Советы Оптинских старцев-91

Борис Ефремов 2
СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника начала духовной жизни)

(Продолжение)

ИЗ МОИСЕЯ ОПТИНСКОГО

Близ Господь всем призывающим
Его во истине. Откуда же уныние и
малодушие? От немощи в смысле и
в силе собственно нашей. Когда же
входим в силу веры и упования на
Господа молением к Нему, тогда на всё
смотрим великодушно и действуем, не
изнемогая, подобно рекшему: «Вся могу
о укрепляющем мя Господе.

21.03.18 г.,
Иконы Божией Матери
«Курской-Коренной»

... Иисусе Христе! укрепи меня в желании идти узкой тропой духовного восхождения. Ужасно трудное это дело, но без него  не жизнь, а кладбище умерших надежд.

Нынешний пост совершенно не похож на все минувшие. Получилось так, что вошёл в него, продолжая работу над романом в стихах о Серафиме Саровском, а это требовало осмысления жизни великого святого, изучения материалов о нём, постоянных молитв — откровенных разговоров со спасителем земли русской. Не секрет, что именно он, как Сергий Радонежский в своё время, своими непрестанными просьбами-молениями спас Россию, омрачённую очередным отходом от Христа.

Скорее всего эта работа привела к общению с Оптинскими старцами, причём так они пришлись по душе, что сама собой возникла хроника духовной жизни. Родились потребность откровенной беседы с великими русскими мудрецами, необходимось разбираться с движениями души, исповедовать им бесчисленные грехи свои. А кроме этого — уверенность, что мои нынешние заботы могут сослужить добрую службу и кому-нибудь из интернетских авторов.

Разворот к духовной работе всколыхнул давнишнее желание написать статью о подлинной и лживой свободе человека — о законах жизни светской и жизни православной, о том, что они исключают друг друга и что назрела необходимость всем нам переходить на узкий путь служения Христовой Истине.

То, что жизнь идёт не по высокому, а по самому низкому, далеко не чистому пути, мне стало понятно чуть ли не с тех пор, как стали сочиняться стихи. И не случайно тематика их от красот природы стала всё чаще уходить к несовершенствам бытия. Обличение мещанства, бюрократизма, забвения властями бед народных — это читатель может найти в самых ранних моих опусах. Тогда я ещё не мог объяснить низовой направленности человеческого существования. Только Христова Истина и Догматическое богословие выявили суть этого пагубного отклонения от идеала. Оно, и не могло, и не может быть иным, поскольку светская жизнь, уже изрядно оторванная от Божественной Безупречной Нравственности, строится по законам людей, которые грехи свои не признают грехами и не хотят исправлять их ради вечной жизни (в неё они не верят).

Подавляющее большинство людей бредёт по губительной, ошибочной дороге, и донести до них Правду, Истину, — пожалуй, именно это заставило меня продумывать статью о свободе настоящей и ложной. Антикультура и антипоэзия интернета подтолкнули начать работу над материалом, и понятно почему — здесь для процветания нечисти образовались исключительно благоприятные условия. И Серафим Саровский, и Оптинские старцы, показалось мне, давали добро на многотрудную работу.  И она, незадолго до Великого поста, началась.

Сначала это были духовные приготовления — признания грехов и немощей своих, исповеди святым и Христу с Богородицей, осознание прямой причастности литературного труда к человеческим порокам, и только после этого написал я первую главку статьи, и, как вышло, начался уже пост, и общие мои нравственные дерзания ещё больше подкрепились. Но горная лавина и есть горная лавина. Снежная струя захватывает всё большие толщи, и вот уже превращается в поток.

Что захватил своим движением поток — перечислю кратко, иначе и эта главка разрастётся, как предыдущие. Решили с женой издать книжку “Катя-звёздочка” в патриархальной типографии. В электронном виде она была сделана давно, но из-за нехватки денег, так и оставалась лежать в глубинах ноутбука. Приближающееся 18-летие внучки подтолкнуло нас на маленький подвиг. Поскребли по сусекам и средства в необходимом количестве объявились.  Засадил себя за редактирование рукописи, за перевод её в нужную для типографии программу (ПДФ). И другие благотворительные дела как-то сами собой подвернулись под руку.

Короче — никогда прежние посты так не насыщались добрыми делами (к стыду моему!). И, как точно подметила Валентина, дюже это не понравилось сатане. Неудачи пошли за неудачами, болячки обострились, настроение превратилось чуть ли не в броуновское движение, хотя я и старался направить его в русло оптинских подсказок. Самым сильным ударом стал обморок после причащения.

Не было для меня секретом, что мои неудачи прямым образом связаны грехами, которые, по слабости духа, совершал в дни Великого поста. О них я уже говорил в заметках, повторяться не буду. Но и осознание греховности к должной работе над собой не привели. Как-то всё больше и больше захватывала меня хандра и депрессия. Я и до сих пор под их влиянием, правда, заметно спавшим, но ещё не прошедшим. И именно это заставило вернуться к хронике, некстати забытой. Зато постыдное забвение с новой силой заставило понять, что без духовной работы над собой это никакая у меня «не жизнь, а кладбище умерших надежд».

По кладбищу хорошо пройтись с размышлениями о греховности нашей, но слишком долго задерживаться там не стоит. А о смертности человеческой и необходимости готовиться к вечности лучше всё-таки вспоминать и думать в непосредственной близи от «Оптинского цветника». Сейчас я и открою к нему спасительную калитку.

Первым отозвался на мою накопившуюся боль преподобный Иосиф: «Надо радоваться, когда видишь умножающиеся скорби, ибо они признаком считаются Божия промышления о человеке».

Как всегда — в точку, в самую глубину сердца...

(Следите за публикацией)