Возрастные психологические кризисы

Лукреция Штайн
Возрастные психологические кризисы

Возрастные кризисы-особые, непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, обусловленные разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Кризис развития-сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов личности ребенка. Сущностью каждого кризиса является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущие его поведением, а причиной возникновения является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Кризис новорожденного связан с резким изменением условий жизни новорожденного. Ребенок из привычных условий попадает в новый мир, где и поисходит его постепенная адаптация к новым условиям жизни.

Ранний возраст(1-3 года)-ребенок пытается делать все сам без посторонней помощи. Действия по самообслуживанию, он переносит в игровую деятельность, развивая двигательные навыки и наглядно-двигательное мышление. Вместе с тем, его общение становится речевым.
Этот возрастной период заканчивается так называемым кризисом трех лет. Ребенок проявляет непослушание и упрямство. Если раньше он выполнял пожелания родителей, то теперь не хочет делать что-либо, препятствующее его желанию. Считается, что таким образом осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера. В этой связи наказание за непослушание может дать отрицательный результат. Другое последствие наказаний-стремление ребенка избежать их с помощью лжи.

Личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет, признаком которого является потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;появляются тайны, а когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка-важного момента, ведь теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка.
Меняется социальный статус малыша-он теперь школьник. Появляется в его жизни учитель, от оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника. С другой стороны, ему необходимо самоутверждаться в новом школьном коллективе-вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения.

Подростковый кризис приходится на возраст 12-14 лет и характеризуется изменением взаимоотношений подростка с окружающими. Он начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуя против обращения с ними как с маленькими. Кардинально меняется поведение:многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания или, наоборот, могут замкнуться в себе.
Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки:подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

Возрастной кризис в пору юности-примерно в 16-20 лет. Когда человек уже является формально и считается взрослым. Более того-взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе же, и всему остальному миру. Это время настоящей, взрослой ответственности:армия, работа, университет, брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее.

Следующий возрастной кризис приходится примерно на тридцатилетие. Первая молодость позади, человек оценивает сделанное и более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие начинают «делать карьеру», а другие уделяют больше времени семье в надежде найти некий «смысл жизни».

Далее возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное-смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие-в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее.

Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы как правило выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

В целом, скажу, что возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Возникающая в их результате более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.