Значение правового воспитания личности

Анастасия Потоцкая
Правовое воспитание является одним из важнейших компонентов личностного развития и правовой культуры, в частности.  Оно неизменно направляет личностный потенциал в сторону формирования ясных представлений о координации общественной жизни под призмой правосознания. Однако нередкой в наше время становится ситуация, при которой правовая безграмотность вырождается в упадок общенравственной культуры личности и её деградации на повсеместном уровне, а также формирование антиобщественных взглядов и установок.  Духовно-нравственная составляющая жизни общества на современном этапе находится в прямой зависимости от содержания ценностного компонента отдельной личности. И поэтому необходимость реализации основ правового воспитания на этапе личностного становления отличается своей остротой.
Правовое воспитание имеет неразрывную связь с другими видами социального воспитания, среди которых нравственное, патриотическое, культурное и конечно же семейное. В данной связи хотелось бы заметить, что подрастающее поколение на сегодняшний день можно характеризовать духовной бедностью и личностной бесцельностью. Большинство семей в вопросах воспитания не акцентируют своего внимания на формировании духовно-нравственных основ, а ограничиваются учётом начальных социальных потребностей ребёнка в питании, заботе о здоровье и т. д.   Условия воспитания детей должны отвечать общепринятым стандартам, в частности социально-культурного плана: являть собой духовное воспитание и материальное обеспечение в совокупности, а также содержать высокую долю ответственности и внимания. Социализация подрастающего поколения является одной из приоритетных задач государства, решение которых должно обеспечиваться широким использованием различных государственных ресурсов.
Что касается целевой направленности правового воспитания, то можно говорить о качественном преобразовании всего общества на фоне выработки правового сознания у отдельных граждан. Цели правового воспитания можно выделить в несколько групп. Близлежащие цели выражаются в организации систем правовых знаний и предполагают законодательное оформление норм жизни в правовом государстве посредствам конституционного представления и формирования всей законодательной базы в целом.  Промежуточные цели заключаются в формировании правовой убеждённости гражданских масс в справедливости существующих законодательных установлений и необходимости их существования для защиты интересов общества и отдельных граждан от противоправных и преступных посягательств, в частности посредствам их пресечение и предупреждение также. Конечной целью правового воспитания является выработка привычек правомерного поведения, сознательно мотивированная и личностно необходимая.
В литературе правовое воспитание понимается как целенаправленная деятельность по передаче правовых культуры и опыта, а также идеалов и механизмов разрешения конфликтов, таким образом закладывая на фоне выработки правового сознания и основы психологии, конфликтологии, белорусской идеологии, культурологии и ряда других отраслей, начальное знание которых лаконично объединяет в себе общее правосознание.
Категорию правового воспитания можно рассматривать в узком и широком смысле. В широком смысле правовое воспитание представляет собой процесс формирования правосознания и правовой культуры отдельных индивидов и всего общества в целом посредствам усвоения основ социально-экономического уклада жизни общества, политического режима, идеологической направленности, а также духовно-нравственного потенциала. Вместе с тем, хочется отметить, что последний находится в состоянии крайнего истощения. Данная проблематика уходит корнями в культуру. На сегодняшний день оптимизация производственных сфер не обходит стороной и культурно-образовательную часть, лишая таким способом подрастающее поколение возможности духовного воспитания. Так, всё больше плодится потенциальная антиобщественная угроза, угроза в лице подрастающих поколений, лишённых света культуры и эстетического воспитания, без которого не представляется возможным развитие правового сознания в частности. 
Таким образом, рассмотрение категории правового воспитания в широком смысле даёт основания полагать что правовое воспитание как таковое является многогранной проблемой, которая наравне с правовыми аспектами жизни общества затрагивает психологические, нравственные и педагогические.
В узком смысле правовое воспитание определяется как один из видов общественной деятельности, выраженный в организации работы государственных органов и общественных организаций, а также направленный к выработке правовых знаний у гражданских масс и формированию отдельно добропорядочного гражданского типа личности. В данной связи хотелось бы отметить, что спорной представляется и ситуация, касающаяся координации деятельности государственного аппарата, выраженное зачастую в недостаточно качественном оказании услуг отдельными государственными организациями.
Таким образом, можно говорить о том, что правовое воспитание должно не только исходить от государства, но и воплощаться в нём самом.
Правовое воспитание как и весь воспитательный комплекс выполняет две основных функций. Первая состоит в передаче ребёнку комплексных знаний, составляющих общее оценочное представление о жизни и в частности представление о законодательно допустимой модели поведения посредствам формирования уважительного отношения к закону и праву. Вторая, в свою очередь, заключается в формировании правовых убеждений как компонента личности уже на сознательном уровне и состоит в усвоении правовых запретов и ограничений.
Таким образом, из сути данных функций вытекает содержание правового воспитания как процесса формирования правовой культуры и включает в себя следующие структурные компоненты:
•информационная база;
•выработка соответствующего отношения к праву;
•воспитание установки на правомерное поведение, а также необходимость в таковом;
•организация деятельности субъектов правового воспитания в рамках государственных и общественных институтов.
Вместе с тем, воспитание должно представлять собой не только трансляцию знаний, накопленных в социальном опыте предшествующих поколений, но и четко концентрировать систему мер правового воспитания и постоянно её совершенствовать, исключая при этом установку пространных задач и недосягаемых целей в привязке к адекватности. Такой расклад позволял бы говорить не только о существовании самого механизма правового воспитания, но и о его эффективности, что на сегодняшний день нельзя представить в большом процентном соотношении с успехом.
Мероприятия по правовому воспитанию в категориально-возрастном разрезе не должны себя ограничивать. Ведь формирование правовой культуры как и процесс обучения должен протекать бесперебойно в любом возрасте.  Вместе с тем, в првовоспитательном процессе должен быть исключён принуждающий характер во избежание риска обратного эффекта: злонамеренного нарушения норм права. Таким образом, насаждение правовой культуры силовыми властными методами не должно иметь место.
Исходя из всего можно говорить, что одной из главных целей правового воспитания является выработка у граждан прогрессивного юридического мировоззрения, установка социально активной гражданской позиции, а также знание своих прав и обязанностей, закреплённых законом. В рамках правового воспитания речь идёт о личности с острым чувством справедливости, уважением к закону и порядку, а также личности, противодействующей правонарушениям.
Отходя от формализованного научного изложение хочется сказать, что в наше непростое время правовая культура жизни общества и культура в принципе исчерпывает себя на корню. Это касается в частности социально-педагогического, морально-нравственного и культурно-эстетического планов. Процесс общественного регресса налицо и рычаг его переключения в самих людях и только в них. Ведь культурный в правовом поле человек – это человек культурный в принципе. И не иначе!