А. Барто детские стихи. Мячик. Анализ

Геннадий Маков
Рецензия на «Кто такой поэт? Что такое поэзия?» (Дмитрий Маштаков)
------
Поэт, это человек, умеющий говорить и мыслить стихотворными строчками.
Известное четверостишье:
     Наша Таня громко плачет,
     Уронила в речку мячик.
     Тише Танечка, не плачь,
     Не утонет в речке мяч.
на мой взгляд не поэзия, а красивая рифмовка с детской логикой строк.
... Виталий
___________________

  Спасибо, Виталий! Тема серьёзная, следует ответить обстоятельно.
  Особый поэтический язык позволяет, в отличие от прозы, строить речь более точно, более выразительно и более многопланово.
  В ходе этого построения автором могут решаться самые разные задачи - от психотерапии до дидактического поучения, от фиксации состояния природы до философских размышлений.

  Стихи для детей тоже требуют не менее серьёзного подхода. Что это такое?
  На мой взгляд, стихи должны быть понятны детям и нести в себе развивающий элемент, как в познавательном плане, так и в плане ознакомления с возможностями поэтического языка. Хорошо также, если стихи передают благожелательное, шутливое, ироническое или иное отношение автора к затронутой проблеме. Именно к проблеме, ребёнок при этом замечает, что именно поэтическая форма позволяет чётко ставить проблемы и задавать вопросы. Таким образом, погружаясь в стихи, ребёнок вырабатывает в себе будущего читателя и ценителя поэзии, делает свой будущий взрослый мир объёмным и ярким.

  Давайте посмотрим на стих А.Барто. Он не столь прост, как кажется.
  С самого начала, с первого слова в нём заложен советский коллективизм - "наша", все проблемы будем решать вместе. А проблема есть, хоть и детская - упал мячик и его уносит течением, прощай игрушка!
  И вот тут-то проявляется другое свойство поэзии - делается намёк, но не договаривается до конца - "не утонет в речке мяч", видишь, он плывёт, пристанет где-то к берегу, пойдём вдоль ручья и вытащим его из воды. Всё это не говорится, но ребёнок приучается домысливать будущие действия.
  Можно даже с детьми в игру играть - "А что мы потом сделаем?"
  И про зайку, который остался под дождём - то же самое. Потому Агния Барто и классик.

  Структура стиха тоже отнюдь не проста.
  Прочтём этот стих, как обычно читают дети - скандируя (то есть, выделяя голосом каждый ударный слог), но на пиррихиях (словах с пропущенным метрическим ударениям) переходя на естественную интонацию речи. Я выделил пиррихии заглавными буквами ("не утонет" рассматриваю как одно слово)-

      Наша Таня громко плачет,
      УРОНИЛА в речку мячик.
      Тише ТАНЕЧКА, не плачь,
      НЕ УТОНЕТ в речке мяч.

оттого, что пиррихии выделяются естественной интонацией, смысл этих слов особенно хорошо доходит. Интонацией они акцентируются. Читая вслух, дети учатся находить и выделять такие слова, приучая себя к правильному чтению стихов.
Что же получается?

Уронила? ах-ах-ах
Танечка! ну-ну-ну
Не утонет! нет-нет-нет

Такая эмоциональная окраска, передаваемая самой формой стиха.
Видите, каким интересным этот стих оказался?

  А про зайку под дождём? Разве нет проблемы? Есть, да ещё какая - проблема "хозяйки". В поэзии не бывает ненужных слов. Каждое слово со смыслом.
Кстати, пиррихии в нём поищем -
БРОСИЛА - слово на два смысла, буквальный и переносный
ДО НИТОЧКИ - жалость-то какая! А самого-то слова "Жалеть" в тексте нет!

  Дети приучаются видеть невидимое и слышать неслышимое.
  Приучаются и к словам, содержащими переносный смысл, то есть к метафорам.
  Можно спросить ребёнка - как ты понимаешь слово "бросила"? Прямо так, размахнулась и бросила? Можно ли положить и бросить одновременно?
  Ребёнок учится мыслить широко.
  Зайка - мягкая игрушка. Он из "ниточек" сделан. Но имеет ли выражение "до ниточки промок" переносный смысл? Про живого зайца так, пожалуй, не скажешь.

  Интересны аллитерации, которые можно найти в обоих стихотворениях.
"громко - уронила - в речку". Ревёт в три ручья.
"со - скамейки - слезть не мог". Заметим, что здесь, аллитерация, изображающая шуршание при попытках слезть со скамьи, не распространяется на последнее слово. Что заставляет прочесть "не мог" с небольшим замедлением, с усилием, с несколько другой интонацией, выделяя эти слова, подчёркивая их. Создавая таким образом семантический акцент.
  Иногда это стихотворение цитируют со словами "не смог". Это естественно, продолжение аллитерации напрашивается.

  Итак, уважаемые читатели, Вы видите, какие мощные "пласты поэзии" обнаруживаются в совсем простых стихах для детей.
________________________