Любовь по Барту 7

Марина Артюх
       Обратил ли ты внимание, дорогой читатель, о каком тождестве мы здесь говорили и писали? Это вовсе не то тождество, которое мы привычно озвучиваем - между одним человеком и другим - то тождество, которое там на поверхности, на нашей гладкой оболочке скользит по нам или мы по нему, создает наше внешнее оформление и "пудрит" нам мозги. Искать такое тождество простительно человеку как человеку, но философу приходится заглядывать поглубже и говорить о том каковы реальные механизмы "чуда любви". А они таковы, что тождество в действительности устанавливается не между одним человеком и другим, но между "идеальным и реальным" в грубом смысле слова и при том не в проекции какого-нибудь отчуждённого абстрактного искусства и его отчуждённого, абстрактного материала, а в проекции человеческого существования. Мы любим через "третий элемент", а не прямо, напрямую. Некогда был такой культовый фильм "Пятый элемент", а мне вот приходится говорить о третьем. Третий элемент присоединяется прежде всего ко мне, замыкает мой мир, делает его возможным и сразу же совершённым одновременно, то есть "полным" и это ещё, представьте себе, "до" всякого моего соединения с любимым человеком(!!!) - я вижу, я наполнен! Вот где как раз можно быть счастливым в противовес высказыванию Маркса! Вот где скрывается андрогин Платона! Он не в том, что я как половинка присоединяюсь к другому как моей другой половинке и ТОГДА мы становимся якобы одним андрогином, двуполым и целым существом. Нет, нас обманывают наши поверхностные представления и беглые рассуждения, это - оскорбительно "быть половинкой"! - никакой половинки - я сам целый! И только как целый, я и присоединяюсь к другому, а пока я лишь половинка и разъединён, расчленён в этом мире, не имея своего тождества - я ни с кем соединиться не смогу! Как же наш мир представлений к чёртовой матери переворачивается!!!
       Сходятся совершенства и наполненности! Половинки не сходятся, потому что они не стыкуются. Пазлы стыкуются, а люди - нет! Будучи ущербным, придавленным можно пройти и не узнать свою "половинку" вообще, а вот будучи совершенным можно любить одного, а потом другого - разных "половинок"? - можно любить не того... и при этом ощущать, что любишь полноценно. Значит платоновский миф мы всё ещё до сих пор неправильно понимаем, мы понимаем его слишком реалистично, слишком натурально - разделённый человек это у нас мужчина и женщина, это у нас один и другой, а что как разделённый человек - это разъятая "двуполость" в каждом внутри, которая потом в любовный момент обретается и находится мгновенно как внутреннее тождество?
       Всё это позволяет мне сделать потрясающий вывод: в любви, андрогины просыпаются в каждом человеке! И любовь осуществляется дальше между андрогинами, между двумя андрогинами, а не между одним человеком и другим, слившимся в единый андрогин. Фактически, я рискну ещё смелее сформулировать свое предположение: любят только боги, человеки не любят - вот как.
       Любовь начинается в тот момент, когда человек превращается в бога, впрочем, как и хорошее стихотворение и великая картина, аналогично. Это всё делают боги или когда мы боги - мы всё это творим.
       Однажды я захотела дать какое-то определение любви и я его дала, оно звучало вот как: Любовь - божественная игра, смертельная для человека. Человек в любви должен умереть, а на смену ему должен родиться Бог.
       Кто-нибудь, быть может скажет, что так боги нами играют - воплощаются в нас и проживают свои игры и забавы в наших бренных телах. Какая в сущности разница, если нам от этого только прекрасно, если даже когда ужасно, мы не хотим расставаться с тем, что ужасает нас, столь оно, ещё ко всему и сладостно.
       Но если любовь предполагает отношения между богами, то и правила игры в неё должны совершенно отличаться от наших человеческих правил. На самом деле никаких правил вообще нет - они творятся "по ходу" из праха и пыли. Ну, опять же, как и стихи - "когда б вы знали из какого сора...", как у Анны Ахматовой. Боги играют без правил? По нашим человеческим меркам - да, а внутри происходящего, где ещё находимся и мы в некоторой мере, правила появляются и они столь нерушимы, что если сфальшивишь, то спасения никакого уже не будет.
      Странно всё это звучит... Чем странней, тем лучше...
     Вот эти вот, озарения, вдохновения, - наведения на нас божественного, вселение в нас Бога, сочетание Бога с человеческой душой, изображаемое в многочисленных греческих мифах божественными развратами и эротическими похождениями и прогулками - соблазнение смертных, порой осуществляемое насильно, порой по доброй воле - о чём они? Равносильные сумасшествию, безумию... Барт несколько раз повторяет тоже, что влюблённые безумны. Зачем повторять, это и так всё знают. И лучшее творится именно в эти часы! А это то, о чём мы не очень охотно говорим и вспоминаем. Нам куда приятнее говорить о сумасшествии Ван Гога или Ницше, чем о том, что именно в их сумасшествии - их гений.
       Любовь - тоже гений, один из гениев или даймонов. То есть тех, кто соединяет разъединённость в "единое" мира. Такой личный "соединитель", как мы помним, был у Сократа. Тех, кто любит, прежде всего любят боги(избирают для соединения) -так справедливо говорят.
       Любить - значит умирать на сладостном (воссоединённом) ложе...
Сколь мало человек в этот момент боится смерти, показывает его неизменный выбор в пользу этой прекрасной сладости любой ценой. Боги не боятся смерти - так озвучивается эта ситуация в иной символической кодировке. Для Богов смерти нет - ведь всё уже воссоединено!!! - где же смерть? - мы же не догадываемся, что смерть - это в действительности наша внутренняя разъятость. В момент любви одной смертью мы умираем, другой - лишаемся. Наша внутренняя смерть исчезает, но надвигается физическая смерть по насильственному закону "мира сего".
       Кажется Гераклит первым говорил об этом, как пошутил бы Остап Бендер - он меня опередил: " Бессмертные - смертны, смертные - бессмертны, одни живут за счёт смерти других, за счёт жизни других умирают".
       У последующих толкователей Гераклита при чтении этих слов ум за разум заходил. Ну и христианские толкователи, естественно, смертью обозначили жизнь в теле, а когда умираем мы, то освобождаясь от тела воскресаем и оживаем. В общем бедному телу пришлось за всех отдуваться, как всегда с нашими "понималками" и нести на себе извращённую трактовку высказываний "тёмного" Гераклита. Но что как и в мифе об андрогине, тут царит наше полное заблуждение и кривое узнавание мыслей Гераклита? Что как все эти смерти и рождения спокойно происходят ещё в живом теле, и с ним вовсе не нужно прощаться, чтобы умереть или воскреснуть?