Боль

Георгий Платонов
Прописали в теле буквы "ять"
Пулей разрывной, а душу – в клочья.
Раненного брата обнимать
Брату – с состраданием и молча.

Вытаяли в пашне по весне
В кодах кем-то названые "грузом",
Павшие в неназванной войне
Прежде нерушимого Союза...



Франсиско Гойя ( 1746 – 1828 ) " Ужасы войны ".

Несмотря на общее сопротивление, война вспыхивает на земле снова и снова, как неизлечимая наследственная болезнь человечества. Уже первые выстрелы уничтожают разницу между добром и злом. Жажда мести и безнаказанное насилие инфицируют и правых, и виноватых.
 
Франсиско Гойя был первым художником, который увидел войну именно как Абсолютное Зло. В его офортах – тотальная катастрофа: вирусная эпидемия безумия, по которой люди забывают, что они люди. Как следствие, им шлют кары небесные: голодомор, разруху, братоубийство, уныние и возвращения диктатуры.
 
Гойя работал над антивоенной серией гравюр в 1810 – 1820 годах и воплотил в 80 листах свой травматический опыт участия в событиях Пиренейской войны. В 1808 году Наполеон, воспользовавшись народным восстанием в Испании, начал завоевание страны, которая была политически и стратегически важной для французов, поскольку имела контролируемый доступ к Средиземному морю.
 
Начальные листы серии " Ужасы войны ", от 2 до 47, являются свидетельством репортера, даже " стримера ", который вживую видел последствия осады Сарагосы, бои и партизанские акции близ Мадрида. Ряд гравюр ( 48 – 64 ) документирует сцены голодомора, поразившего столицу в 1811 – 1812 годах и забравшего  20 тысяч жизней. Семнадцать последних листов серии – символические видения Гойи, размышления о судьбе, как он говорил, " расчлененной " страны, где после лет кровавых военных испытаний возобновились деспотическая монархия Бурбонов и пытки инквизиции.
 
Учитывая жесткую цензуру, " Ужасы войны " не были опубликованы при жизни Гойи. Художник напечатал лишь пробную серию отпечатков , которую подарил своему другу – историку искусств СЕАН Бермудес. Этот свиток Гойя назвал "Роковые последствия кровавой войны Испании с Наполеоном и другие впечатляющие видения " ( Fatales consequencias de la sangrienta guerra en Espana con Buonaparte, Y otros caprichos enfaticos ). На каждой гравюре он от руки написал номер и название.
В 1828 году Гойя был вынужден эмигрировать...