Костромские места вспоминая Саврасова

Вадим Константинов 2
                Провинциальный захолустный
                Городок...

                Точней, его окраина...

                Глубокий
                Лимонный снег...

                Берёзы...и грачи...

                В который раз подумалось:
                Как смог...

                И мера удивленья -
                Эти строки!..
      
                Таким "обыденным"
                Он всех нас
                Приручить!..
                11.2005.


                Зарождение весны...

                Чьи лукавые
                Гримасы мы
                Обнаружим и в снежке,
                Стаявшем почти...

                И в иных деталях всех
                Полотна руки
                Саврасова...

                Что смогло само себя
                В Вечность возвести!..
                27.02.2011.


                Щемящая тоска российского
                Пейзажа!..

                И в то же время пробужденье!..

                Новизна!..

                Надежда!..

                Вера!..

                Трепетность!..

                Что даже
                Выходят за пределы
                Полотна!..
                04.1995.
          
               
                Прочувствуйте тончайший
                Колорит!..

                Прислушайтесь, как трепетно
                Звучит
                Мелодия весны -в слезах
                Капели..

                В грачином гомоне...

                В журчанье ручейков..

                Жалея, что вы раньше
                Не умели
                Постичь, что мир,
                Вот именно, таков!..
                27.07.2011.



Общепризнанно, что картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели” является одной из вершин русского пейзажа, более того — она давно воспринимается и как один из символов России. На саврасовском полотне, разумеется, важно и значимо всё, но центральное — и не только в композиционном смысле — место принадлежит, конечно, храму — типично русскому, пятиглавому, с шатровой колокольней. Поразительна судьба этого сельского храма, которому, как и всей картине великого художника, было суждено стать как бы олицетворённым образом России. В искусствоведческой литературе, посвящённой саврасовским “Грачам”, обычно кратко констатируется, что на картине изображена Воскресенская церковь в костромском селе Молвитине. Однако с определением того, какой именно реальный храм изображён у А.К. Саврасова, до сих пор нет окончательной ясности. В популярной литературе на этот счёт бытуют различные домыслы и легенды, в частности, таковым реальным храмом объявляются различные церкви Ярославля и некоторых других городов. Решение этого вопроса слишком важно, и здесь не должно быть места неясностям.