Человек перед императивами антропосоциогенеза отры

Игорь Ерошенко
  5 мая 2918  - 200 лет со дня рождения  К. Маркса, одного из самых великих гуманистов, указаших человечеству путь к спасению от самоистребления.
ЕРОШЕНКО Т. И.
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ИМПЕРАТИВАМИ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
                (отрывок)

    Ведущим мотивом социально-философской литературы и гуманитарной культуры в целом становится тревога относительно будущего человека. С изобретением ядерного и других видов сверх оружия человечество подошло к рубежу, за которым открылась возможность самоистребления людей (самоистребление рода Home).  Алармистские настроения вполне обоснованы на фоне порой алогичного поведения ведущих политиков  ведущих же (в экономическом и военном  отношении) государств, союзов государств и некоторых международных организаций.
То, что обычно учёные, общественные деятели и журналисты называют «глобализацией» можно сегодня одновременно смело именовать также и «мировой бифуркацией». Так как отделить «бифуркацию» от «глобализации» очень сложно..  Сложно назвать «глобализацией» то, что непрерывно сопровождается разводами, разделениями и разрушениями, непрерывно вспыхивающими конфликтами экономическими, дипломатическими и военными (реальными и виртуальными). Можно только предположить, что перед нами  развёртывается бифуркация сложившихся после 2- мировой войны международных отношений,  которая, возможно, в муках готовит условия для реальной глобализации.
Но каждый здравомыслящий человек должен не забывать о том, что живёт в эпоху, когда в любой момент может навсегда прерваться на планете история человека. И не только человека, но и самой жизни, во всяком случае, в самых развитых её формах. Вероятны и другие более медленные способы самоистребления человечества. Например, создания самосовершенствующихся, роботов, которые вырвавшись из-под контроля человека, самого его могут обречь  на вымирание. Или просто истребят.. Впрочем, очевидно, что наиболее вероятное истребление может произойти в ходе развязывания  новой большой войны с использованием мощи всех видов сверхоружия. Малые «горячие» войны, которые не прекращаются ни на один день, вместе с «гибридными» и «холодными» служат тренировочными полигонами к её подготовке.
Сегодня же отмечается значительное отставание уровня социально-антропологических качеств большинства людей от требуемого оказавшемся в их руках технологическим вооружением. Катастрофы Хиросимы и Нагасаки и экологические катастрофы на атомных электростанциях, вероятное нарастание индустриального перегрева планеты Земля следует рассматривать как грозные предупреждения.
«Сверхвооружённость» –  ситуация, в которой оказалось сегодня человечество (человек как феномен), в некотором  отношении, возможно, напоминает ту, что начиналась примерно 2,0 млн. лет назад, когда, согласно археологическим и палеоантропологическим данным, один из вероятных наших предков  (Homo habilis) учился использовать и изготовлять самые первые древнейшие орудия труда, что не только увеличивало силу прачеловека по отношению к природе, но и одновременно открывало перспективу возможности самоуничтожения пралюдьми друг друга.
Приматы, вступая в конфликты с друг другом без всякого вооружения (например, человекообразные обезьяны), не причиняют себе, как правило, смертельных травм. Хабилисы же и другие архантропы, конфликтуя между собой, вооружённые чопперами и отщепами запросто могли наносить друг другу уже смертельные раны.  Как отмечает немецкий учёный Ф. Кликс: «… на полосу, отделяющую животное от человека, много раз вступали, но далеко не всегда её пересекали.»  Иными словами, среди видов приматов, живших около 2,5 млн. лет назад было немало претендентов  на роль Homo sapiens.  Вопрос стоит так: сможем ли мы, люди, пережить свою технологическую сверх вооружённость или  уничтожим себя, а заодно и всё живое на планете?