Трансформация

Ростиславская Галина
                из дорожных  записок.


С Александром Николаевичем Валовым я познакомилась в дороге, в поезде. День в поезде тянется долго, и его заполняют пассажиры по-разному. Я люблю читать, и обычно беру с собой книги, на чтение которых не хватает свободного времени дома.Но убеждаюсь неоднократно, что встреча с интересным собеседником порой бывает гораздо ценнее прочитанной книги.

Мне запомнилась наша встреча с Александром Николаевичем, потому что он оказался именно таким собеседником да и к тому же моим земляком.Почувствовав к себе мое расположение,  он с удовольствием отдался беседе.

Инструктор горного туризма с многолетним опытом, Александр Николаевич побывал на Тянь-Шане, Памире, Чимгане, путешествовал маршрутами Кавказа, который ему приглянулся своими красотами, горами,климатом, и в 90-е,после отъезда из Средней Азии, он обосновался на Кавказе с семьей.

- Есть вещи, которые миллиардами рублей не оценить,-говорил он,- никакими материальными богатствами. Это внутреннее комфортное состояние души. А такое состояние у меня возникает при прохождении маршрутов. Природа, Галина, мир, не созданный руками человека, - вот он дает энергию человеку , питает душу любовью, светом, делает добрее, мудрее.

- Понятие о комфортности души у всех разное, -возражаю я.- Многие находят душевный комфорт, как раз в материальных ценностях. И самое опасное кроется в том, что к такой категории взрослых людей все чаще примыкает молодежь. Жить комфортно, по мнению многих молодых людей, - это не делать ничего, но, чтобы при этом было все для того, чтобы не надо было ничего делать. И вот тогда хорошо. Тогда комфортно. Наше бывшее понимание о гармонии сегодня называется комфортом, и как писал Прилепин "имидж и комфорт создают гламур, гламур и комфорт делают имидж", и я в общем-то согласна с ним : единение этих трех ощущений для сегодняшнего молодого человека более чем достаточно. Но где тут место красоте?

- Глубина ощущений должна быть другая, - говорит Александр Николаевич,- круче! Понимаешь? - То, что видят глаза, это еще не все. Должны быть включены и другие   органы чувств. Для того, чтобы глубже ощутить. Какой у тебя класс?

- Одиннадцатый, - отвечаю,- но они так не думают. Многим достаточно ощутить в руках айфон. Он им душу греет. Иногда мне кажется, что они живут в нем, с ним, для него. А потом, у них же есть родители. Пусть заботятся и они, организуются для того, чтобы помочь своим детям включить эти самые чувства.

- Но мы говорим-то сейчас о школьниках. Школа-это ты, твои коллеги. Согласись, что вы не предлагаете ничего лучшего им взамен.

Я молчала. Мне начинало казаться, что мой собеседник прав.

- Вот скажи мне,- спокойно продолжал он, - сколько раз ты со своими ребятами ходила в походы?

Я пожала плечами. Действительно, времени всегда на это не хватало. Нагрузка в школе  и на учителей, и на учеников такая, что о походах даже думать некогда, куда там ходить... Александр Николаевич, по-видимому, догадался, о чем я подумала, улыбнулся и спросил: А своих учителей школьных помнишь?

- Конечно, помню. Одного среди всех других особенно. Учителя физики. Ему я благодарна всю жизнь. Я не понимала и не любила физику. А его обожала. Он, физик, меня познакомил с творчеством Джека Лондона. Из его домашней библиотеки я перечитала всего Лондона. Рассказывал много интересного, всегда спрашивал, что я из прочитанного поняла. Подолгу мы с ним беседовали после уроков. Но более я благодарна ему за то, что он водил нас в горы, в походы. Варзоб, Такоб, Ромит, Явроз, Магоу... Заповедники, ущелья, водопады - летом и зимой, собирались и в горы. Все обошли. Все узнали. Все потрогали. Все понюхали - класс! Даже запахи на всю жизнь остались в памяти.

- Ну, вот, видишь,- улыбнулся Александр Николаевич. - А твои?
- А мои на машинах к морю, на самолетах за границу.

- К морю можно и пешком. Живем-то где? - хитро спрашивает,- в каком краю? Есть один маршрут,-оживляется Александр Николаевич,- "тридцатка". Наш. Еще с Советского Союза. Легендарная "тридцатка". Бери ребят и "через горы к морю". В Советском Союзе за прохождение  этого маршрута молодым путешественникам вручали значок "Юный Турист". Допускались даже дети с десяти лет. Считался одним из лучших маршрутов. Потом был незаслуженно забыт, а сейчас опять становится популярным. Хороший маршрут. И хорош тем, что позволяет увидеть живописную природу Кавказа за одно прохождение. - Попадаешь в несколько климатических зон. Красота! Идешь, дышишь свежим воздухом, весной дышишь, вербы распускаются, жимолость, лавровишня здесь, подснежники цветут, под ногами ручьи. И лес на пути, и альпийские луга, и красивейшие ночи в горах. А звезды какие яркие и близкие. Намного ярче и ближе, чем в других местах. Понимаешь, Галина, самый верный путь для пробуждения понятия красоты - это соприкосновение с ней, с природой. Это чувство обязательно  надо дать возможность пережить ребятам. Только после этого у них появится другая возможность-сравнивать полученные ощущения от соприкосновения с природой и с айфоном. И я уверен, что ощущения от соприкосновения с природой будут ярче, круче! О походах они будут рассказывать своим детям, а айфон останется лишь модной в свое время, необходимо бытовой штучкой. И видя, что я примолкла,- улыбнулся. - Про тебя-то мы забыли... У тебя появится возможность трансформировать их ощущение к природе в более глубокое чувство - в любовь к Родине. Ну и может, если повезет, они будут вспоминать о тебе, так как ты вспоминаешь о своем учителе физики. Как, говоришь, его звали?

- Роберт Вильгельмович...