Брак-данс

Галактионов Петр
Давно мечтал написать музыкальную поэму с элементами народного балета. И вот, мечты сбываются:

«Деревенский балет» в четыре акта, с двухгодовым антрактом и счастливой демобилизацией (постановка 1989 года)

Место действия - советский посёлок городского типа. Мне хорошо знакомо только одно такое место, с символическим названием - Ленинское. Там танцплощадка с пресловутой сельской дискотекой, где чувства настолько искренние и яркие, что уйти с неё можно только после взаимного поцелуя, или чаще всего после свежего фингала под глазом, хотя не исключены одновременно оба варианта.

Действующие лица:

Главная партия: прима-солист Герман неполных восемнадцати лет из Ленинграда. Он же, заезжий, по мнению местных пацанов, гастролёр «Гармошка» - пионер нового молодёжного направления в танце brеaкdance.

Вторая, не менее важная партия: начинающий тракторист-механизатор Анатолий Кабанов, он же, среди своих деревенских, более известен и уважаем по кличке «Кабан», или «Толян-кардан».

Оля Ларина - деревенская красавица, мечтающая о карьере артистки, поэтому влюблённая в хореографический гений Германа, при этом оставаясь давней, но неразделенной любовью тракториста Толяна.

Аня Ларина – восьмиклассница, младшая сестра Оли, втайне влюблённая... впрочем, пусть интрига останется до третьего акта.

Кордебалет, сельская подтанцовка – совершеннолетняя и не очень молодёжь посёлка.

Вспомогательный состав - группа неформального молодёжного движения в лице любителей собственного правопорядка - подкаченных морально и физически ребят-люберов.


Синопсис:

На дворе теплая весна 1989 года и Советский Союз. По стране гремит «Перестройка», шумит «Гласность», набирает обороты кооперативное движение, популярна группа "Кино" и собирает стадионы многоликий "Ласковый май".
Тлетворное влияние Запада, по мнению членов КПСС, всё-таки успешно разлагало нравы современной молодёжи настолько, что ростки буржуазной моды через непонятный и бессмысленный танец брейк-данс уже проникли в сознание и на танцплощадку советского посёлка городского типа в лице юного пижона - Германа.

Первый акт:

Скоро ночь, улица - без фонаря и без аптеки...

Толян идёт со смены домой.
В батиной спецовке, поздно, слипаются веки.
Скрипят сапоги стёртой кирзой.
Вдали слышна музыка из кассетной деки -
Модной группы «Ласковый май».
Про белые розы поёт солист уже вечный.
Теплый закат, поэтому яркий вечер.
И сердце стучит музыке в такт.
Навстречу знакомая компания вышла,
Судя по всему, хлебнув уже через край, и так:
Лёха, «Косой», «Костыль» с бутылкой.

- Здорово, «Кабан»! Айда на «дискач», давай!

- Не пойду пацаны, чё-то сегодня устал.
Да и чего я там не видал?


«Костыль» ответил с ухмылкой:

- Зря, там Олька будет!
И этот из Ленинграда,
Как его? Во – «Гармошка-танцор»!
Пошли вместе, их постебём!
Не пожалеешь, идём?

«Косой»:

- Опа, зырь, ребзя, у Толяна чё-то
закапало со страха из кардана!
Испугался ударить в грязь лицом,
Хотя он и так не умывался два дня кряду.
Как мой батя, после аванса вечно чумазый,
Не понять его сразу, когда еле ворочает языком.


Лёха:

- Ладно, валим, пацаны, Толяну пора на тихий час домой.
Ванька-рябой обещал принести ещё спиртягу.
Угощайся, Толян, зацени - с фильтром «Родопи»!
«Беломорканал» курить ещё не западло?
Ну, ты «Кардан» ё-моё стиляга-рабочий.
Автомат тебе в руки, вылитый из Вьетнама Рембо!

Толян:

- Спасибо, ребята, бросил курить, не надо.

Заржали, как кони
И дальше пошли пацаны.
Задумался Толя:
«От танцев этих только и жди беды».
В прошлом году что ли
Любера, откуда не возьмись, пришли.
Зачесались небось кулаки,
Решили размять навыки свои.
Мозоли от гантелей трут.
Усмехаясь полукругом встали,
Ждали, у кого нервы быстрее сдадут.
И в драку полезут первые сами.
Вышел вперёд Толян, назло улыбаясь,
Силы то в нём не убавить.
Самый рослый, тогда ещё и несовершеннолетний.
Хотя очень боялся люберов и последствий.
А тут самый главный качок
Отвернул ситуацию от конфликта в сторону.
Вдруг сам пошёл на попятную.
Увидел на груди у Толяна комсомольский значок
И тельняшку под бушлатом может знакомую.
Похлопал по плечу фамильярно: «Не боись, сынок!-
Сказал - в армию заберут, иди в десантники!»
А у самого наколка ВДВ на запястье
И шрам украшает правый висок.
«Давай, браток! Следи тут за порядком».
И увёл отряд накаченных братьев.
А нашим-то всё не впрок,
Даром прошёл жизни урок.
Пьют водку, как батя за рулём,не боятся.
Родитель уже неделю почти в запое:
После 9 мая всё похмеляется.
Под столом дома храпит, с бутылкой пустой валяется.
Вот Толян, как механик подменяет отца на работе до вторника.
А скоро в Армию и мать одна останется...
На душе холодно и неспокойно
Словно в комнате, когда принесли покойника.

Акт второй:

Толян – товарищ ответственный и честный.
Своих в беде не бросит, всем известно.
Пошёл всё-таки на дискотеку.
Мало ли чего в жизни случается.
Тем более, там Оля Ларина...
Его не замечает, а сохнет по Герману-Гармошке,
Когда тот на лето к бабушке приезжает.
Но у него всё танцы в голове-
Дело вовсе не серьёзное,
Не то, что техника колхозная!
Толяна и прозвали «кардан», дали второе прозвище,
Потому что с детства не вылезал из трактора.
Хотел всё делать сам и учился у бати на мастера.
Дело то хорошее, нужное, наживное.

Вдруг случилось чудное - музыка затихла!
Не понимает Толян, что такое?
Подозрительно, шума не слышно.
Обстановка становится нервная.
Жди беды снова, видно!
Неужели опять любера?
Обогнали, пришли первые...
Видит Толя - танцора Германа
Натурально скрутило!
Как у деда прошлой зимой радикулитом спину.
На полу в тишине крутится, в три погибели, шальной!
Оторопел Толян, ну точно припадочный
Гармошка-то совсем больной!
А все вокруг столпились и хлопают.
Вскочил на ноги танцор
И пошел, словно на гусеницах назад....
Толян ещё тогда не знал – «лунной походкой»
Как трактор буксует в поле по грязи в грязи.
Необычно, такое не увидишь в сельском  клубе,
Даже в индийских фильмах, где сразу две серии шли.
Ну, Герман Иваныч, чессно слово уважил! Чёрт побери!
Старожилы дискотек танец, конечно, узнали.
Его показывали по телеку однажды поздно,
По второму каналу в молодёжной программе.
С трудом название, по складам, запинаясь,
Сказали: «брак, мать его, дэнс!»
Вроде новое направление в СССР, так прозвали.
Халтурно на слух немного звучит,
Но Толяну, как и всем, понравилось.
Жизнь не стоит на месте, спешит.
Как трактор буксует вначале по грязи,
Но всё равно на ровную землю выезжает впереди.
От радости общей в груди широкой стало тесно,
Или от жаркой деревенской любви?

Акт третий:

Чтобы не терять время,
Закончится скоро вечер.
Объявили медленный танец.
Мол, подходит к концу тёплая встреча,
Пора закругляться, особо мелким
собирать в школу ранец.
Крикнул в шутку кто-то:
«Бабы приглашают кавалеров!»
Белый вальс значит.
Пары музыка закружила.
Всем взаимной любви охота.
Ну, Оля не растерялась,
Сразу на Германа глаз положила.
Чтобы  другой деревенской крале
мужик вдруг не достался.
Не мешкая сама пригласила,
Мечтая с героем своим заветным
Обниматься и целоваться.
До утра на душистом сеновале...
Как привлечь парня косметикой
И флиртом уже по-взрослому,
Не на словах зная.
Толян-то в кирзовых сапогах
Для неё … грубоват.
Как трактор сломанный в полях,
Тянет в деревню душу тонкую назад.
А ей красоты другой, городской хочется,
Где огни горят на улице, даже в парадных,
Ярко и днём и ночью!
А не хрюкает под забором поросёнок…
Настоящая культура в Ленинграде, в самом деле,
А не здесь, где один фонарь на весь посёлок.
Да и тот шпана разбила во вторник на неделе!
А звёзды огромные только светят,
Как мечта недосягаемая на небе...
Ольга Ларина - звучит красиво!
Имя и литературная фамилия.
Будто бы она сама и есть -
Самое яркое на весь посёлок светило!

- Толя, можно тебя пригласить?
Рядом голос раздался робко.
Оглянулся никого не найти.
Я здесь...

- А, привет, Аня!
В мамином платье и потертых сестры кроссовках.
Совсем ещё девчонка-подросток.
От удивления кавалер растерялся.
Младшая сестра Оли, ростом маленькая.
Сразу и не заметишь, в придачу ещё застеснялась.

- А я тебя ждала, думала, что не встречу.

Неуклюжий Толян с непривычки
Наступил на ногу девушке.
Чуть 45 размером не покалечил.
- Извини...

- Да ничего, а ты танцуешь отлично!

- Скажешь тоже…

- А я восьмилетку заканчиваю.

- Да, а потом куда?

- В колхоз работать дояркой.

- Это хорошо, а я скоро в Армию.

- На два года?

- Конечно, в десантники!

- Я буду ждать тебя…-
Прошептала Аня тихо.
Чуть не заплакала,
Опустив карие глаза.

- А хочешь, провожу в день призыва,
До вокзала ладно?
Тебя, когда заберут?

- Послезавтра...

- Я приду обязательно!-
Тогда Аня сказала.

А Толян знал уже точно,
Что так и будет.
И вдруг вместо «Ласкового мая»
Другая музыка заиграла.
Песня группы «Кино» -
«Это Не Любовь»:

«Ты часто проходишь мимо, не видя меня,
С кем-то другим, я стою не дыша.
Я знаю, что ты живешь в соседнем дворе,
Ты идешь не спеша, не спеша...

О-о-у, но это не любовь...
О-о-у, но это не любовь...

А вечером я стою под твоим окном,
Ты поливаешь цветы, поливаешь цветы.
А я дотемна стою и сгораю огнем,
И виной тому ты, только ты...

О-о-у, но это не любовь...
О-о-у, но это не любовь...

Научи меня всему тому, что умеешь ты,
Я хочу это знать и уметь.
Сделай так, чтобы сбылись все мои мечты,
Мне нельзя больше ждать, я могу умереть...

О-о-у, но это не любовь...
О-о-у, но это не любовь...»

И понял тогда Толян точно,
Что и вправду оказалось,
То, что было прежде с Олей, будто неправдой стало,
А сейчас, словно заново кровь забурлила.
Лицо отчего-то в цвет красный вдруг превращала.
Уже другое чувство нахлынуло, родилось.
Что-то внутри заржавевшее заскрипело, 
Которое раньше вроде только мешало,
Застучало, словно вал от кардана закрутилось.
И от этого в груди было хорошо и тепло вновь!
Как будто не на самом деле было,
А сейчас случилась взаправду настоящая любовь!

Антракт.

(Незаметно для нас пролетело два года)

Сцена не последняя, потому что романтическая:

Сладкое слово – «дембель» не придумаешь лучше!
Парадная форма, а под ней ВДВ на плече синяя наколка.
В правой руке букет и другой в левой,
Только один для мамы, а второй...
В жизни порой решает судьбу случай,
Но не в этот раз. У закономерности тоже есть уши.
Уже невеста, но пока ещё не жена.
На вокзале встречала вместе с мамой Толю Она,
В пёстром платье, в руках два воздушных  шара,
Красная помада и подведены тушью дефицитной глаза…
Предвещало хорошее начало дня солнечное утро.
Обещание свое Аня сдержала, письма писала в армию исправно, честно Толю ждала.
Смотрела на героя в голубом берете широко влюбленными глазами не зря.
Совпадение редко бывает в жизни такое
Вместо оркестра, играла рядом «Восьмиклассницу»,
Верность кумиру храня,
Иногда, не попадая в ноты, но искренне, песню любя,
На расстроенной гитаре, подражая Виктору Цою,
Голосами хриплыми, прокуренными местная детвора:

«Пустынной улицей вдвоем
С тобой куда-то мы идем,
И я курю, а ты конфеты ешь.
И светят фонари давно,
Ты говоришь - пойдем в кино.
А я тебя зову в кабак, конечно.

У-у-у-у-у…
Восьмиклассница…
У-у-у-у…

Ты говоришь, что у тебя
По географии трояк,
А мне на это просто наплевать.
Ты говоришь - из-за тебя,
Там кто-то получил синяк,
Многозначительно молчу,
И дальше мы идем гулять.

У-у-у-у-у…
Восьмиклассница…
У-у-у-у…

У-у-у-у-у…
Восьмиклассница…
У-у-у-у…

Мамина помада,
Сапоги старшей сестры,
Мне легко с тобой,
А ты гордишься мной.
Ты любишь своих кукол
И воздушные шары,
Но в десять ровно
Мама ждет тебя домой.

У-у-у-у-у…
Восьмиклассница…
У-у-у-у…
Восьмиклассница…

Ах, Восьмиклассница…»

На дворе было раннее лето 1991 года - поздний советский рай.
Улыбка мамы, серьезная Аня и родимый, бесконечно любимый до слёз в голосе край.
А на сердце, словно старого 1989, теплая весенняя погода,
Когда из динамиков доносился уже всем надоевший, но всё-таки «Ласковый май».

Продолжительные аплодисменты звучали хлопками крыльев, взлетающих птиц высоко,
вторя ветру, который хулиганя, сорвал вывеску-овацию со словом восхищения "БИСтро!" - местный общепит. Опуская вниз ржавый занавес-козырёк балетной истории. Новое время наступало на привычный быт. 
Кардинальные перемены в стране медленно людей меняли внутри из-за бракованной кнопки «repeat». Где-то в голове любовь записали на память, в глубине уходящего века звучал ломаный бит - романтический каприз советского человека оставлял в душе воспоминания, даже когда брейк-данс  был слегка позабыт на года.
А новый стиль «Техно» набирал обороты, тогда музыка снова в ритм сердца, как прежде играла всегда.