеется, в честь её первооткрывателя,
надеюсь вы не против?

Итак, Свид (Svid) – это наименьшая Единица Усвоения учеником
знания или умения, например, буквы, слова, написание палочки,
пения ноты…

Разумеется свидетельствовать об усвоение знания учеником будет всегда учитель.

(СВИДА (вероятно, 10 в.) —
составитель большого средневекового толкового словаря греческого языка
(родом из Византии); по его имени принято называть и сам словарь. В словаре приводятся имена собственные и выражения из античности и ранневизантийской письменности. Разъяснения слов дается путем обширного цитирования авторов (особенно ценные отрывки из недошедших до нас сочинений, биографических и библиографических сведений). Преобладают данные по истории, литературе, грамматике, философии. О жизни самого лексикографа сведений нет.
Крупный памятник византийской схоластической учености).



РУССКАЯ АЗБУКА - от А до Я

                Мне так понравился рисунок
                Русского Алфавита (интересно, кто его автор?),
                что я решил написать коротенькие стихи
                для каждой его Буквы… Критикуйте, буду рад!..



А — АРБУЗ

Алый, как заря, Арбуз —
Замечательный на вкус!


Б — БАРАШЕК

Беленький Барашек:
Нет для мамы краше!


В — ВИНОГРАД

Вот гроздь вам Винограда —
Чудесная награда!


Г — ГРИБ

Где же, где же белый Гриб,
Неужели он погиб?


Д — ДОМИК

Дивный Домик над рекой.
В Доме том — такой покой!


Е — ЕНОТ

Если песнь поёт Енот,
Он не знает нужных нот!


Ё — ЁЛОЧКА

Ёлочка зелёная
В солнышко влюблённая.


Ж — ЖУК

Жив усатый жёлтый Жук,
Вызывает в нас испуг!


З — ЗОНТИК

Зонтик красный у меня,
Чтобы видела родня!


И — ИНДЮК

Индюк надулся как индюк,
Был очень строгий он супруг.


Й — ЙОГ

Йог в России — тоже Йог,
И у него хороший слог!


К — КОРОНА

Королевская Корона —
Одинокая у трона.


Л — ЛОШАДКА

Лёгкую Лошадку
Запрягу украдкой.


М — МАШИНКА

Мне Машинка нравится —
Красная красавица!


Н — НОСКИ

Нам нельзя снимать Носки:
Холодно же, заморозки!


О — ОЧКИ

Очень круглый Очки.
В них — все буковки близки!


П — ПАРОВОЗИК

Паровозик-Паровоз,
Ты куда меня повёз?


Р — РОЗА

Розовая Роза.
От неё — заноза!


С — СОЛНЫШКО

Светит Солнышко. Светло.
Лето красное пришло!


Т — ТИГРЁНОК

Ты, Тигрёнок, очень мил —
Всем улыбку подарил!


У — УТЮГ

У меня смешной Утюг
Он шипит, как тыща вьюг!


Ф — ФИЛИН

Филин плачет по ночам,
Отчего — не знает сам!


Х — ХЛЕБ

Хорошо, когда есть Хлеб,
Повышает он в нас крепь!


Ц — ЦАПЛЯ

Цапля скачет по дорожке,
У неё озябли ножки.


Ч — ЧАСЫ

Что за дивные Часы,
У них стрелки — как усы!


Ш — ШЛЯПА

Шляпа мальчику к лицу.
Да, к лицу всё удальцу!


Щ — ЩУКА

Щука плачет, слёзы льёт,
Улизнул карась, плывёт!


Ъ — ТВЁРДЫЙ ЗНАК

Твёрдый-твёрдый-твёрдый знак,
Разделять он буквы маг!


Ы — ЫРБАН

Ырбан — тувинское село:
Батыр ест сыр, чтобы везло.


Ь — МЯГКИЙ  ЗНАК

Мягкий-мягкий-мягкий знак,
Смягчить он может каждый шаг!


Э — ЭЛЬФ

Это Эльф, по-русски, гном,
Призабавненький притом.


Ю — ЮЛА

Юркая Юла кружится,
И звенит чудесно спица.


Я — ЯБЛОКО

Ярко Яблоко, оно
Безусловно влюблено!



............................
АЗБУКА ИЛИ БУКВАРЬ

А збука или Букварь.
З най, мы учимся как встарь:
Б уква к букве — будет слог.
У дивительный урок:
К ак рождаются слова —
А ж кружится голова!



БУКВАРЬ

— Ау! — зову Тебя.
— Уа! — поёт дитя!


© Copyright: Евгений Петрович Свидченко, 2018



ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЧУДО

     Так уж получилось, что сам-то я закончил 21-ю
Политехническую школу имени Юрия Гагарина, где физику
преподавал Михал Михалыч, химию Мари Иванна, математику
Камилла Сергеевна, и эти имена до сих пор звучат в моём сознании,
как музыка, как нечто, о чём приятно вспоминать, — так сильны были
эти предметы, с таким огромным удовольствием мы работали на уроках.
Учителя сами рассматривали учебный процесс с точки зрения работы
учащихся, что ученики должны делать. И были, разумеется,
несомненные успехи. Например, я дважды побеждал на всесоюзных олимпиадах —
по физике и химии, что ещё раз характеризует уровень преподавания.

     Кроме этого были прекрасные уроки трудов, где мальчишки знакомились
с обработкой различных материалов, а девочки занимались подготовкой
к семейной жизни: учились готовить, шить, вязать. Были прекрасные уроки
 рисования, пения, физкультуры, биологических наук, литературы,
истории, словом, школа была на высоте, и мне казалось, что все
советские школы именно такие классные.

     Поэтому когда мою дочь решили отдать в 20-ю школу — поближе
к дому, школу с английским уклоном, я не возражал, а сын пошёл уже
в эту же школу следом. Посколько в моей школе любимые учителя
учили нас не зубрить, а думать, размышлять, английский был у меня,
признаться, не очень, ведь его-то надо было как раз зубрить!

     Историю, которую я хочу рассказать, произошла с моим сыном.
Он закончил второй класс, где уже преподавался английский, перешёл
в третий, и вдруг вызывает меня в школу учительница английского языка,
она же его классный руководитель.

     — Вы знаете, ваш сын совершенно на знает английский язык,
всю программу за второй класс! Видимо, ему придётся повторить
второй класс ещё раз.

     — Как? Вы преподавали английский целый год и только теперь
сообщаете мне, что мой сын ничего не знает? — я был возмущён:
— По какой методике Вы преподаёте? Английский ведь надо
просто вызубрить? Что здесь сложного?

     — Да, но у Вашего сына несконцентрированное внимание,
вот сидит он на уроке и вдруг громко: «Ой, птичка!» — и весь
класс смотрит в окно!..

     И смех, и грех! Учительница была совсем молоденькой и неопытной,
и если ей заплатить за дополнительные занятия, толку, подумал я,
не будет… И я вдруг неожиданно для самого себя говорю:

     — После осенних каникул у Вас будет школьная олимпиада
по английскому языку? Так вот мой сын будет на ней лучший!

     Слово — не воробей, выпустишь, не поймаешь! Сказано —
сделано?! Заявить легко, но надо было и искать способы решения
проблемы. Я спросил у дочери, кого из учителей английского языка
любят в школе больше всего и у кого самое лучшее произношение
и на следующий день отправился в школу.

     Была перемена, и я увидел того самого учителя. И он тоже узнал
меня, ведь я вел в то время часовую передачу на телевидении, которая
называлась «Лабиринт» и была предназначена для старшеклассников,
был в городе довольно известным, ведь передача пользовалась успехом:
мы рассуждали с учениками о проблемах жизни, о литературе, о поэзии…

     Я честно рассказал Эдуарду, что произошло, попросил его стать
репетитором сына, разумеется за приличную плату, но он тут же тоже
честно признался, что занят по полной, и не сможет нарушить уже
заключённых  договоров. У него был свободный урок, и мы просто мило
беседовали, курили, Эдуард рассказывал об американской литературе,
читал которую он, разумеется, в оригинале… И тут мне пришла простая
мысль: есть учитель с прекрасным произношением, и есть учебник
второго класса, а что если озвучить весь учебник и записать его на
магнитную ленту?

     Сама идея показалась Эдуарду интересной, тем более, что я
пообещал в добавок прекрасное домашнее виноградное вино и достойный
гонорар. Мы  договорились встретиться в воскресный день у меня дома.

     Честно говоря, и я был достаточно занят: работа в редакции
молодёжной газеты, телевидение, работа над документальным фильмом
о Табибе, горном лекаре, который лечил травами и различными кореньями.
Теперь ещё проблема с сыном. Да хватит ли вообще времени? А как записать
школьный учебник, чтобы сын работал с записью самостоятельно?

     Нужна сильная мотивация. Это я, конечно, своим авторитетом мог
устроить. Нужен контроль. Это посложнее, но можно придумать, как
контролировать. А главное, нужно записать учебник так, чтобы всё
было понятно, а работать с записью интересно и посильно.

     Каждое английское слово, предложение, имеют понятный русский
эквивалент. Чтобы учить язык, надо не только слышать слово, но и
активно повторять его — каждое слово, каждое предложение, понимая
смысл. Нужно довести нужные фразы до автоматизма, чтобы они
воспроизводились легко, с нужным произношением.

     Нужна методика, которая позволила бы, сначала обучив ей сына,
потом предоставить ему полную свободу, но с хорошей мотивацией.
И я придумал логарифм записи!

     Надо признаться этот воскресный день запомнился мне ещё и тем,
что оставив Эдуарда за работой, я прошёл прогуляться и встретился
с поэтом Тимуром Зульфикаровым, которого тоже пригласил домой
на моё чудное домашнее вино.

     Я был достаточно удивлён, что запись всего учебника по моей
системе длилась всего около часа. Когда мы зашли с Тимуром,
запись была уже закончена, и все мы прекрасно общались за общим
столом.

      Тимур говорил, какой он великий поэт, всемирный, высокий,
как Гималаи, я рассказывал Тимуру о моей новой чудной методике,
которая должна принести результат, а моя милая жена сидела между
нами, слегка  обделённая вниманием.

     — Как приятно сидеть между двумя гениями! — произнесла она
томно.
   
     — А кто второй? — удивлённо спросил Тимур.

     — Вы! — ответила она, скромно опустив глаза долу.

     И все мы искренне и по-доброму ржали — и Эдуард, и я,
слегка раскрасневшись, и даже Тимур, ведь вино было действительно
чудное.

     Итак был записан учебник второго класса, и я потратил час
с небольшим, чтобы проработать учебник вместе с сыном: научил его
правильно слушать и внимательно повторять за учителем. Всё было
понятно, нужно было только посторять и запоминать слова
и предложения, довести знания и умения до автоматизма.

     Наступили осенние школьные каникулы. Задание для сына
на каждый день: утром и вечером — прорабатывать учебник, остальное
время можно проводить с друзьями на улице. Вечером я мог контролировать
работу, если, конечно, был дома, или этим занималась моя жена.

     Учебник был проработан 14 раз с начала и до конца, все предолжения
и слова, произносимые по-русски, тут же проговаривались по-английски.
А если сын просто читал учебник, он сразу мог перевести прочитанное.

     За одну неделю учебник второго класса был изучен на высочайшем
уровне. Обычно его надо изучать целый год! При этом основная работа
велась сыном самостоятельно! Произношение было очень похоже на
произношение учителя, лучшего в школе.

     После прошедшей школьной олимпиады меня снова пригласила
в школу классная руководительница и учительница английского. Ей было
приятно, что её ученик, мой сын, впервые выиграл таки школьную олимпиаду
по английскому языку, и переводить его во второй класс, разумеется,
не было никакого смысла. Но она искренно не понимала,
как такое стало возможным?!

     Я попросил разрешение побывать у неё на уроке. Группа учеников
была, конечно, слишком большая, чтобы каждый ученик работал интенсивно.
Говорила в основном учительница, кто-то из учеников отвечал на вопросы,
остальные  просто слушали, внимательно или не очень. Были, конечно,
и письменные задания, и в этом было преимущество:
ученики учились писать по-английски, но интенсивность работы каждого
была не сравнима с моим методом. За урок каждый из учеников проговаривал
лишь пару предложений. По моей методике за этот же час
ученик проговаривал весь учебник! Нет, и школьная система обучения
английскому языку тоже работала, ведь моя дочь прекрасно говорила
по-английски, но работала не для всех учеников, в особенности для тех,
кто так интересовался птичками…

     Добавлю, что с запоминанием всегда идёт и параллельный процесс
забывания. Пару фраз, произнесённых на уроке, ученик, конечно, скоро
забывал. А вот стихи, заученные однажды наизусть и рассказанные
в классе, почему-то помнятся всю жизнь?!

     Я дал объявление в газете, что обучаю начальному английскому,
работая с малыми группами, и ко мне пришли — целыми семьями. Пришлось
взять отпуск, и целый месяц посвятить эксперименту. За неделю мои
ученики выучивали основы английского за второй класс английской школы.
Некоторые блистательно, другие похуже — это уже зависило от способностей
каждого говорить и запоминать. Но методика была проверенна, и она работала
просто блистательно! Это было просто педагогическое чудо! Я таки — гений?!

     Онако, что я главное понял: для освоения языка, как и иного
научного предмета, нужен настоящий мозговой разговорный штурм, чередуемый
с весёлым безделием или развлечением. Так устроен мозг: час напряжения и
пару часов разряжения, когда происходят таинственные мгновения
Усвоения Выученного на всю оставшуюся жизнь.

5 июдя 2023


НОВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ

                Разработка Свида

Семестр делится на три части:

1. Самостоятельно-групповое освоение материала.

    Студент получает план и доступ к серверу,
    включается в маленькую группу из 4 — 7 сокурсников.

    Группой изучается только один предмет:
    6 часов каждый самостоятельно с конспектированием на ноутбуке,
    2 часа обсуждения в группе с использованием конспектов.

    Пять дней изучения материала, на шестой — экзамен.
    Экзамен в программе всегда новый, с автоматическим выставлением оценки.

     День отдыха,

     затем самостоятельное и в группе изучение материала
     другого предмета по той же схеме.

     Всего самостоятельно и в группе осваивается за семестр
     материал пяти-шести предметов, сдаётся пять-шесть экзаменов.

2. Курсы лекций и практических занятий:

     4 часа профессора и доценты каждый день читают лекции
     по самым актуальным проблемам науки. Студенты ведут конспект.

     4 часа ведут практические занятия в лабораториях
     по отработанным методикам исследований.

     Студенты ведут конспекты, продолжая конспекты предметов,
     осваивают методики, готовят доклады, статьи по своим разработкам.

     В конце второго цикла студентам выставляются оценки
     за проявление инициативы и освоение методик.

3. Научная конференция с прочтением докладов и обсуждений
    сначала в группе,
    потом курсовая
    и вузовская конференция.

    Все студенты обязаны посещать конференции всех уровней
    и вести конспекты. Студентам выставляются оценки за доклад,
    за активное участие в обсуждениях, качество конспектов.

    Затем выставляются средние оценки по всем предметам,
    учитывая десятые и сотые балла.

    Вывешиваются списки лучших студентов.

После этого наступают каникулы.

И — следущий семестр.   


© Copyright: Евгений Петрович Свидченко, 2021


© Copyright: Евгений Петрович Свидченко, 2019
Свидетельство о публикации №119050705241