Прощай, Природа?

Марина Артюх
          Природа уже не есть просто наше живописное окружение. По сути дела, среда, мало-помалу создающаяся вокруг нас, есть прежде всего вселенная Машины. Техника сама становится средой в самом полном смысле этого слова. Техника окружает нас как сплошной кокон без просветов, делающий природу (по нашей первой непосредственной оценке) совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной.

              (Жак Эллюль. Другая революция. Пер. В.В. Бибихина)


       Попробовать представить вторичный мир, полностью вытеснивший первичный - мир техники, вытеснивший мир природы? Аляповатые представления в этом роде дают фантастические фильмы.
       Мир техники - мир орудийный, функциональный, активный, движущийся. Мир природы - мир созерцательный, мир единения и соприкосновения, мир растворения.
       Природа не предполагает особого действия, кроме заинтересованного путешествия внутри неё, в основном, она предполагает возможность наслаждаться своей красотой(для тех, кто способен это делать) и для ещё более редких и необычных - возможность обнаруживать её тайны. В остальных своих "функциях", природа уже не является самой собой, но лишь поставщиком сырья и всяческих ресурсов, и не более того. Там, где природу "используют", природы нет, остаётся исключительно номинальное название - природные... что-то там...
       Но в мире техники всё устроено таким образом, что происходит с точностью до наоборот: техника создана специально для того, чтобы её использовали. На технику не "взирают", на неё если смотрят, то лишь "по ходу" - через общий ландшафт, она - элемент, ключ, звено, орудие, средство. Ни в коем случае не самодостаточность, как природа. Техника должна просто "работать", у неё есть цели, вложенные в неё человеком, а она должна выдавать в ответ на эти цели, "готовый результат". Техника целиком находится в причинно-следственном взаимозависимом поле, как с физической стороны, так и с социальной.
       Что же случится с человеком, когда мир техники оттеснит мир природы на периферийный план? В самом общем виде можно ответить так: практически отомрут одни способности и гипертрофировано разовьются другие.
       Природа как один из мощнейших источников поэзии перестанет существовать. Природа как место, возможность и резервуар нашей бытийственности(способности чувствовать себя полноценно внутри неё) - аналогично, несомненно будет подавлена. Изменится парадигма самой эстетики: вместо природного эстетического чувства мы приобретём себе техническое(читай, крайне ущербное и тривиальное). Красота - станет функцией полезности, её производной. "Машинность" сформирует вкус к природному как к уродливому. И тогда "природное" станет чем-то преодолённым, архаичным, неупорядоченным, в целом, тем, с чем не желательно иметь дело непосредственно. Природа станет пугать нас. В природу мы будем посылать машин, словно в неизведанный Космос. Мы вернёмся к первобытному страху земного человека перед природой на новом витке спирали своего развития.
        Это будет Ирония истории - вернувшийся и помноженный в квадрат страх. Человек всегда боится того, что он не может знать и ощутить непосредственно, через что он сам не проходит и что является чем-то внешним его жизни и существованию. Именно поэтому самый сильный наш страх - это страх смерти, которая больше всего на протяжении человеческой жизни, неведома человеческому сердцу.
        Но не натуральное будет пугать человека и не биологическое, последние сохранят свои позиции в контрверзе - противостоянию технике, ибо природное не равняется ни чисто натуральному, ни чисто биологическому.
Мы будем страшиться своей "Матери", лона, Природы как некоторой целокупности, из которой мы вышли однажды и с которой долгое время были сращены - вот её мы будем страшиться и стыдиться словно блудные дети.
Я описываю не очень счастливый вариант. Кто заражён вирусом прагматического оптимизма может заткнуть уши и не слушать.
        Конечно, всегда так было, - всегда было очень плохо, но завтра всё равно всё будет очень хорошо. Конечно, и раньше люди пугали друг друга ужасным будущим, но оно, как видите, не приходило. Поэтому "как-нибудь выживем" и во все времена "никакое время не хуже других"...?
        До тех пор, пока есть кому об этом говорить - наверное... Ну а когда мелькнёт вспышка апокалипсиса и секундная волна сметёт всё с лица земли - об этом некому уже будет говорить. Так и живём, пока "говорится" и дозволено "глупо болтать".
        "Она всегда приходила" - сказала девочка, выйдя во двор и позвав свою любимую собачку. Но на этот раз она не пришла. Этой девочкой в детстве была я. Наверное, мы постигаем очень рано, ещё в юношеском возрасте, что что-то обрывается, несмотря на то, что продолжалось и продолжалось, что после всех своих повторений, ускользнувшее бывает очень сложно вернуть. Печальный опыт делает нас разными: одних глупцами, предпочитающими забыть о всём нежелательном тут же, других - маленькими раненными в сердце существами, столь же беззащитными, как и тогда.
        Кто сказал нам, что человечество разместилось на Земле прочно, надёжно и в общем-то навсегда? Что этот случайно "мыслящий тростник" - единственный вариант матушки-Природы и она не попробует другой при явственной неудаче?
        Мы ведь не контролируем тот путь, которым мы идём. Мы его, как следует даже не видим. Тотальное нарастание техники - вовсе не наше пожелание или выбранная цель, оно - побочное действие распространения нашего существования на Земле и нашей попытки хоть как-то развиваться и выживать. Но развиваться можно было и в другом направлении.

        Мы всегда боялись природы, потому что были напрямую зависимыми от неё - в своём ежедневном пропитании, в достижении безопасности каждого дня, в добыче необходимых ресурсов. Это была повторяющаяся насущная необходимость и зависимость, и это была История, потому что наша человеческая история ничего более не содержала в себе как только наши отношения друг к другу через наши отношения с природой, и поскольку последние были зависимыми, были зависимыми и первые. Но исторический этап развития человека заканчивается прямо на наших глазах, история становится в буквальном смысле слова или ничем(чем-то существующим исключительно "до" нас и уже снятым), или проповедуемой "идеологией", то есть используемым орудием для воспитания и направления масс, или же пространством нашего свободного человеческого развития(чем она, к сожалению, никак становиться не хочет, хотя это было бы прекрасно!).
И вот, мы обнаруживаем себя более независимыми от природы существами. Но по "инерции движения" всё ещё зависимыми друг от друга(когда отношения подчинения и обладания являются для нас всё ещё более существенными, чем взаимопомощи и выручки).
         Кроме того, наш текущий момент времени отмечен и другим страхом. Помимо страха друг от друга и общей незащищённости нашей жизни в атмосфере "человек человеку - волк"(хотя на словах овечка), мы натыкаемся на нашу зависимость от Природы в целокупном значении этого слова - то есть на зависимость от глобальных или космических катастроф.
         Сегодня все люди планеты могут быть накормлены, обуты, одеты, согреты и даже развлечены, но большинство из них по прежнему остаются ни накормленными, ни согретыми, ни обутыми и вообще безграмотными( и это в эру интернета!), при том "господа", негласно управляющие нашей планетой озабочены вовсе не тем, как изменить такое положение дел и всех накормить, но о том, как уменьшить нашу численность.
         Техника же нарастает самопроизвольно и неконтролируемо. Оцените теперь и взвесьте всю ситуацию, все шансы.
         Где человек? - Есть роботы и машины, которым соответствует "получеловек-полуавтомат" на конвейере, получающий жалкие гроши и влачащий нищенское существование. Есть "глобализм", которому соответствуют будущие войны и наше уничтожение до "приемлемой численности". Есть инерционное движение по бывшему ходу Истории, но нет Истории. Есть достигнутая свобода от природы, но нет её реального осуществления, ибо этому препятствуют "господа" планеты сей и система, кормушку и верх, которой они занимают, а также тяготеющее над нами и внутри нас "историческое прошлое".
         В результате, никто не торопится освобождать человека, всем страшно - по одним или по другим причинам, и самому человеку тоже страшно стать свободным. Не так он был воспитан всем предыдущим ходом нашей человеческой жизни, чтобы вот так запросто взять и стать свободным. Ну, к примеру, неработающим - ЗА ДЕНЬГИ - и при этом оставаться человеком. Хотя, казалось бы, куда проще, потому что именно тогда он и стал бы человеком. Но не частным индивидом, имеющим права, этой фикцией свободы по большому счёту.
Нет прорыва к свободе! - ни в большом, ни в малом. Есть накручивающиеся витки коллапсирования, трещание по швам, агональное самоуничтожение. Нет ни "естественных родов", ни "кесарева сечения"!
         Но поскольку быстрее всех среди "неконтролируемых процессов" движется техника, именно через неё мы и познаем первые "ягодки".
Ягодки "самодвижущегося самоуничтожения"... Техника навсегда оттеснит нас от наших природных истоков, в общем, от наших исконных, базовых начал, и мы окажемся исключительно в аду нашей превращённой и отчуждённой человеческой природы, один на один с машинами.
         Вот где будет жесткач, ребята!!! Ни один фантастический фильм его ещё не прозрел!