Картина Фрагонара Качели

Вадим Константинов 2
                Достаточно тебе
                Свой бросить взгляд...

                И будут этим взглядом
                Обнаружены
                Фривольно-романтический
                Сюжет...

                И цветовой волшебный
                Колорит!..

                Как, если б, раковины
                Видел ты испод...

                И светом, вдруг открывшейся
                Жемчужины...

                Гармония прекрасная
                Сама
                Тебя очарованьем
                Поразит!..
                27.10.2011. 




Сюжет произведения, как и всего остального, что творил художник, фривольно-эротичен. Юная красавица в пышном платье пастельного тона качается на качелях. Качели раскачивает немолодой мужчина, сидящий в тени деревьев.

При каждом взлете качелей пышные юбки девушки взлетают вверх, обнажая ее ножки в белых чулочках. Снизу, среди лазоревых цветов, располагается возлюбленный девушки, не случайно занявший это весьма выгодное место расположения. Захваченная упоением полета на качелях, девушка вскидывает левую ножку и с нее слетает туфелька.

Густая и яркая садовая зелень замечательно оттеняет коралловые полутона на платье девушки. Яркие лучи солнца освещают композицию, придавая всей сцене легкость и всепоглощающую мажорность. Молодой человек сидит в окружении прекрасно выписанных ярких садовых цветов. Освещенный яркими бликами солнца каменный Купидон изображен с приложенным к губам пальцем, словно прося не выдавать спрятавшегося в зарослях молодого человека. Дополняют сцену два пухлых Амура в обнимку с дельфином.

Идея сюжета картины принадлежит ее заказчику, барону, Сен-Жюльену, который захотел, чтобы Фрагонар изобразил его в самом выгодном месте для обзора ножек девушки на качелях. Мысль о сброшенной с ноги туфельке принадлежит самому художнику – эта деталь придает картине некоторый динамизм. Картина долгое время не была известна широкой публике по причине того, что барон не стремился выставлять ее на всеобщее обозрение.