Ещё не игранный по нотам. Брянская школа

Катерина Пас Чна
(Ночное произведение  в педагогике Квинтилиана)



МузЫка
Владимир Сорочкин
http://www.stihi.ru/2013/08/08/840
                I

Всё это город – бесконечный,
      Как реки, мутный,
Как воды, загнанный, кромешный,
      Сиюминутный.

Всё это город – неизменный,
      Сырой, – тем паче,
Вода, зачерпнутая жменей,
      Течёт сквозь пальцы...

                II

Сгибаясь на прожжённой жести,
      Скользя по пене,
Созвездья, собранные вместе,
      Не знают тени.

И оползает свет, отброшен
      Назад с оглядкой,
Куда-то к центру от обочин
      И мути гладкой,

И небо тлеет, заедино
      Коптя с откоса,
Как масло в лампе Аладдина...
      "Сезам, откройся!.."

                III
"ЕЩЕ НЕ ИГРАННЫЙ ПО НОТАМ"
(Сюита "Ритм". Либретто)

Ещё не игранный по нотам,
      Шуршит лавиной,
Смешением, водоворотом
      Штрихов и линий,

Сбегает далее, сгоняя
      Свои длинноты, –
Вперёд, вперёд, не сохраняя
      Последней ноты...

Мотив, сулящий непогоду
      Своей печалью...
Такой и кончится, но с ходу
      Скользнёт к началу.

Он рассыпается охотно,
      Считая долгом,
Съедая звуки безотчётно
      Единым вдохом.

Мотив... Мотивчик заурядный –
      Воздушный, медный,
Пустой, расхристанный, всеядный,
      Всенепременный...

Он весь дрожит, но тем и светел,
      Что тщится плакать...
Он только дождь... Он только ветер...
      Он только слякоть...

                IV

Иглы простуженной хрипенье
      На чёрном круге:
Щелчки, шипящие поленья,
      Шуршанье вьюги.

По сбитой кромке пики, крести,
      Дымок ночлега,
Огни, топтание на месте,
      Скрип, запах снега.

Поля с притёртыми углами,
      Ручей в овражке,
И кони прядают ушами
      В одной упряжке.

Хрипит игла, летит по следу,
      Сбиваясь к ночи.
Дорога тянется – и нету
      Её короче.

Наперерез пылит, не зная
      Преград, и прямо,
Опять по кругу, пожиная
      Золу и пламя.

И голос – где-то рядом, может,
      На том овале,
В просвете, где ударил молот
      По наковальне... (…)
(Брянская школа эстетики).

ТОЧНЫЙ СТИЛЬ КВИНТИЛИАНА И ВЛАДИМИРА СОРОЧКИНА

В газете «Литературная Россия»  талантливый автор успешных  произведений «Листья, травы», «Верхний Судок», «Зерно на меже», «Музыка» - Владимир  (из города Брянска) сообщил о ночном творчестве: о размышлениях с переводами, новыми стихами и пьесами для детей в библиотеке имени Тютчева.  Его новые оригинальные  произведения адресованы детям Европы и за рубежом. Древний оратор Квинтилиан учит о ночном творчестве для взрослых. Философ А.Лосев в учебнике «Эстетика» описал ночное произведение в эстетике: какая польза от ночного труда?
«Вдохновенные страницы посвящает автор обстановке,  в которой совершается процесс творчества.
Это уединение в ночной тиши, когда  приходят лучшие мысли.
Но как ни поэтичны «молчание ночи и свет единственного светильника»,  Квинтилиан трезво заключает:
«Но если у вас найдётся свободное время, работайте при свете дня. Вынуждены работать по ночам только очень занятые люди».
Подлинно римский характер Квинтилиана весь в следующем резюме: «И всё-таки представление о настоящем уединении получаешь только от ночной работы, если, конечно, приступить к ней отдохнув и набравшись сил».
Советы возвышенные и вместе с тем вполне  деловые».
А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Ранний эллинизм.
Москва.  Искусство. 1979.  С. 502.
Талантливые педагоги, учителя проверяют вечерами и ночами школьные тетради с диктантами  и контрольными ученическими работами.Молодые студенты и аспиранты, вероятно,  ночами в научных подвигах дописывают лекции для юношества, для подрастающего поколения. Ночные бессонные поэты часто дописывают  «куплет», который ходит по пятам весь день до ночи.Русский поэт Александр Пушкин имел ночное творчество – знаменитую «Болдинскую осень», при свечах сочинил поэму «Руслан и Людмила».

СТИЛИ КРАСНОРЕЧИЯ

«Квинтилиан считает необходимым дать знание  и навыки в понимании разных стилей красноречия. Сначала Квинтилиант сопоставляет красноречие с живописью и скульптурой и перечисляет главнейших представителей того и другого искусства.
Затем он устанавливает три стиля судебного красноречия: аттический («краткий, чистый, сильный»); азианский (напыщенный и пустой);  родосский (средний между ними, смешанный). Это разделение носит у Квинтилиана  вполне объективный характер, оно лишено того бушевания страстей, которым были полны  в  эпоху  римского  классицизма споры об аттизме  и  азианстве. Разделение стилей на типы – констатация фактов, не вызывающих сомнений, и всякий может выбрать тот (стиль),  что придётся ему по душе и будет соответствовать  обстоятельствам. Квинтилиан характеризует стили ещё и иначе, сближаясь здесь с разделением Дионисия и Деметрия. Это – точный стиль (subtilis, ischnon)  стиль, употребляемый для изложения дела;  сильный стиль (habron) – для возбуждения чувств, увлекающий  человека  против волн наподобие стремительного потока, и «цветущий»  (anitheron):  cредний между первыми двумя. Границы их расплывчаты”. А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Москва.  Искусство. 1979.  С. 502, 503.
Древний оратор – учитель словесности Квинтилиан описал  художественные стили красноречия. В школе эстетики города Брянска читатели портала  stihi.ru открыли  научный стиль  реализма (документализм), точный стиль (по Квинтилиану) в успешных произведениях оригинального поэта-мыслителя Владимира Сорочкина: «Десна в Новгород-Северском»,  “Верхний Судок" (Река Верхний Судок),  «Зерно на  меже», «Музыка» (Ещё не игранный по нотам).

"Ещё не игранный по нотам,
Шуршит лавиной,
Смешением, водоворотом
Штрихов и линий".
Сильная доля - после тактовой черты в акцентированной ноте - в музыкальном произведении "Музыка" с эффектом новизны, уже открылась - в этом художественном символизме ("Ещё не игранный по нотам"). Поздравляем с яркой новостью в третьем разделе, в симфонии №3!
Катерина Пас Чна   30.01.2018 22:00.   (Рецензия).

ДЕСНА В НОВГОРОД-СЕВЕРСКОМ

Владимир СОРОЧКИН

Лазурь небес намного ярче
И пойма зеленей вдали,
Здесь, на деснянском крутояре
В предсердье Северской земли.

В своём спокойствии натужном
Застыл простор, как в полусне,
И лишь узо;рочьем кольчужным
Гуляют волны по Десне.

И понимаешь по наитью,
Что из далёка-далека
Она суровой крепкой нитью
Связует земли и века.

Рагим Рахман. В пустом отцовском доме
Владимир Сорочкин

… И сегодня висит материнская шаль
На стене, точно память о жизни былой.
В почерневшие окна влетев, как печаль,
Ветер детства играет её бахромой.

Шаль хранит от беды и наш дом, и село,
Бережёт от беспамятства прожитых дней.
Будет время, и снова подарит тепло
Эта шаль подрастающей дочке моей.

Перевод с табасаранского
http://www.stihi.ru/2016/08/09/4739

Использована литература:
1.http://www.stihi.ru/2013/08/08/840 Mузыка
2. А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Москва.  Искусство. 1979.  С. 502, 503.
3.http://www.stihi.ru/2016/08/09/4739