1 Сфера. Посвящается Зинаиде Гиппиус

Маджорин
1 СФЕРА


          ПОСВЯЩАЕТСЯ ЗИНАИДЕ ГИППИУС…

                Забвения тебе в разлуке нет!
                Иди за мной, когда меня не станет.


ПРОЛОГ

В один из особых дней,
когда небо яснее чела младенца,
когда сезона нет,
и ветра, дождя и снега,
и солнца – светила – на небе нет,
есть ровность тонкого покрова
ясновидцев-облаков,
который есть Одно:
не замечаешь:
оно совершенно.   
И только свет сквозь все предметы…

В этот бело-прозрачный день
под сенью деревьев у озера
ко мне подбежала кошка.
Неожиданно, как к старой знакомой.
Заключила меня в круг и тёрлась о руки,
пронзив расстоянье меж нами
глазами зелёными.
Низала бусины взгляда,
жемчужную заводь протягивая.
И долго, долго не отпускала,
бежала следом, у ног –
мешала уйти.

И я не знаю ч т О  и  к А к,
но знаю, что это знак.
Что это ты постучалась в двери мои –
Единственность Зинаиды*…


1

Высокой душе твоей нет покоя,
Тигрица с глазами зелёными.
Притаившаяся охотница
в перчатках лайковых
с коготками отточенными.
Чудная, дерзкая и нежеланная,
язвительная панна,
с лёгкостью наживающая врагов.
Но незлопамятная,
некровожадная.

Как умна!
В окружении собратьев-мужчин –
некий солнечный центр,
связь причин,
генератор идей,
изрекаемых истин.
Вечный двигатель,
с сухим треском
сеющий искры
в атмосферу общественной жизни.

Женщина-вихрь,
меняющая направления ветра.
Женщина раскрывает веер...

Со спутником своим
пройдёт до самого конца
и маскою высокомерного лица
последний узкий круг очертит.
И руку правую отдаст –
ему порукой в смерти.

И не будет преданнее друга, чем она,
Женщина,
так любившая Игру.

Салонная дева, красавица,
Минерва,
русская мадам Санд.

Русалочья заводь глаз
………...........   родилась
на страницах.



2

Ваш образ ярок,
ваш облик смел –
такой художник
запечатлел*.

Изжившей рабство
душе – парить.
О леди ястреб*,
высОко – жить.


3

                Игра загадочней всего
                И бескорыстнее на свете.
                Она всегда – ни для чего,
                Как ни над чем смеются дети.


В глазах живёт чертёнок вызова
у Знающей на всё ответ:
всю душу вывернуть, задеть.
На что ведётся человек?

– Боитесь ли Вы страшного суда?
– Я ?!!

И в этом вся Она.
Да как это вообще возможно,
такое спрашивать. И у Кого?!
О как возмущена!

Мадонна, Дьяволица белая –
всё лица
ума в противоречиях,
в сомнениях.
Живого, женского,
извилисто-пытливого
при встречах
с кем была дружна,
когда спадала,
словно мишура, игра.


4

Неумолимой в логике, решительной быть –
не девой, но мужем.
А нежность стыдливо и тщательно прятать
под шалями кружев.


5

                Тихо плачу я, плачу – обо всех.

Ваш стих не блещет переливами
разноцветных дождей.
Ваш стих изломанными линиями
предчувствует Судьбу своей
Земли.

Палитрой бедной,
цвета стального дождя.
И строки словно взрезают вены.
И позабыть их нельзя.



6

                Земное сердце великой Ночью
                В его Тоске – о, не покинь!


Соляных столбов участь
принять не мучась,
но в муке.

                "Если кончена моя Россия – я умираю".

Замерзавшие во тьме изуверств
над коркой хлеба глиняного, иглистого,
высекавшие искры
Огня духа…
               
                "Сегодня на Земле
                Есть такое трудное,
                Такое стыдное.
                Почти невозможное –
                Такое трудное:

                Это поднять ресницы
                И взглянуть в лицо матери,
                У которой убили сына.
                Но не надо говорить об этом".



7

                Чужое сердце видеть, как своё…

Нет ничего интереснее человека, –
утверждала она,
и собою являла Личность
в палитре небытия.

                "И будут пути иные
                Иной любви пора".

Протяните в пропасть рук листы,
Расы ушедшей считайте следы.

Что?  Заминка?
Не хватает букв алфавита?
Утерян ген?
Узор не сходится?
Зазор велик?

Утрачен язык
нюансов,
оттенков
чувств,
отношений,
мыслей –
к человеку
как необъятной
вселенной …
…………………………………….
            
             "Каштаны веточки тонкие
             в мартовское небо тянут.
             Как веселы улицы звонкие
             в жёлтой волне тумана.
             Жемчужьтесь, стены каменные,
             марту, ветки, верьте.
             Отчего у меня такое пламенное
             желание – смерти?
             Такое пристальное, такое сильное,
             как будто сердце готово…"


– К чему, Зинаида Николаевна?
К "сияниям Слова"?*


8

А единицам, сиротам,
просыпанным на необитаемый остров
семенам?…    ростки
спиленного тысячелетья
в безднах Одиночества…
Не знаю…
Так думает
Его сердце.


9

О верности-неверности путей –
рассудит сердце, Бог.
О верности себе и Совести своей –
итог.


ЭПИЛОГ

"Трепещущая вечность"*


I

                Надо всякую чашу пить – до дна.

– Вы подадите ль руку мне?*

(Без колебаний подала).
Любовь и Лунность – изначально – навсегда.

– Душа чиста, – я не прощу ей никогда…

Миссия раз-га-да-на…

На оборотной стороне Луны,
где жизни наши сожжены,
пути слились:
их не разделит Жизнь.

30 октября – 22 ноября  2003г., 2018г.



II

Лунная дорога,
ровный тихий свет.
Лишь два силуэта:
Он, Она – поэты.

А вокруг и возле,
сколь хватает глаз,
растворённость в воздухе,
весь простор, что в нас –

темою запретной
встреч земных – исход.
Воссияла Дева
Радужных ворот.

Апрель  2008г.


Прим. 

Все строки для эпиграфов стихотворений, посвящённых З. Гиппиус,
взяты из стихотворений З. Гиппиус.
В кавычках – "сияния" слов, строки из стихотворений З.Гиппиус.

*Единственность Зинаиды Гиппиус – слова из записной книжки А.Блока.

*Художник запечатлел – портрет З.Гиппиус, написанный Л.Бакстом
в 1906 году.

*леди ястреб - "Мёртвый ястреб - душа моя" - строка из стихотворения З.Гиппиус. Также есть худ. фильм с Мишель Пфайффер в главной роли "Леди-ястреб".

*Сборник стихотворений З.Гиппиус 1938г. "Сияния".

*"Трепещущая вечность" - название стихотворения З.Гиппиус.

*См. "Живые лица"- мемуарная проза З.Гиппиус.  "Мой Лунный друг" –          
 об  А.Блоке. Последняя случайная встреча на Земле Гиппиус и Блока.