Пыль величия. сказка для взрослых

Эдуард Лиляк
 "Очень важно выбрать направление в жизни, а если у вас происходит что-то не так как хочется, значит,  направление выбрано не правильно или не выбрано вообще".   

 "Каждый человек индивидуален, его рождение есть предназначение и необходимость в этом мире,  очень важно найти в себе эту значимость, и когда человек находит себя, то предназначение оправдывает его появление".

 Цирк, где рождаются, живут и умирают артисты порой не своей смертью, цирк это судьба и попав в эту среду люди уже не представляют жизни другой.
 Цирковая кухня, здесь варится всё - взлёты и падения, ненависть, злость, зависть удачи, боль обиды, дружба, предательство, радость, любовь... и смерть. Все грани пороков и грани хорошего, которые известные человечеству здесь особенно остры, и как правило эти грани очень близки  образовывая единое целое - эта  кухня не известна простому обывателю, который видит цирковое представления с кресла партера.
 Запах цирка,  ни с чем несравнимый запах опилок, конского навоза, пота животных и старых кресел, где витает ощущения не доступной загадочности, счастье праздника, радости и успеха.                Так чувствует зритель, даже не догадываясь, что этот запах артисты не чувствуют, цирк для них дом, где за маской праздника, время тяжелейшего труда и надежд на удачное выступление.

 Цирк, это  место славы, мастерства и боли, арена политая кровью, где красный бархат тринадцати метрового ограждения есть тому подтверждение.

 Дети цирковых артистов, как и сами родители - рождаются, живут, любят, работают и умирают на подмостках цирковой арены.


   "Николнька", так называла его мама в детстве, он хорошо помнит её ласковые  руки, голос и .. запах, запах ни с чем не сравнимый, так нежно могла пахнуть только его мама, помнит её нежные объятия как самое дорогое, самое любимое и желанное.
 Николай родился в семье цирковых артистов, и все воспоминания детства была среда, среда,  где праздник был только на выступлениях, а остальное время  труд тренировок, боли страдания людей и животных.

 Его мать Лолли Грациолли, работала гимнасткой в цирке, маленького роста совсем как девочка подросток имела на редкость гибкое тело выполнявшая головокружительные трюки под куполом цирка, вызывая страх, волнение и восторг публики. Она никогда не видела своего отца, появление её на свет была обоюдно страстная любовь её матери и молодого дворянина. Мать Лолли умерла рано от чахотки, когда ей было четырнадцать лет, но уже в этом возрасте Лолли работала в цирке как полноценный артист.
 Слияние  крови итальянской циркачки и русской дворянской  крови, дало результат ума, чести и достоинства, её густые чёрные с переливом вороньего крыла волосы и красивые и правильные черты лица  с большими умными глазами вызывали восторг публики и любовь соотечественников.      
 Его отцу Ивану Батчинскому природа дала огромный рост с большой физической силой,  родом с Украины, по отцу был поляк, а по матери украинцем, работал в цирке  борцом - тяжеловесом.
 Открытое лицо с лихо закрученными на верх усами, выражало честность отношений, доброту и отзывчивость.
 Очень часто они делали интересные цирковые номера вместе, где сочетание  силы и роста отца с маленькой подвижной и пластичной телом гимнастки, производили на публику не забываемый восторг, и не смотря на контраст в росте, по духу были едины, в отношениях любви честны, откровенны и неразлучны.

 Его отец хотел видеть в сыне таким же большим и сильным, а мать желала видеть его гимнастом под куполом цирка. Приняв скромность отца и красоту матери, на маленького Николеньку родители возлагали большие надежды, и казалось, что ни какие силы не могут помешать их семейному счастью и успеху в будущем.

 Но, её Величество Судьба распорядилась иначе.

 Самое страшное, когда беда приходит неожиданно, тогда, когда её совсем не ждёшь.

 Цирковой день был как обычно, работали люди и звери и ни чего плохого не предвещалось.
 Новый номер матери был отработан до мелочей, но именно в этот день у неё перед выступлением сильно разболелась голова. Он и сейчас помнит, как отец её отговаривал не выходить на манеж, она грустно улыбнулась и поцеловала его со словами:

 "Я скоро вернусь любимый, мы с тобой всегда будем вместе".

 Зрители громкими овациями поприветствовали свою любимую гимнастку в ожидании интересных и с легкостью исполнения сложнейших трюков.
 Как всегда она с улыбкой поприветствовала публику и быстро поднялась на перекладину под купол цирка. Сложность трюка не позволяли использовать страховочный пояс, где отец очень волновался и перекрестился перед её выступлением.
 С высоты купола она скинула красный атласный плащ, тяжёлая ткань с блеском упала на середину  круга цирковой арены.

 Начало выступления проходили успешно, зрители рукоплескали после абсолютной тишины волнений и страха. Маленький Николенька сидел на диванчике обитый красным плюшем у выхода на арену и ждал маму, где после выступления она всегда его обнимала со словами - "Николенько, мальчик мой".
 Он помнит как ахнул зал и вздрогнули артисты стоя за кулисами наблюдая за её выступлением.    Под крик зрителей она упала на середину арены, упала глухим стуком смерти, упала на  красный плащ, словно заранее растелянном, что бы не испачкать кровью уже много раз ею политую.

 - О боже. - Крикнул отец и подбежал к неестественно лежащему телу своей любимой.

 Он её аккуратно положил на диванчик, на котором только что в ожидании сидел Николай.
 Лолли, Лолли.... каким то не своим голосом звал её отец, впервые в жизни Николай увидел на его глазах слёзы и помнит, как вздрагивали в горе его огромные плечи.

 Всё произошло так быстро, что маленький Николенько, глядя на лежащую без движения мать, не мог поверить в реальность. Он помнит то чувство, что в тот момент у него не было ни слёз, ни  истерики, он просто не мог поверить в случившее, что его мамы больше нет, с желанием, что это какой то цирковой номер и что ни когда не почувствует её объятий, не вздохнёт её запаха волос и услышит её  - "Николенька, мальчик мой".

 А тем временем продолжала играть музыка, и артисты были обязаны с улыбкой выходить к публике, публике всегда желающей получить здесь праздник и удовольствие. 

 В доме без мамы, как то стало пусто и холодно. Маленький Николенько сидел на кровати  поджав ноги и хотел есть, помнит тот страх, страх неизвестности, голода и одиночества.
 Он помнит как отец сидя за столом перед фотографией любимой, плача постоянно наливал себе из бутылки, с невозможностью себе простить, что не настоял об отмене выступления.

 - "Ну как же так, почему я не подстраховал, я бы её поймал", постоянно говорил отец.
 Он помнит, как он вздыхал запах маминых платьев в надежде что мама скоро придёт, и они все вместе сядут за стол  кушать и пить чай с его любимым вишнёвым вареньем.
 

 Маму похоронили в том костюме, в котором она последний раз выступала, её накрыли тем красным атласным плащом на который она и упала. На похоронах было много народу, пришли все артисты, друзья и поклонники, помнит что артисты были в необычных для него гражданских костюмах и платьях, помнит как смотрел на лежащую в гробу маму, смотрел на её спокойное лицо, где ему казалось что мама просто спит, трогал её  не естественно холодные руки с большим желанием, что вот сейчас мама откроет глаза и улыбнётся, думая что это такой цирковой номер действие которого вне стенах цирка.
 Помнит, как  обнимал гроб отец с лежащей в нём любимой, словно не хотел её отпускать, отпускать туда, откуда ни кто не возвращался.
 Хорошо помнит, что его держала на руках, какая то тётя и когда закрыли маму у него началась истерика, что это не игра и маму забирают по настоящему, он помнит как он протягивал руки к маме с желанием её вернуть, не понимая, почему взрослые этого не делают.

 Отец после трагедии стал сильно пить, заливая горе алкоголем, замкнулся в себе, осунулся, замолчал и как то сразу постарел.


 Маленького Николинько забрала к себе бездетная семья артистов, полный добряк Николай Иванович  выступал с клоунадой, а его высокая жена Елизавета Петровна  с дрессированными маленькими собачками. В  самом начале ему сказали, что это на время, но как оказалось, это время было навсегда.

 В новой семье Николаю было всё необычно, новое и чужое, чужие тарелки и вилки, другая квартира и мебель к которой он привыкал очень долго, почему то часто вспоминая старый резной буфет от которого исходил запах овсяного печенья.
 Хотя его новые родители окружили его лаской, внимание и заботой, он так и не назвал их мамой и папой, из-за того что не мог представить, что мамой и папой могут быть другие люди.
 Ложась спать, маленький Николай накрывался одеялом с головой и тихо плакал, с невозможностью смирится с потерей мамы.
 После учёбы в гимназии Николай шёл в цирк, который с рождения был его вторым домом, как и у многих детей артистов, где всё детство проходило на манеже цирка.
 Все артисты его любили, в душе жалели и старались развеселить и угостить чем-то вкусненьким.

 Он увидел отца в цирке... и не узнал, он шёл еле передвигая ноги, сгорбившись словно тень не замечая ни что и ни кого, его клетчатый любимый пиджак который был ему чуть маловат висел на нём словно на вешалке, не бритое щетина дало проседь, а во взгляде была полное безразличие и отрешённость. Его физически сильный отец мог победить всех и вся, а трагедию пережить не смог, где горе сделало из него немощного безвольного и дряхлого старика.

 После смерти мамы он не выступал со своими знаменитыми номерами, редко приходил в цирк пообщаться с друзьями и попросить выпить.
 От жизни радостного, уверенного в себе, сильного человека не осталось и следа, глядя на то что с ним стало, нельзя было даже предположить, что именно он был вторым силачом после Поддубного.
 Его часто видели одиноко сидящего на борту арены, глядя в одну точку или стоящим на середине с распростертыми руками пытаясь поймать падающую любимую свою Лолли.

  Отец не прожил и года, их похоронили рядом, слова мамы были пророческими -
 "Я скоро вернусь любимый, мы с тобой всегда будем вместе".


  Его приёмный отец Николай Иванович Румянцев,  был человеком очень серьёзным, начитанным и справедливым, но на арене был настоящим клоуном под псевдонимом "Румц", любимцем публики и детей. Николай Иванович стал делать совместные номера с маленьким Николаем, что позволяло не только дополнительного заработка, но и отвлечения его от тяжёлых горестных мыслей потери любимой матери.
 Уже в зрелом возрасте Николай поймёт, сколько сил, заботы и любви было отдано его приёмными родителями, и до конца своих дней будет почитать их с уважением и доброй памятью.
 
 Он всегда помнил свой первый выход на арену, где разыгрывали сценку, где Румц играл добропорядочного гражданина сидящего на лавочке читающего газету, а он хулиганистого мальчишку из рогатки пробивающему ему газету. На самом деле камня в рогатке не было, в нужный момент Румц, глядя поверх газеты отпускал резинку которая  делала дырку в газете.
 Гражданин бегая по кругу арены смешно падал пытаясь поймать маленького хулигана, и с желанием наказания вынимал ремень с брюк, которые падая показывали публике кружевные панталоны с заплатками,  где публика смеялась вытирая слёзы смеха и хорошего настроения.

 По сценарию мальчишка хулиган должен был дать пенделя гражданину, но ни как не мог перебороть то чувство, что пендель он даёт не гражданину, а Николаю Ивановичу, попросив заменить это прыжком через спину.

 Вот именно при составлении сценария новых номеров Николай Иванович заметил за маленьким Николаем возможность придумывать новые сюжеты и всячески их поощрял.


 Просматривая семейный альбом с фотографиями, всё что осталось от родителей, Николай  погружался в раздумья и печаль.
 Вот фотография его матери, совсем ещё юная девушка, свадебная фотография счастливой семейной пары, где мать стояла рядом с сидящим отцом, нежно положив на плечо руку.  Фотография отца богатыря с множеством наград и медалей и лихо закрученными наверх усами, вот здесь мы втроём через год после моего рождения, а дальше, дальше фотографии другой семьи и совсем другой жизни.
 
 
 Николай взял от родителей самое лучшее - высокий рост от отца, пластичность тела и красоту от матери, со способностью придумывать новые интересные цирковые номера, которые были  очень востребованы.
 Обладая хорошими физическими данными, выступал под именем Николло Грац, его выход на манеж как гимнаста, наездника или клоуна всегда сопровождались восторгом и овациями.
 "Достоин ли я своих родителей", - думал Николло, не стыдно ли им сейчас за меня... 
 Молодой красавец Николло пользовался огромной популярностью не только в среде артистов и зрителей, но и женщин.
 
 К нему шли артисты за новым номером и подписывали договор, где с каждого выступления ему причиталась определённая сумма. Шли, так как понимали, что успех, а порой и слава зависит не только от мастерства и желания, но и от мастерства задумки интересного номера.
 
 - Зачем мне кривляться на публике,  думал Николло, - прыгать атлетом, если данный доход приносит мне намного больше, а уважение несоизмеримо с овациями публики.
 Ощутимый доход давал возможность одеваться у лучших портных, обедать в дорогих ресторанах,  постоянно заказывать экипажи и снять меблированную квартиру на главном проспекте столицы с кухаркой и служанкой.

 Пребывая в празднике Николло решил заглянуть в цирк, в элегантном пальто, накинутым на плечи в дорогом костюме, вальяжной походной в белых лайковых перчатках и шёлковом шарфе, театрально выкидывая трость, куря дорогую сигару, не обращая на обслуживающий персонал, проходя по коридору, услышал слово, которое заставило его содрогнуться и замереть...
 
 "Николенько!"

 Сзади его стоял плешивый старик маленького роста, в поношенном пиджаке и стоптанных старых ботинках.
 - Матушка ваша-с, поди не довольная будет, - сказал старик пристально глядя на элегантного Николло, где после дружески махнул рукой приглашая его в свою маленькую каморку под лестницей.
 Тусклый свет одинокой лампочки освещал маленькое помещение служившее пристанищем старого гардеробщика, на стене висело старое зимнее пальто, тумбочка с пару не мытых тарелок, а под лестницей кровать покрытую старым куском драпировки.

 - Он здесь живёт что ли, подумал Николло, - как бы клопов не подхватить.

 Но то, что увидел ещё, привело его в шок. На стенах каморки старого гардеробщика висели высветившие плакаты давно ушедшего времени, с номерами его отца и матери.
 - Узнаёшь Николенька, спросил гардеробщик,  показывая на старые афиши, - А здесь, - показал на старую фотографию, где среди атлетов стоял он с матерью и отцом.
 У Николло защемило сердце, этих фотографий он никогда не видел и вновь встреча с родителями напомнили о детстве и о счастливом времени.
 Он всю жизнь проходил по этому коридору и не знал, что здесь в этой маленькой каморке чтут память его родителей, может быть больше чем он сам.

 - А этого человека узнаешь, спросил старый гардеробщик, показывая пальцем на акробата стоящего рядом с его матерью.
 - Это я Николенько, больше четверти века прошло, номер у нас был интере-есный, ну а потом знаете как бывает - травма, позвоночник, и карьера атлета закончилась.
 
 Николло в волнении присел на старую кушетку, у которой вместо ножки были подставлены кирпичи.
 - Помянём, сказал гардеробщик, доставая из тумбочки две граненые стопки, начатую дешёвую бутылку водки и побитое блюдце с полу засохшим заворачивающимся сыром.

Старик посмотрел на фотографию его матери и как то загадочно произнёс: - Эх, Лолличка...

 - Любили её мужчины, любили тайно в душе, - сказал старый гардеробщик, тихонько постукивая себя в грудь, - Любили, завидовали, злились и радовались её счастью, это цирк Николенько, здесь все эмоции сильнее, так сказать на лицо, ещё раз посмотрев на фото с каким-то благоговением, вытирая слезу.

 Надо же, подумал Николло, этот старик в тайне любил его мать, наверное и сейчас любит, и эту любовь пронёс через всю жизнь, этот человек с виду не приметный в толпе нищих, обладал такими глубокими и душевными чувствами.

 - В обиде будут родители ваши, сказал старый гардеробщик, не отрывая взгляда на фото,  - Не навещаете их совсем.
 - Я вот по прошлому году кресты им справил, дубовые, одну перекладину им на двоих, как руками держатся, и в жизни и в смерти вместе, - тяжело вздохнул старик.
 - Не хорошо, очень не хорошо с вашей то стороны будет, ты Николенько  пыль величия то, стряхни, глядя ему в газа сказал старый акробат-гардеробщик, наливая по второй.

 Самое поразительное было то, что старик у него ни чего не просил, говорил прямо без лести и заискивания, без желания получить, что-то в будущем, заставив его постыдиться и ощутить себя ничтожеством.  Как он точно приметил - "пыль величия", это действительно пыль, которая покрывает душу человека при возможностях его в обществе.
 Ещё десять минут назад всё было по-другому, куда делась уверенность, вальяжность, напыщенность и значимость, которые растворились в стыде его бытования.

  - А какие миллионы к ногам вашей матушке бросали!!! - Продолжал старик, - Ан нет, не променяла ни призвание, ни цирк, ни искреннею любовь к вашему батюшке, силу природа дала коих и нет уже, а какой большой души был человек, вот за эту душу и полюбила, вот так-то Николенько.

 - А вот вы Николенько мог и не родится совсем, сказал гардеробщик, слегка тронув его за плечо.
 - Доктора предостерегали матушку вашу, или ребёнок или сама могла помереть, ан нет решилась голубушка. Вот в этой самой каморке мне душу то и выложила, со вздохом посмотрел на стены старый акробат - гардеробщик, вспоминая давно ушедшее прошлое.

 Николло с ужасом посмотрел на старика с нежеланием услышать страшную правду.

 Не дав развитию мысли Николло, старик продолжал - И сказал ей как друг - "Ежели не родишь, всю жизнь жалеть будешь, верь в хорошее и будет хорошо, а Всевышний поможет, обязательно поможет", - так то Николенько. А любила то тебя как, роды были тяжёлые чуть не помёрла голубушка, такой малышке от богатыря родить это знаете...только от большой любви.

 - Какие номера делали с матушкой вашей, "карусель" назывался, батюшка ваш вставал на тумбу надевал реквизит в виде солнца на шею и раскручивал - восемь человек, с важностью поднял вверх палец старый акробат - гардеробщик. В  номере есть свой секрет, реквизит, что ваш батюшка покойный на шее крутил с подшипником будет, а то сами понимаете один оборот и кожи нет, и каждый атлет должен иметь вес одинаковый, все кроме одного надевали пояса с дробью. Как вы понимаете, у матушки вашей был самый тяжёлый, физика, дисбалансус, - продолжал старик.

 -  Номер " Шаг в пропасть", батюшка ваш над головой держал доску с двумя крутящими дисками, а Лолли шла, вот где чёткость движений и такта отработаны. Матушка ваша делала шаг в никуда, а в это время Иван подводил доску под шаг, тяжёлый номер в исполнении, но каков, каков эффект был! Данный номер был чрезвычайно популярен ввиду необычности сложности исполнения и синхронности отработанных движений.

 - А номер "Полёт на Луну", где основным снарядом была вертикальная штанга с грузом внизу, четыре атлета прыгали на трамплин, где Лолли держась за перекладину штанги, взмывала ввысь и зритель видел, что сила инерции не позволяет ей долететь до кольца, и тут в самый последний момент Лолли отталкивается от штанги тем самым получая дополнительное ускорение долетает до цели пробивая кольцо с тончайшем пергаментом рисунком луны.
 Секрет ещё заключался в самой штанге, в нужный момент Лолли кнопкой отпускала пружину, которая и давала её дополнительное ускорение. У данного номера был ошеломляющий успех, кстати, до настоящего времени ни кем не повторенный.

 Интересные номера матушка ваша имела возможность придумать, и это у вас поди от неё.
Физика, математический расчет, задумка, мастерство исполнения и красивая подача зрителю - вот необходимые основные составляющие, вы Николенька это помните, всегда помните, и успех обеспечен.
 
 - Вы Николенько то, номерок родителей извольте запатентовать, а то знаете, кхе-кхе, воровство не только на базаре бывает. У людей как, со временем меняется только одежда и быт, а человеческие пороки остаются неизменными, так-то Николенько.

 - Кушеточка,  на которой вы сидите, матушку вашу ещё помнит, лежала  на ней после трагедии, лет пятнадцать назад выкинуть хотели, а я сохранил, память всё-таки, как увижу так и вспомню родителей ваших, а каждый день вижу, - сказал бывший акробат, с тяжестью прошлой памяти.

- Вы здесь живёте? -  спросил Николло, отламывая кусочек засохшего сыра.

- А куда мне идти, отвечал старик, - здесь вся моя жизнь, взлёты и падения, несчастье и любовь.  – То, что вы сейчас молод, в звуках славы почёта, уважения и в окружении подхалимных улыбок и лести, но это Николло может быстро закончится, если сейчас не подумать о будущем.

 Николло слушал молча и с благодарностью принимал откровения правды, правды которую может сказать человек не имея в душе корысти.

 Он смотрел на его поношенный пиджак, бесформенные брюки и старые стоптанные ботинки, ему ещё было стыдно за то, что вчера он праздновал в ресторане с новыми друзьями удачный контракт, а за эти деньги что выпито и съедено он мог справить не один костюм таким как это старик, волею судьбы ставший не удачником.

 - Да, действительно скверно с моей стороны, - сказал Николло. - Я могу вам чем-то помочь?

 - Мне? Нет! Вы лучше о душе своей позаботится изволите, а мне здесь держат и на том спасибо.
 - Ты заходи ко мне, я вам многое могу рассказать, сказал на прощание старый акробат, наливая по рюмочке напоследок.

 Николло выходил из пристанища старого акробата совсем другим человеком и уже твёрдо зная что делать в дальнейшем.


 - Я к вам по делу директор, сказал Николло, усаживаясь в глубокое кожаное кресло напротив стола управляющего.

 - О-о Николло-о, протянул улыбающийся директор с итальянским акцентом,  - Я всегда рад тебя смотре-еть.

 Директором был  полнеющий, маленького роста, хитрый, расчётливый и жадный, итальянец по происхождению, уже догадываясь что Николло придумал что-то интересное и это обязательно принесёт ему прибыль.

 За новые номера и почувствовав свою необходимость, Николло держался уверенно, спокойно с чувством собственного достоинства и значимости, неспешно покручивая трость с серебряной ручкой в виде бегущей гончей, и так же неспешно начал разговор.

 - Меня приглашают работать за границу и организовать новую программу,  глядя в глаза директору.

 - О-о Николло мне о-ошень жаль, я уже хотел с тобой подписать новый контра-акт на хороший условий, ошень жа-аль, - протянул управляющий с сожалением, что не подписал ранее с ним долгосрочного контракта.

 - Но я хочу, - продолжал Николло, - я хочу сделать новую программу здесь.

 - Николло-о, как я рад, ты есть большой, большой выдумшик, новый програм-м, новый програм-м, с воодушевлением сказал управляющий с каким то облегчением закуривая сигару.
 
 - Это требует больших затрат? спросил управляющий.

 - Для того что бы курочка снесла золотое яичко, нужно сначала эту курочку купить, было бы хорошо, что бы эта  была породистая курочка, - сказал Николло чуть улыбнувшись.
  - Я конечно могу найти инвестора, но тогда, - здесь он сделал паузу, - тогда львиная доля прибыли будет, как вы понимаете за ним.

 Видя не уверенность директора в начинании нового рискованного дела, обладая дипломатией ведения диалога, продолжал:

 - Господин директор помнит, что бы Николло что-то обещал и не сделал?

 - О-о, нет мой мальшик.

 -  Господин директор разве думает, что Николло хочет плохое цирку, где родился, вырос и выступали его родители?

 - Нет, нет,  я так не думать софсе-ем, но такой большой финанс затра-ат.

 - Господин директор в сомнении и не верит Николло?

 - Я верю, но..

 - Тем более, - перебил его Николло, - Простите ли вы себе в будущем, когда сея программа выйдет там! - указав пальцем в сторону подразумевая за границу. На данный момент прокручивается старая обойма репертуара и зал наполовину пуст, зритель скучно видеть то, что видел ранее и сейчас от вашей решительности зависит дальнейшая продажа билетов и возможно судьба цирка в целом.

 - Да Николло, но нужен контра-акт.

 Николло достал из внутреннего кармана готовый и положил на стол .
В данном контракте чётко прописывалось, что он Николло Грациолли берёт на себя не только организацию новой программы, но и финансовую часть с подтверждением прибыли не менее существующей. В случае не удачи он Николло Грациоли обязуется выплатить неустойку, где в графе стояла огромная сумма, которая затмевала все проценты причетаемые ему в качестве гонорара.

 - Николло! Откуда вы возьмёте такой огроммый сумм?

 - Я её возьму у Барнума, сказал Николо, загадочно улыбнувшись.

 Согласно контракту директор не терял ни чего,  получая новую программу с сохранением прибыли или  огромную сумму, где тем самым имея возможность посадить молодого Николло в долговую яму, заставить его отрабатывать на него всю жизнь.
 Директор взял перо, про себя думая - "Да он полный дурак", и делая маску сомнения, играл в нерешительность.

 - Но!  - Резко сказал Николло, - Успех возможен только в одном случае,  перед тем как подписать директор должен быть уверен в успехе общего дела!

 - О-о, да-да, с хитрой улыбкой благодетеля, произнёс управляющий.

- За успех!  - сказал управляющий,  доставая из буфета хрустальный графинчик с коньяком, хрустальную вазочку с икрой и блюдце с тонко нарезанный лимоном.

 - За успех!   Чокаясь  сказал Николло, разглядывая такие же гранёные стопки как и у атлета - гардеробщика.


 Спускаясь по лестнице к старику акробату, не вольно сопоставил - в одном знании  богатство и нищета могут пить из одинаковых стопок.

 Поздоровавшись старыми друзьями, обратился к старому акробату - гардеробщику:
 Мне нужна ваша помощь, завтра после вечернего сеанса я прошу вас собрать всех артистов, так сказать старую гвардию, не выступающих по возрасту или ввиду полученных травм, ваше присутствие так же необходимо. 

 В назначенное время стали подходить старые артисты - акробаты, жонглеры, фокусники и гимнасты, не потерявшие своей артистичности по настоящее время. На радости встречи со старыми друзьями они обнимались, вспоминая прошлое, старые клоуны выдавали острые штучки, поднимая настроение и смех всех присутствующих.

 Николло надел костюм попроще, что бы избавить присутствующих от барьера в будующем диалоге.

 - Добрый вечер друзья, поприветствовал Николло собравших,  - спасибо всем, что вы нашли время и пришли...

 - Да, у нас время полные штаны, оттянув в стороны штанины брюк, выдал остроту старый клоун, под смех  присутствующих.

 - В ближайшее время намечается новая программа, и я хотел бы что бы вы приняли непосредственное участие, - продолжал Николло.

 - Да из меня уже наездница только публику смешить, сказала под смех седоволосая акробатка, не потерявшая с возрастом фигуры и артистичности, одновременно без стеснения подняв ногу в вертикальном шпагате, длинная юбка упавшая на пояс оголила нижнее бельё и ленты подвязок.

 О-о, Гретта, захлопали в восторге все присутствующие, пребывая в состоянии радости встречи.

 А выступать на арене вам не нужно но, - сделал паузу Николло придавая значимость своей мысли, - Вы обладаете тем богатством жизненных знаний, которое молодым предстоит пройти,  у каждого, наверняка есть номера которые осуществлялись с успехом или номера оставшиеся в мечтах . По желанию вы подберёте себе достойную замену и выступите как учителя молодых исполнителей, я каждому из вас уделю время на обсуждение номера с возможными дополнениями.

 Николло заметил, как его слова произвели впечатление, как серьёзны стали лица старых артистов с ощущение возможности и кому то нужности.

 - И где мы будем искать себе подобных, - спросил один из присутствующих,  - На улице?

 - Мы все люди с улицы, - ответил Николло, - И поверти на улице много не раскрытых талантов, и увидеть таланты предстоит вам. В ближайшее время типография напечатает плакаты с призывом на просмотр, который будет проходить под открытом небом в сквере за цирком. Организацию данного мероприятия я беру на себя.


 На тумбах объявлений на жёлтом кричащем фоне под заголовком "Circus"  появились плакаты следующего содержания:
  "Цирковая комиссия проводит просмотр всех желающих в возрасте от 11 до 20 лет, для участия в новой программе.
 На темы - клоунада, пантомима, дрессировка, гимнастика, атлетика, фокусы, или по желанию кандидата что-то интересное.
 При большом скоплении народа, на просмотре, кондидаты должны показать свою оригинальную индивидуальность.
 Время просмотра ограничено от двух до десяти минут.
 Запись  в кассе цирка".

 Просматривая списки кандидатов по темам, Николло обратил внимание на чистый лист с единственной фамилией и записью - "Студент физика - математического факультета Петербургского Университета имеет возможность произвести расчёт сложного циркового номера с задумкой такового".
 - Хм! Подумал Николло, из всех этот единственный, и мой.

 В цирке преобразование шли полным ходом, в спешном режиме работали маляры, плотники, реквизиторский цех, приводились в порядок конюшни и помещения, артисты разучивали новые номера, арена для репетиций была расписано буквально по минутам, все работали с большим воодушевлением и азартом под впечатлением преобразования нового, в котором каждый принимает непосредственное участие. Николло старался продумать всё до мелочей, даже закупили конфеты для детей.
 Только один человек был не доволен новостью, это директор, который каждый день подсчитывал убытки и перечитывая договор про себя думал - "Мы имеем дело с большим дураком, либо с большим гением".
 
 Столичные тумбы пестрели яркими объявлениями о предстоящей новой цирковой программе, но огорчало Николло то, что билетов по новой цене было продано менее двадцати пяти процентов.

 " Ты должен сделать всё, что бы у зрителя было ощущение не зря потраченного времени и денег" - Вспоминал Николло слова старого акробата. - И если зритель, покидая стены цирка, имеет желание посмотреть ещё раз, это и есть награда, награда для циркового мастера самая высокая  и имя её - "Признание."
  - А когда работаешь в пустом зале, какой может быть подъём адреналина с чувством, что  всё что ты делаешь ни кому не интересно и не нужно. Мы артисты люди для зрелища и для праздника души зрителя, их веселить и удивлять, где обмана и халтуры здесь быть не может, зритель чувствует всё, и желание его обмануть имеет последствия плачевные".

 Николло составил списки всех будущих приглашённых из уважаемых чинов, судей, адвокатов, редакторов газет, крупных торговцев и заводчиков, не забывая членов императорской фамилии,  вручив им бесплатно билеты лично, словом собрав свет столицы, но всё равно  ярусы оставались не выкупленными.
 За день до  выступление Николло забрал все не выкупленные билеты ярусов, раздал старым артистам со словами – « Мещане внизу, работные наверху, раздать бесплатно».
 Когда эта информация дошла до управляющего, он схватился в ужасе за голову со словами:

- " Николло какой дорогой курочка, эт-то крах!".


 Колонны и ярусы были украшен в трёх цветным колором национального флага, поднимающий патриотизм и национальную гордость зрителей. Яркий свет освещёния настраивал зрителя на предстоящее шоу и что-то значимое.

 В элегантном фраке Николло выступил как конферансье, с середины арены обратился к зрителям:
 - Добрый вечер, мы очень рады, что вы пришли на открытие новой программы, сегодня вы увидите  как новые номера молодых артистов, так и старые в новом исполнении, мы постараемся, что бы сегодняшний вечер был для вас интересным и не забываемым. Сложнейшие трюки мастеров циркового искусства, дрессированные животные и конечно же клоунада не оставят вас равнодушными.
 Цирк это не только мастерство исполнения, цирк это то место, где зритель получает ощущения радости, восторга, удивления и смеха, и вы все примите в нём непосредственное участие.

 - И так мы начинаем...

 Тематику программы Николло выбрал  патриотика, поднятие духа соотечественников, любовь к стране, царю и отечеству.

Барабанный бой  и звуки фанфар разрезали шум ожидания начала представления.

 "При составлении цирковой программы требуется максимум усилий понятия совместимости номеров - удивления, смеха, страха, гордости, волнений и мастерства ловкости и силы"  - вспоминал Николло слова старого акробата - гардеробщика, которые легли в основу последовательности номеров сегодняшнего выступления.

 В первом отделении выступали молодые ученики, учителей старой цирковой школы, работали с полной отдачей  утвердиться и доказать, с желанием направить свою судьбу в русло циркового искусства.
 Конный номер с наездниками в форме гусаров 1812 года, поднимал публике патриотизм победы русского оружия и духа предков над французом. Мастерство наездников - акробатов исполнителей трюков, вызывали у публики удивление и восторженность.
 Ales! Ales!..  - подбадривал стоящий на середине арены, его сухие щелчки кнута разрезали напряжение витающий в воздухе цирка.

  В программу был включён номер его родителей - "Шаг в пропасть",   отработанные движения  такта и согласованности исполнителей, вызвали у зрителей восторг и овации.
 Новый номер, придуманный Николло, произвёл на зрителей настоящий фурор. С купола спустилось кольцо, где внутри кольца на горизонтальной штанге с большими шарами, стояла акробатка. По мере подъёма кольца, стоя на середине манежа атлет раскручивал кольцо.
 Ву-ум, ву-м, рассекало воздух кольцо, секрет ещё заключался в том, что не смотря на одинаковые размеры шаров, один был пустотелый с отверстиями которые при движении усиливал шум рассекаемого сопротивления воздуха. Зрители с замиранием сердца смотрели на раскручиваемую конструкцию, где сила инерции выталкивала пытаясь удержаться акробатку, в то время как раскручивающий увеличивал скорость вращения не замечая возможность угрозу выпада её из круга.
  - У-ах! вскрикнул с испугом зал, когда акробатка выпала за приделы кольца, и сорвался в овации когда  держась за страховку артистка выполнила  акробатические фигуры.

 В цирке это известный приём, по мере исполнения номера поднять у зрителя волнения до придела, а потом резко отпустить, эффект очень популярный, где фальши нет место быть.

 Все артисты цирка в данной программе работали с полной самоотдачей с воодушевлением и азартом с огромной верой в успех, как будто этот номер был их последний, создавалось впечатление, что даже животные - артисты, ухоженные и накормленные, старались показать свои способности и сделать все, что от них требовалось - чётко и красиво.

 Так же был показан интересный номер - "Генералы на войне". В полной темноте раздаются подобие взрывов и вспышек, с освещением на арену выходил воин, тоща за собой пушку на кривых колёсах и волоча в сетке ядра, цветные широченные галифе, огромные золотые эполеты с длинными верёвками, съехавший набок парик с девичьей косой, увешенный медалями и орденами мундир и треуголка с огромным пером страуса, уже на выходе данного генерала вызывал у зрителей не поддельный смех.

 Причитая как он устал от войны, встречает своего врага, где в бодрости духа начинают выкрикивать слова угрозы, мнимый враг делает выпад и колет своего противника штыком в зад, конструкция на пружине уходящего штыка вовнутрь, создавала зрительное восприятие реальности.
 - У-ай, громко выкрикнул наколотый генерал, подпрыгивая и натирая больное место, одновременно заряжая ядром свою пушку, другой пытаясь спрятаться падает на четвереньки, накрывая свою голову руками, дымящее ядро закатывается под него, замечая близость ядра убегает за кулисы....
 По залу разноситься громкий смех комичности ситуации.
 Генерал поднимает дымящее ядро и идет в зал к зрителям…

- Подержите пожалуйста, это не надолго, - насильно кладя зрителю ядро в руки, одновременно затыкая уши, закрывая глаза и прячась за его спину. Зритель пытается избавиться от дымящего ядра, тем самым вызывая смех всего зрительного зала.

 - Нет, вы не военный, причитает клоун-генерал отбирая у зрителя ядро и демонстративно слюнявя пальцы тушит фитиль ядра, и подготавливая зрителя бросая его на арену, где зритель видит что ядро тяжёлое.
 В это время приходит второй генерал  и пользуясь случаем подбирает лежащее ядро с намерением бросить тяжёлое ядро в своего врага, который с криками испуга бегает вдоль рядов прячась за спины зрителей.
 И тут происходит неожиданное, под визг и смех, тяжёлое ядро  летит в зрительный зал, попадая в голову врагу, где ядро отскакивает в партер зрителей. Данное ядро оказывается резиновым мячом выкрашенное в один цвет с настоящими тяжёлыми ядрами. От неожиданности зрительный зал срывается в громкие овации и смех.   

 - О-о-о, - держась за больную голову, выходит генерал и падает на середину арены...

 - Хочешь вылечу? -  Говорит его "враг", доставая большой штоф, поочерёдно отпивая, начинают обниматься и причитать, что война это плохо, а дома в мире лучше, так как на войне могут нечаяно убить ядром..

 Под конец номера  генералы - клоуны обходят детей зрителей, награждая их конфетами и медалями-шоколадками снимая с себя со словами, что они им уже не нужны и лучше в карманах держать конфеты, чем пули.

 Данный номер стал популярен ввиду того, что простому народу война не нужна, а если и случается, то все войны были между королями.

 Так же был отработан и мастерски показан номер его матери "Полёт на Луну" вызвав у зрителей бурю оваций и восторга.

 Под конец представления Николло называл имя или псевдоним циркового артиста старой школы, где одновременно из-за кулис выходили их ученики исполнители сегодняшней программы. И самым необычным для зрителей было то, что старые артисты сидели среди зрителей, выходя на арену под аплодисменты, где каждому Николло вручал корзину цветов и маленькую памятную коробочку в подарок.

 - Гретта! Исполнительница двойного сальто-мортале через два кольца...

 - Непревзойденный старина Бумс! Тот самый любимец клоун Бумс, с его неподражаемым юмором..

 - Укротитель диких львов и тигров - "Львиное сердце"...

 - Мастер акробатических номеров, бесстрашный Ферро!..
 Его выкатили в кресле каталке, травма дала знать уже в преклонном возрасте.

  Дамы выходили в роскошных платьях, мужчины в хороших костюмах специально сшитые  по заказу Николло. Ни кто из артистов старой школы не был забыт, и каждому была дана дань уважения, памяти и почёта.

 Было видно, как старые артисты помолодели, выпрямились, какой огонь был в глазах и счастье в душе, счастье, что они не забыты, нужны и что-то могут.

 - " Ты должен сделать всё, что бы у зрителя было ощущения не зря потраченного времени и денег, а если у зрителя будет  желание придти ещё раз, то это наверное и есть счастье, счастье циркового артиста ощущать свою значимую необходимость, которая была заслужена кровью и потом" -  вспоминал Николло слова старого акробата - гардеробщика.

 После программы все артисты были приглашены на банкет в ресторан при гостинице "Европа", где официанты были шокированы праздными посетителями жонглирующими фужерами, ножами и тарелками.

 - Первый тост я поднимаю за нашего директора, с важностью в голосе произнес Николло, - именно нашему директору принадлежит идея новой программы, именно с его лёгкой руки и благословения нам удалось осуществить задуманное...
 Все артисты  в душе понимали, что это не совсем так, но с восторгом поднимали полные бокалы.
 Директор глуповато улыбаясь принимал восторженные взгляды и поздравления своих подопечных, так же глуповато раскланиваясь всем сидящим.
 Имея утренний график бодрствования сославшись на срочные дела, директор вскоре покинул праздную компанию, где после господа артисты дали волю душе и телу, парой пугая и удивляя обслуживающий персонал ресторана.

 Следующее выступление Николло назначил на пятый день, разумно рассуждая - завтра артисты ещё гуляют, на третий и четвёртый день подтягиваются на репетицию.

 На утро все столичные газеты наперебой кричали о грандиозном шоу новой цирковой программы, вся столица говорила только об этом, необычно популярны были рассказчики побывавшие на данном представлении.

 Перед зданием цирка стояла огромная толпа.
 Что случилось? С волнением подумал директор, но когда подошёл к кассам, причина стала ясна из объявления -
"На  ближайшие сеансы все билеты проданы, просьба в окно кассы не стучать!
 Начало продажи на следующие с 22 сентября."

 Ближе к семнадцатому году, времени разрухи и беспорядка, следы Николло Грациолли теряются, поговаривали, что его видели в Вене или Париже, но во всяком случае с его организаторскими  и новаторскими способностями вполне возможно, что он успешно сотрудничал и с самим знаменитым Барнумом.

 Ещё заслуга Николло Грациолли  в том, что именно он ввёл достойную возрастную пенсию для цирковых артистов, а так же пожизненную пенсию, в случае травмы полученную при исполнении цирковых трюков.


 "Зритель очень тонко чувствует мастерство, обману здесь нет места быть, ты должен отдать своей профессии себя всего, и половин здесь быть не может, такая уж судьба артистов, или всё или ни чего".




                Лиляк Э.Л.25.03.2018. 20-21.