Борис Олейник. Не для детей - русск-укр

Николай Сысойлов
«НЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ» ("Не для дітей")
Борис Олейник (30 апреля 2018г. ровно год со дня упокоения)


Перевод с украинского языка на русский: Николай Сысойлов
(стих оригинала внизу)


                Светлой памяти поэта посвящается
                Светлой памяти всех погибших в Хатыни
                (23 марта 2018г. – 75 лет со дня трагедии, см.внизу)


===============
НЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
===================

***

– Лучше умереть стоя –
                и 
На коленях не тлеть нам! –
Сказал учитель истории
Детям.

Слушайте, дети, учителя,
Папу с мамой слушайте, дети.
И дай вам Бог лишь в прочитаном
Глядеть в очи смерти.
Да.. тут добавить нечего:
«Стоя умереть» – не для многих.
…А были у детей искалечены
Ноги.

Они подняли'сь на коленях –
И были душою сильными.
                Духом – сильные!
…И вспомнилось, как в пустыне
            сгоревшей Хатыни*
                .. тлели поленья..
А над ними – небо синее-синее…
И в сизом тлении
                синее небо стынет..
И плачет ветер…

Это я не вам, дети,
Я просто подумал, дети, –
Вспоминая поленья
И обгоревшие ветви,
И тлеющих листьев кучи, –
Что, может быть, лучше
Умереть на коленях,
Чем жить стоя –
             и
проклинать всё на свете.

..Дети,
Читайте историю.

 ***
Николай Сысойлов,
18-19.04.2018

Коллаж мой – на основе фото из интернета (Борис Олийнык, почему-то на русский перевели фамилию как Олейник, хотя фамилии, по-моему, не должны переводиться)


==============

Борис Олійник 
«НЕ ДЛЯ ДІТЕЙ»

- Краще померти стоячи,
Ніж на колінах жити! -
Сказав учитель історії
Дітям.

Слухайте, діти, вчителя,
Слухайте маму й тата,
І дай вам Бог тільки з читанок
Про це читати.
Так... «Краще померти стоячи...»
Сказано мужньо і строго.
...А в них були перебиті
Ноги.

Вони піднялись на колінах -
І впало вороння крепом.
...Ой зросла у полі
    червона калина,
А над нею - синє небо...

Це я не вам, діти.
Я просто думаю, діти,
Що можна і на колінах
Померти краще,
     ніж стоячи
        жити.

...Діти,
Читайте історію.

http://www.poetryclub.com.ua/metrs.php?id=53&type=tvorch

==========

*30 апреля 2017г, на 82-м году жизни, в 11:45 после тяжёлой и продолжительной болезни скончался выдающийся украинский поэт Борис Олейник.
Борис Ильич Олейник — автор более 40 книг поэзии и публицистики, издаваемых на Украине и в других республиках СССР. Поэзия украинского автора переводилась на русский, итальянский, чешский, словацкий, польский, сербохорватский, румынский и другие языки.
 
*Трагедия. 22 марта 1943 года на шоссе Минск – Витебск в шести километрах от Хатыни у деревни Козыри партизанами была обстреляна автоколонна фашистов в составе одной легковой и двух грузовых машин. В результате обстрела был убит офицер полиции шеф-командир 1-й роты 118 полицейского батальона гауптман Вельке и трое полицейских. Партизаны, совершившие нападение, скрылись от преследовавших их фашистов в лесу.

      Во второй половине дня, вызвав подкрепление из Логойска, где дислоцировался батальон СС Дирлевангера, каратели 118 полицейского батальона направились в близлежащую деревню Хатынь.

      Озверевшие фашисты ворвались в деревню и окружили ее. Люди еще ничего не знали, но им уже был вынесен смертный приговор. Жителей деревни от мала до велика – стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год, пригнали в сарай Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу.

Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней и догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в деревне Хатынь.

    Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери сарая. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

     Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей – Мария Федорович и Юлия Климович – чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами, и обе девушки погибли при ее сожжении.

    Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы – семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме.

    Взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он умер на руках у отца.

    Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» – «Непокоренный человек».