Стих. месяца-63 - Обзор Андрея Ник. Степанова

Тм Гуси-Лебеди
1. "***"

С нарисованным птичьим зигзагом

опять улетаем незнамо куда,

за спиной километры, в усталых глазах

отражаются лишь города.

 

Нас с тобой убивают, в нас снова стреляют,

ведь вся наша правда - беда.

 

Мы идем по дорогам, по минному полю,

мы снова идем и идем.

Будто псы за порогом - привычная доля,

дорога и бездна наш дом.

 

И сражаясь за свет, мы находим ответ,

и в ответ все сжигаем кругом.

Только сердце молчит, с укоризной стучит.

Это мы - лиходеи с мечом.


Так и не понял, зачем написано это стихотворение. Сразу же с первой строчки пошли непонятки, что это за нарисованный птичий зигзаг? Ту же слова «опять», «лишь» чисто для связки. Дальше больше «вся наша правда – беда» как это, странное сравнение. Потом люди идут по дорогам, по минному полю, собаки какие-то за порогом. Накручено, наверчено. Для чего.
И в последнем катрене: если это лиходеи, почему они за свет сражаются, а не за тьму. Стихотворения не вижу, пусть простит меня автор.
2/2

2. «Стихия»

Река спешит, спасается от ливня.

В горах такие страсти – Боже ж мой!

Там ветры воют марши или гимны,

и молнии проносятся стрелой.

Ничто не вечно, и смывает камни

упрямая небесная вода.

Они того давно хотели сами,

считая, что природа не права.

И вниз бегут, толкаются, сшибая

перед собой деревья и кусты.

И речка переполнилась до края,

устав за километры груз нести.

А час назад она ручьём казалась

с неторопливой талою водой.

Но осыпались камнепадом скалы,

река вскипела пеною седой.

Не спрятаться, не скрыться от напора,

стихия может города стереть.

И рушатся и возникают горы.

Так было, есть и даже будет впредь.

Уйдёт гроза – и станет всё, как было,

но камни от вершины далеки.

Виной тому – стремительная сила

и мутная отчаянность реки.

Стихотворение из категории «прочёл и забыл». Очень слабые рифмы. Почти все. Нет ощущения разлива реки, дикой стихии. Думаю, автору стоит над стихотворением работать и работать.
3/2


3. «Солнечный горшок»

(По мотивам индейской сказки «Как звери солнце добывали»)

 

Зима замерла нерешённым вопросом.

На голом хвосте простофиля-опоссум

Ни лучика нам не донёс.

Никто не сказал облысевшему грифу:

«Опасно на шее носить калорифер!

Купи воротник, эскимос!»

 

Медведь не надел малахай и лосины,

Зато перепутал во тьме мокасины.

Теперь косолап, как борец.

Наш градусник — вечный фанат минусовки.

Топтыгину надо обуться в кроссовки,

Чтоб выглядеть, как огурец.

 

На выборах слушали речь Ягуара:

«Для солнца нужна подходящая тара,

Иначе нести горячо».

Энергоресурсы пополнила лихо,

Без помпы обычнейшая паучиха.

Её вдохновил паучок.

 

В горшочке прибудет к нам солнце и лето.

Я сказочку эту доем, как конфету-

Тянучку. И что же с того?

Для Митича с Купером было бы странно

Считать неприличным, позорным и бранным

Такое привычное «скво».

 

Зверюги из леса, мужчины из были,

Любите, как прежде индейцы любили,

Не мусор, набитый в стишки,

А то, как слова не расходятся с делом.

Пускай обжигает молва  неумелых,

А скво обжигают горшки!

Сказку не читал. После прочтение стихотворения, желание прочесть сказку не появилось. Хотя чувствуется опытная рука. Интересно, а как любили индейцы прежде? Как-то особенно? Кроме качественно сделанного амфибрахия ничем не запомнилось.
5/2

4. «Запоздавшая весна»

 

Окно выходит на широкий сквер

С дорогой и трамвайной линией.

Деревья отряхнулись, потянули вверх

Тонкие руки с пальцами длинными.

Наконец-то явилось и к нам тепло,

Растопило то, что мёрзло до времени,

Зажурчало, запело, водой стекло,

Ворвалось в жизнь, потеряв терпение.

И ты решила заглянуть опять,

Зашла просто так, как будто случайно.

Погода шепчет –  пошли гулять

По забористым городским окраинам.

 

Ждущие губы – улыбка, глаза,

 А выше – небо  весеннее чистое.

Голубизна такая, что не сказать,

Лишь выдохнуть

                и снова пристально

Глядеть на то, как вступает весна

В права – руководить  и властвовать.

Вот и ко мне пришла она,

Девчонку привела вихрастую.

На улицы, забывая зимние сны,

Молодёжь выходит, красивая, стильная.

А я стараюсь,

                и не могу объяснить,

Почему весна запоздала так сильно.

А мне нравится такой стиль написания стихотворения. Есть шероховатости, как мне кажется. Например, первые четыре строчки я бы поправил так.
Окна выходят на широкий сквер
С дорогой, трамвайной линией.
Деревья отряхнулись, потянулись вверх
Тонкие руки с пальцами длинными.
Ещё, заменил бы слово «стекло» на «потекло». Но это мой взгляд, возможно автор видит по-другому.
4/5

5. «Ключ»

 

Перебирая ветошь чердака

С горой пожитков, вышедших из моды,

Старинный ключ нащупала рука,

В одном из дальних ящиков комода.

Резной узор — векам минувшим дань,

По всей длине остатки позолоты,

Внутри «кольца» разлита филигрань,

Искусной формы прорези в «бородке»...

Откуда он? — хотела я понять.

В уме кружились лица и сюжеты

Дворцовой жизни, где былая знать

За тайной дверью прятала секреты.

Казну ли он усердно охранял

От прежних самозванцев и злодеев?

Догадки будоражили меня,

Но всё свелось к немыслимой идее:

Возможно, этот ключ ещё древней,

Он от двери условной, за которой

Фруктовый сад и маленький ручей,

И многозвучье птичьих переборов —

Нерукотворный краешек земли,

Где нет войны и страха, и печали —

Тот мир, что мы когда-то обрели,

И так неосторожно потеряли.

«Филигрань» - это ювелирная техника, вряд ли она могла быть разлита внутри кольца, может быть укрыта? Не сложилось окончательно стихотворение. Не всегда удачные переходы между строчками. Стихотворение как бы распадается.
4/4


6. «Живопись»

 

Падает клевер на спину.

Палая курится марь.

Феб поклоненье отринул:

Катит небесная хмарь.

 

Близится вечер неспешно.

Вне отдыхают поля.

Милой, задумчивой, вешней

Нежится пая-земля.

 

Я — до холмов Назарета,

До Вифлеемской звезды —

Чествую живопись эту

Обыкновенной весны!

Весны – звезды явно не рифма. И что такое пая-земля? Не знаю. Если это стихотворение по картине, то по какой?
4/3

7. "Великая Победа. Акростихи"

 

В/ойна-злодейка по Земле шагала...

Е/й не было, казалось бы, конца:

Л/авиною кровавой протекала

И/з ненависти, горя и свинца!

К/осила смерть людей не уставая,

А матери молились, чтобы Бог

Я/вил своё веленье, и святая

П/обеда к нам ступила на порог!

О/днажды,- каждый верил,- Бог услышит,

Б/еда отступит, разобьём врага!

Е/щё чуть-чуть и Родина задышит!...

Д/ань подвигу - писателя строка,

А Память о Героях - на века!

Я являюсь приверженцем патриотических стихов. Но это стихотворение в свой список избранных не занёс бы. Автор конечно писал акростих, но стоит ли его выкладывать в конкурс? Не знаю.
4/4

8.  " Ночь"

 

Ночь медленно кружилась в реверансе,

Качалась на хрустальных каблучках,

Узоры рисовала в дивном  вальсе,

Листала время на стене в часах.

 

Шепталась с светлячком  в углу за шкафом,

Рассказывая сон из давних лет,

Сплетая  паутиной из метафор,

Сложился чтобы,  заплелся  в  сонет.

 

Её подруга Тишина присела

На краешек дивана у окна.

Она сегодня лучшее надела

В разводах платье из шёлка-волокна.

 

Открытый взгляд ночь обнимал не смело.

Остановись, – кричала Тишина, –

С тобою  помолчим чуть.  Между делом

Услышим тиху музыку из  сна.

 

Вот миг один – доверчиво дыханье.

Забыты каблучки под бахромой .

На стыке двух миров, как изваянье,

Уснула ночь-красавица  босой..

Не представляю как это кружиться в реверансе, присесть согласен, но кружиться. Несуразно звучит последняя строчка во второй строфе, «сложился чтобы, заплелся сюжет». Сбой в последней строке третьего катрена, лишняя стопа. Бахромой-босой явно не рифма. Сырой стих.
2/2

9. «Не верь»

 

Не верь, не бойся, не проси!

За надоевшую свободу

Ещё придется голосить,

Чтоб принесли и хлеб и воду.

 

И обещаний честных глаз

Не принимай на веру тоже.

Избранник твой любой рассказ

На ноты нужные положит.

 

Уговорит. Любви глоток

Смешав с придуманной надеждой,

Не объяснит, что мир жесток,

И все останется, как прежде.

 

Краснеет на бумаге кровь.

Но подпись – это не любовь.

Для меня рифма кровь-любовь это табу. Или же стихотворение должно быть на высочайшем уровне, здесь этого не скажешь. Сбой ритма в строке «Избранник твой любой рассказ».
2/2


10. «Как сладка родильная возня!»

 

Оно бродило в низеньком ведре,

несмело пузырилось и дышало…

А за стеной зубрила что-то дрель,

и ветер за окном резвился шало,

 

но полотенцем я прикрыла шум

и сквозняка игривые потоки;

сама теперь хожу и не дышу,

заряженная забродившим током.

 

Я понимаю: сдобе тяжело —

там яйца, сахар, масло и сметана,

и надо, чтобы всё в ней прижилось,

и обменялось меж собой местами.

 

А потому дрожжам всегда поклон

и уваженье их особым свойствам.

Конечно, чтобы тесто пропеклось,

понадобится градус беспокойства:

 

изюм, орех мускатный и ваниль —

и тесто оживает благородно,

чтоб запах домочадцев приманил,

в нём должен быть оттенок старомодный…

 

Одним глазком, салфетку приподняв —

пора тебя обмять, добавить силы.

Прикрыла окна: ветер — западня,

и вновь животик пухлый подмесила:

               

ещё разок подняться на дрожжах —

для рожениц тепло необходимо! 

Уже вот-вот придёт пора рожать,

я обомну тебя чуток, родимый!

 

А сколько будет детушек? Как знать…

На колобочки делится беремя —

ах, как сладка родильная возня —

для выпечки уже настало время. 

 

И золотятся пышно калачи,

а булочки на противнях так дразнят

и ароматно рвутся из печи —

всё родились – что ж для утробы – праздник!

Честно скажу, не понимаю, зачем кулинарные рецепты превращать в стихи, но тут уж автору решать. Не впечатлило. Резануло ухо слово «беремя». Ещё вопрос, «я обомну тебя чуток родимый» это кого мнут я не понял?
3/3


11. «Мир прекрасен»

 

Человек жену отправляет к тёще,

стеклотару выставив по ранжиру.

Вот и всё. Одному веселей и проще

ощущать себя и шальную живость.

Человек уходит в отрыв с субботы:

выжигает горючим нутро и бронхи,

человеку надо бы на работу,

но и так неплохо.

Где-то в среду выходит на связь начальник,

Говорит : Аврал! Собирайся! Срочно!

От жены одно смс: «скучает

и тоскует дочка».

Человек похмельный выходит в город,

попадает в пробку, прогрев машину,

ищет ту, с кем снять первобытный голод,

он – мужчина.

А потом работа: то банк, то офис,

и химчистке гладят костюмы круто,

А за летом следом приходит осень.

Алименты - во время, куклы, фрукты.

И всё, вроде, ровно, и день весенний

дочь, жена под ручку с каким-то васей.

Зоопарк и чертово воскресенье.

Мир прекрасен.

Пару замечаний. Стеклотара это уже пустая посуда, а я так понимаю, человек только собирается выпить. Причём здесь алименты, вроде человек не разводился. И почему вася с маленькой буквы, такое пренебрежительное отношение, жалко Васю. Думаю перед словом «химчистке» пропущен предлог «в».
4/4

12. «Он ждал…»

 

Кружила жизнь шальной рекой: то плёсы, то стремнины,

порой – качала колыбель, порой – сбивала с ног.

Он вне потока, по прямой, гулял со старой псиной,

кормил попутных голубей, вёл с ними диалог.

 

На птичье «гурррр», он – о весне, разбередившей душу,

о том, что нынче много дел: пора сажать цветы,

чинить качели малышне и лавочки старушкам,

белить бордюр, что почернел…  И так – до темноты.

 

А ночью он не мог уснуть – смотрел в окно слепое,

писал стихи вине назло, за ухом пса трепал.

Болтали, что прошёл войну, потом – развод, запои,

но в чём-то всё же повезло, раз вынырнул в реал.

 

Не упрекал ни чьих богов, когда щемило сердце –

от всех сожжённых деревень, завешенных зеркал,

и убегал от страшных снов, читая сказки Йейтса.

Он знал, что будет судный день – и ждал…

 

Он просто ждал.

Я так понимаю, человек работает дворником и ждёт. Не понятно, какой вине назло он пишет стихи. Сказок Йейтса не читал, надо погуглить. Немного сбивает длинная строка, возможно при короткой было бы живее. Хотя возможно для этого стихотворения и надо более тягучи что-ли.
4/4

13. «Тоска по любви»

             (акцентный стих)

 

Помню, когда мне было пять лет,

я любил девочку по имени Тала,

теперь она чьей-то женою стала.

…А тебя всё нет.

 

Первая любовь, словно первый снег,

внезапно пришла и растаяла так же внезапно,

только память хранит: тихий звук, терпкий вкус, тонкий запах.

…А тебя всё нет.

 

Война оставила в сердце след, -

теперь она в моём организме,

как ржавая мина с часовым механизмом.

...А тебя всё нет.

 

Пятнадцать лет постигал, что ученье  -  свет,

но вряд ли когда-то мне «эврика!» произнести,

ведь я и себя-то никак не могу найти.

…А тебя всё нет.

 

И вот мне уже двадцать шесть серых лет,  -

это много, слишком много, я понимаю,

и кто виноват, что я женщин других за тебя принимаю?

…А тебя всё нет.

 

Так боюсь я, что время, суровый аскет,

уведёт на расстрел мою веру,

и пощады тогда не добиться.

И кричу я в бессилье:

«Ну что же ты медлишь?

Приди! Ведь возможно убийство!»

…Но тебя всё нет.

Так я и не  понял до конца, кого нет. У меня всегда вызывает улыбку, когда человек пишет, 26 лет и всё, ничего нет. А что делать тем кому за шестьдесят?
4/3

14. «Телефонное»

 

Еду с утра на работу в трамвае -

мне б тишины, что будильником прервана...

Книги в трамваях сейчас не читают -

все с телефонами. Пальцами нервными

лихо строчат эсемески подростки

- скорость набора умопомрачительна,

выжимки мыслей спрессованых в посты.

Длиные книги для них - расточительность.

Есть и другие - они по старинке,

к уху прижав телефоны беседуют,

Птичкой поют, колокольчиком динькают

войско мобильных, общения требуя.

Парни футбол обсуждают вчерашний,

девушки - отпуск, поездку по Дании,

слева - рецепты, как вылечить кашель,

справа - что босу наврать в оправдание.

Кто-то в себе захотел разобраться -

вычленить важное, выплеснуть мнимое...

Кто-то отважился в чувствах признаться

" Доброе утро. Проснулась, любимая?"

Молят, скандалят, злословят, ругают,

в голос хохочут над анекдотами.

Сотни сюжетов услышишь в трамвае -

жизни изнанку и подноготную.

Почему то в конце автор немного не дотянул, начал делать помарки. Думаю слово «ругают» надо было удлинить и написать «ругаются» и пожалуй перед «подгонотную» я бы поставил «всю». Босс пишется с двумя с. Тема актуальная!
4/4

15. «Весенняя зарисовка»

 

Пришла весна, и все вокруг немножко пьяные

От ароматов, заструившихся вокруг.

Деревья выстрелили почками духмяными,

И первоцветы появились как-то вдруг,

 

И почему-то люди – с радостными лицами,

Как будто сказочный нашли какой-то клад.

И червяки, ещё не склёванные птицами

Буквально сотнями усеяли асфальт.

 

Что нужно здесь им? Посмотреть на солнце красное?

А может быть, полюбоваться на луну?

Известен внученьке ответ. Предельно ясно ей:

«Они же, дедушка, ползут встречать весну!»

Какое-то слишком наивное, детское стихотворение. В первых строках дважды вокруг и вдруг. Сильно режет слух. И почему люди с радостными лицами тоже не пойму, вокруг сплошные червяки и даже ночью. Простите автор, не впечатлило, не то что стихотворения, даже зарисовки не получилось.
2/2

16. Снится

 

Вращая мерно солнца колесо,

мой день, суров лицом, как ханский темник,

пророчит мне, что ночь - всего лишь сон,

но и во снах - не то мне и не те мне.

 

Приходит ночь, и звёзды зажжены.

Приходит ночь, и засыпают дети.

Над кровлями соседской тишины

лишь новобранец-месяц нежно светит.

 

И снится мне: от города устав,

ключи теряю, путаю пароли -

не оттого, что жизнь моя пуста,

а потому, что Бог меня торопит.

 

Я больше не обязана хранить

вину и страхи в облачном архиве.

И будет день, и я пойду за ним.

И утро как сестру меня обнимет.

Если автор пишет силлабо-тонику, желательно чтобы в последней строфе рифмы были точными. А тут ещё и в третьей строфе пароли- торопит явно не рифма.
3/3

17. «В глазу двора»

 

В сыром дворе, на сломанной скамье,

Сижу одна, под дождиком намокла.

Темнеет, но не зажигают свет

Соседи, из потемок смотрят в окна.

В колодезный дворах такой уклад –

Из-за портьер решает суд присяжных:

«Присел на край скамейки – виноват!»

А в чем и перед кем - суду не важно.

Сижу на лавке мокрым воробьем,

Приезжая, ни гостья, ни хозяйка.

Буравят взгляды: «Есть свое жилье,

Зажглись окошки в нем, и ты, давай-ка,

Иди домой! Не стоит до зари

В глазу двора соринкой мерзнуть, мокнуть…»

Там разве дом, где в окнах свет горит,

Но некого увидеть в этих окнах?

Несколько покоробило название стихотворения. Всё оказалось банально и просто, сидит человек соринкой во дворе, в чужом притом, а из окон жильцы смотрят, чего расселся. Вот и я читаю и думаю, зачем написано?
4/4