Возвращение блудного сына. Рецензия

Андрей Муз
      С точки зрения философии всеми нашими действиями руководит знаменитый закон единства и борьбы противоположностей. Внешняя сторона этого  закона состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Если присмотреться внимательно,  закон существует в любой точке нашего кругозора. Не обошел он стороной и Союз российских писателей. С начала организации ордена он делится при кажущемся единстве задач на явные противоположные стороны. Это поэты песенники и поэтическая элита. - "Цыганщина! Дворовой примитивизм!" -  С высоких трибун вещает элита. -  "У самовара я и моя Маша!" "Нам песня строить и жить помогает!" - Отвечают песенники хором вместе со всем народом. Так что же это за явление? Попробуем разобраться. 
Читаю опубликованное авторитетным поэтом Виталием Ивановым стихотворение «Возвращение блудного сына»   http://www.stihi.ru/2012/03/21/4235.       http://www.litname.ru/avt_36410178&pbl-8131.htm. ;               
Впечатление: - Хорошо! Удивительное стихотворение. Живая образность, проходящая одновременно через душу и сознание. Здесь и материалистическое познание, и библейская бесконечная глубина и , извините за сравнение - радость сперматозоида при перерождении в человека, или впечатления реинкарнации души после смерти, что одно и тоже. Очень понравилось. Настоящий стих! И, что самое главное, тонкая для меня узнаваемость автора. Хвалю. Здорово!
     Автор отвечает: - «Вы знаете, мы сделали на этот стих песню».   http://www.stihophone.ru/works.php?ID=3857
Слушаю. Слушаю и раз и два. Неожиданное очень хорошее чувственное исполнение. Совсем не примитивная аранжировка. С этим всегда проблемы. Серьёзная творческая работа. Но что интересно, прямо скажу, в довольно неплохо сработанной композиции не увидел ассоциаций, отчётливо просматривающихся при прочтении стихотворения. Но и до массового бестселлера эта песня явно не тянет. Для меня это сразу стало очень любопытно.
       На моей книжной полке Сартр, Камю, Шопенгауэр, Андреев и Гессе. Сотни трудов отцов церкви и гуманистов, пытающихся разобраться, что и откуда есть человек. Задумался. Залез на стремянку и уткнулся в обозначенный ими на  книжных полках квадрат. Почему же ни один из этих безусловно признанных корифеев не догадался в лубочно песенной форме популяризировать свою глубину мысли? Донести, знаете ли Вы, прямо частушкой до простого народа глубокую Кантовскую  мысль о невозможности раскрытии самосознания или рубануть водевилем о наличии конкретной Фейербаховской сиськи в кулаке? И если открывали эти гиганты мысли философские глубины, то почему их не популяризировали с эстрады?
       В наши дни, когда конфронтация массовой и элитарной культур сменяется активным диалогом, интересно проследить это на примере явлений, которые когда-то эту конфронтацию олицетворяли. Имеются в виду «шлягер» и «шедевр». И, действительно, трудно представить себе что-нибудь более далекое, чем классический шедевр и популярный шлягер. С одной стороны -олицетворение вершин искусства, непреходящих духовных ценностей, знак высокой художественной пробы, с другой -низинный пласт культуры, ориентация на сиюминутный успех, изменчивость моды, коммерческая природа. Но так ли глубока и непроходима пропасть, как это может показаться на первый взгляд?
  Король народного шлягера, Василий Иванович Лебедев- Кумач. Великий автор всей страной поющихся песен из кинофильмов "Волга -Волга", Весёлые ребята", "Дети капитана Гранта" да и "Вставай, страна огромная!" Личный враг председателя Союза писателей тов. Фадеева.
        Фатьянов. В 1947 году был принят в Союз писателей СССР.  как поэт-песенник (сам он считал себя поэтом и не любил, когда его так называли). Отношения с писателями были сложными. Фатьянов многократно подвергался критике с формулировками: «поэт кабацкой меланхолии», «дешёвая музыка на пустые слова», обвинялся в «творческой несостоятельности» и т. п. Вам ничего не говорят "Соловьи",  "Три года ты мне снилась" "Где же Вы теперь, друзья однополчане"? Многих композиторов неоднократно награждали Сталинскими премиями за песни на стихи Фатьянова, однако автор слов отмечен не был. После 1946 года вышло 18 кинофильмов с его песнями. Продолжим.
Владимир Агатов, автор "Тёмной ночи" и "Шаланд" с кефалью  половину жизни просидел  в лагерях.
Владимир Высоцкий, сам песенник критикуемый элитой, неоднократно высказывая своё негативное отношение к массовой культуре вообще и эстрадной песне в частности, часто приводил в пример песню «Белый свет» как пример текста, не несущего абсолютно никакой смысловой нагрузки, эдакие стихи ради стихов: «...„На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет… И мелькнул за поворотом санный след… Я могла бы побежать за поворот…“ только, там чтой-то не даёт. И что самое удивительное, там два автора текста, значит, один не справился — очень сложные мысли они излагают, значит, двое их». Имелись в виду совместно написавшие стихи Михаил Танич и Игорь Шаферан. Танич возмущался: «Дай Бог мне написать ещё раз такую всенародно любимую песню! Её спел 170-миллионный хор! Такие песни неподсудны, но Высоцкий лишь посмеялся над нами»
Поэт Владимир Цыбин (по определению Танича — «не из худших в длинном списке Союза писателей») сказал в его присутствии: «Вот и ещё одного потеряли». Танич подумал, что кто-то умер, но оказалось: Анатолий Поперечный «в песню ушёл!». Танич иронически прокомментировал это в своей книге: «…семья поэтов потеряла своего, к чужим ушёл, в песню — погиб для настоящей поэзии.
Леонид Дербенёв, родивший "Волшебником недоучкой" Пугачёву, автор запомнившейся больше чем фильм песни  " Есть только миг", стихотворный автор песен всех фильмов Гайдая, не сумел стать членом Союза писателей. Совершенно самостоятельно вместе со своими медведями он раскручивал земную ось.
Список можно продолжать бесконечно. Вы хочете песен? Их есть у меня! Есть и их авторы! Но причём  здесь действительный член Союза российских писателей  Виталий Иванов? Так ведь с него, с его стихотворения и песни началось  наше рассуждение о сторонах на поэтическом  фронте. При том, что бессмысленно согласно великого закона борьбы этих самых противоположностей экспериментировать в серединной позиции. Не будет понято с эстрады серьёзное философски глубокое произведение, хоть спой его, хоть станцуй. Настала пора  блудному поэтическому сыну союза уже  занять своё место на чьей нибудь линии фронта и бить со всей своей мощью по мозгам совершенно противоположных категорий граждан. С той стороны и туда, что он выберет.  При этом, как показывает история и примеры, без надежды на понимание и награды. У нас этого не дождёшься. Награды в нашей стране достаются за другие заслуги. Такая, понимаешь, у нас в России сложившаяся  философия. Вечная борьба противоположностей... При общем единстве.

29.04.2018 г.