Стоит ли волноваться?

Ростиславская Галина
Когда появились проблемы в патриотическом воспитании? Почему у предков не было проблем с патриотизмом, а у нас есть? Ведь все давно продумано, проверено многовековым опытом, взято самое ценное. Когда и откуда появились негативные тенденции имеющегося сегодня практицизма и замена духовных ценностей материальными?

Воспитывая патриотизм в школе, многие учителя считают, что патриотическое воспитание уперлось в стену. Дерево, которое должно приносить плоды, не плодоносит. Так ли это? Напрасны ли труды учителя, воспитателя,безрезультативны ли?

Ребенок не рождается с чувством патриотизма. Сначала он любит мать, каждый свою, затем - друзей, потом привыкает к природной картинке, окружающей его : к березке за окном, к озеру, на которое бегает купаться, к горам, в которых находит упоение и счастье, к рекам, к степям. Место рождения и воспитания имеет для человека особую прелесть, как начало всякого благополучия. Политика здесь не при чем. Ассоциации со словом "родина" возникают из воспоминаний утра, колыбели и играют большую роль в воспитании чувства патриотизма. Именно эти воспоминания человек готов защищать, эту Родину, от всякого посягательства извне.

Серьезные проблемы с патриотизмом появились в постсоветский период. Но стоит ли удивляться этому? Ведь именно тогда многие лишились Родины, вынуждены были сменить место проживания не потому, что этого хотели, а потому что были вынуждены сделать это. Тому способствовала обстановка.

В это же время произошла переоценка ценностей. Труд, который был всегда в почете, обесценился; человек труда не мог найти применения своим профессиональным способностям. Хаос, названный "перестройкой", координировал и поведение человека, и его мышление. Взрослый человек тогда многое не мог понять, а молодой человек, подросток, тем более растерялся от нахлынувших перемен.

В эти годы учителям в школах приходилось очень трудно. Действительность претерпевала изменения, но при этом предмет "история" существовал, и учителя вертелись и крутились, чтоб каким-то образом удержать на плаву те идейные и нравственные принципы, которые существовали до перестройки и которые были хорошей базой для патриотического воспитания. Но "монументы" рушились, уничтожались. Жизнь требовала новые учебники истории, и учебники стали разными, и учителя стали разными, и дети стали другими.

Воспитывался патриотизм в ребенке не только учителями, но и родителями, и государством. Однако ни учителя, ни родители, ни государство не могли в эти годы ответить на вопросы подростков.

В современном мире молодому человеку немногим легче живется. Со страниц прессы, с экранов телевизоров на него обрушивается поток негативной информации о катастрофах, войнах, убийствах, реформах. Счастлив ли он сегодня?

Психологи констатируют, что не очень. Напротив, чаще ребята подвержены депрессии. Они воспринимают жизнь в черном свете. Уже со школы им кажется, что жизнь беспросветная полоса проблем и забот. Они уходят, прячутся от нее в созданное виртуальное пространство и возвращаются оттуда неохотно. Напрасно авторы учебников по психологии убеждают их, что человек - хозяин своей судьбы. Верят в это немногие, оптимисты. Другие же откровенно говорят о том,что они не хозяева, таковыми себя не ощущают по множеству причин. Реальная жизнь диктует свои законы, и подросток смутно представляет себя в ней в то время, как виртуальная среда способствует душевному комфорту, скрывая негатив действительной жизни. - Я в сетях отдыхаю, - говорит подросток. Отдыхает от жизни в 15-17 лет. Это значит, что он от жизни уже успел устать. Он ею не очарован. Он в ней не видит радости. Хорош фундамент для воспитания патриотизма! Нечего сказать...

Неуверенность в завтрашнем дне, нежелание иметь семью, боязнь содержать семью, сомнения в том, что сможет трудоустроиться, отсутствие собственного жилья и многие другие социальные проблемы являются не слабой преградой к развитию чувства патриотизма. При таких социальных условиях научить любить Родину сложно. Но надо ли волноваться по поводу не столь очевидного чувства патриотизма у молодых людей?

С одной стороны, думаю, что волноваться не надо. Молодое поколение находит  какой-то разумный баланс. А баланс в любом случае устанавливается в борьбе противоположностей. Служба в армии становится все более престижной, и важная составляющая патриотического воспитания - историческая память, выводит на такие общественные движения как "Бессмертный полк". Возрождаются, укрепляются, появляются военно-патриотические клубы, поисковые отряды, набирают силу организации, существующие в рамках Госпрограммы. Значит, прочная база есть. Никуда она не делась. Это наша история, культура края, сохраненная в песнях, праздниках, традициях, это ратный подвиг прадедов.

А с другой стороны, само волнение - это показатель того, что нам не безразлично, каким вырастет следующее поколение. Наша историческая память - тот столп, устойчивый, незыблемый, который был вбит еще нашими прадедами и который не подвергся реставрации. Он сохранен нами. Этот столп нашего патриотизма стоит, держится исторической преемственностью, памятью прошлых побед. У этого столпа мы, наконец, собрались все вместе: родители, учителя, власть. Значит, именно он является единым ориентиром для направления нашей деятельности. И в этом случае волнение - положительный фактор.