Несусветная грамота - 10

Нина Евгеньевна
                Пасхальные обычаи русского народа
   
   Вот и закончились светлые пасхальные дни 2018 года с замечательным обычаем-приветствием любого, даже совсем незнакомого человека, с пожеланиями ему добра и мира, здоровья и радости. Удивительно, но почти никто не задумывается над тем, как появилось в обществе такое распространённое слово "ПАС-ХА". Обычно  оно целиком и полностью связывается только  с событиями из жизни и казни Исуса (Иисуса-?) Христа. Учение было заимствовано на юго-западе  и долго называлось греко-византийским, хотя попало оно в  Византию и Грецию также извне, из Рима и из ИеРУСалима.
   
   Пас-Ха... Задумаемся: корень в этом широко распространённом слове, безусловно, "пас". Спросите любого школьника, что это за корень, какой в него вкладывается смысл, и он ответит вам: "Ну, это..., когда на футбольном поле один игрок  передаёт мяч другому!"  И будет совершенно прав. Так с чем же связан этот "пас", что передавал другому наш древний предок, какой-такой "мяч"? Не вечные же мучения, надеюсь, а то и невыносимые страдания распятого живого человека на крестовине,  передают нам ежегодные пасхальные дни... И чему надо радоваться?

   Попробуем разобраться: слов с этим древним корнем великое множество. Тут и ПАСтух  с  ПАСтушкой  и  ПАСторалью, подПАСок, ПАСтушок, ПАСтушонок, свиноПАС и даже ПАСечник. Над ними, конечно, возвышается католический  ПАСтор и все православные ПАСтыри, увеличивается  их  ПАСтва, но все эти понятия возникли гораздо позже с исторической точки зрения.

   А вот появление хозяйства у людей, домашнего скота диктовало разделение труда и обязанностей. Хозяева на определённом этапе развития передавали в торжественной обстановке свой сКОТ специально выделенному общиной человеку со строгим наказом: "Сохранить  здоровым и вернуть хозяевам в определённые сроки". Именно так зародился в дохристианской деревне праздничный обычай выгона скота из зимнего стойла на первые травушки, проклюнувшиеся почки.  Вот тут и совершался "древний ПАС"! Передача самого дорогого, ухоженного, прирученного скота, особому обученному человеку, говоря нынешними словами "профессионалу" или "специалисту".

   Скот тщательно готовили к этой встрече: мыли, чистили, вычёсывали, наряжали всей славянской  семьёй.  Коровьи рога украшали венками, лошадям заплетали гривы и хвосты, на шеи подвешивали  колокольчики, бубенцы и бубенчики, чтобы легко было отыскать в кустах отбившуюся от стада непослушную скотину.

    Пастуха встречали на ранней зорьке всей семьёй с поклонами и пением, вручали  вышитое полотенце, расшитую сумку с продуктами: пирогами, лепёшками, вкрутую сваренными яйцами.  Его старались задобрить и брали с него Слово, что он сбережёт их скот,а также обеспечит здоровый приплод в определённые сроки. На первую травку, на проклюнувшиеся на кустиках почки, на родниковую воду, на нежные листики, на солнечную долину гнали отощавшую застоявшуюся за долгую  зиму скотинушку.

   С появившейся специализацией труда появились и слова: пасть (хищника), пасть (падёж скота), опасность, опасение, спасение, глагол "спасать",такое явление как  "альтруизм спасателей"  и  праздники трёх Спасов. Пасти скот было нелегко:злые волчьи стаи, грозные хищники в лесах и на горах, повсюду - заболоченные места. Об этом нам рассказывают глагол "напАсть"  и понятие "нАпасть". Наверное там, среди неожиданных оПАСностей, появился и глагол "сПАСовАть", родственный нашему пониманию "испугаться трудностей", несущий в себе  общественное осуждение, не имеющее к образу Христа никакого отношения. Появились; имя  существительное "прОпасть"  и глагол "пропАсть". К ним добавились крики "СпасИте!" и форма благодарности в виде распространенного краткого - "Спаси-Бо!" (Спаси, Боже!).

   Коров-кормилиц пригоняли доить на вечерней зорьке, расспрашивали обо всём пастуха и по очереди ежедневно из дома в дом приглашали его отужинать "чем Бог послал". Заранее готовили пищу повкуснее, топили баньку, приПАСали чистое бельё, свежие веники. Профессия пастуха была уважаемой в обществе, почётной. В свою очередь, и пастухи в свободные минуты плели лапти и домашнюю утварь, вырезали детям дудочки и свистки. Говорят, что лаптей пастуху хватало дня на два-три в погоне за непослушной животиной, так что понадобились помощники - подпаски и пастушьи собаки.

   Любой русский  праздник славился широким застольем и специальными блюдами: калачами, куличами, курниками, рыбниками, блинами, лепёшками, творожной ПАСтой. Для этого в течение длинного Великого поста хозяйки делали заПАСы и приПАСы. В большом глиняном блюде выращивалась травка, а на неё  выкладывали разноцветные яйца. Их красили в кипящем настое заранее припасённых  природных красителей. Красили  яйца в луковой шелухе, в берёзовых и крапивных листьях, в свекольном и морковных соках, в дубовой коре. Яйца приобретали не только индивидуальную  ПАСтельную раскраску, но отличались и вкусом, и ароматом, и полезностью. Но больше всего детям и взрослым нравилась игра по обычаям Красной Горки, когда собиралась большая гурьба и каждый ставил на кон своё индивидуально покрашенное яйцо, а противник своё яйцо-биту старался так прокатить по доске, чтобы поПАСть, разбить и присвоить себе выигранное яичко. И всё это происходило при весёлом скоплении народа и постоянных  подзуживаниях со стороны  наблюдателей. Правда,  было весело и многолюдно, человек не чувствовал себя одиночкой как сейчас, особенно в изоляции от коронавируса.

   Отметим, что в отличие от еврейской и православной пасхи есть ещё и более древняя славянская пасха, которую называют АнтиПасхой (Пасхой Антов!). Её все знают как русский народный праздник - "Красная Горка". Празднуется она через неделю после церковно-православной пасхи, а на второй день после неё наступает ещё и РадУница - День поминания всех умерших родственников, предков,  передавших нам свой накопленный опыт выживания на непростой планете Земля. Вот так встречали весну  и  пасхальный  сезон  в нашем Древнем Русском Мире. Но и это ещё не всё! Существуют Пасхалии - календари, где специально высчитывают по фазам Луны дни календаря, определяют время Великого Поста, страстной недели и тайны Воскресения. Загорается таинственный огонь в иерусалимском Храме Гроба Господня, за который шли погибать крестоносцы, даже подростки собранные со всей Западной Европы.

   Но вот сегодня, 22 мая (9 мая по церковному календарю), как раз День Николая Мирликийского, к которому в христианскую эпоху приурочен выгон скота, более всего подходящий нам по климатическим условиям день: травка зеленеет, на деревьях молодая крона, целебные одуванчики желтеют на всех газонах. Только вот солнышко не блестит, как и утром в нынешнюю Пасху. Всё утро  закрывали небо тяжёлые тёмные облака... А ведь в старину на пасху рано вставали даже дети, чтобы взглянуть, "как солнышко играет". Говорят, плохая примета... Может быть, сердится на нас всех Создатель за то, что переворачиваем всё с "ног на голову", подчищаем, подделываем исторические факты в угоду тем, в чьих руках власть.